Речь при вручении орденов группе бойцов Красной Армии, работникам «Правды» и Московского Художественного театра
Заседание Президиума ЦИК СССР 7 мая 1937 г.
Товарищи, разрешите поздравить всех вас с высокой наградой. Я думаю, первое приветствие нужно отнести к бойцам нашей Красной Армии и тем, кто получил награду за боевые подвиги. Мы любим Красную Армию, и любим не случайно. Это единственная в мире армия, которая призвана защищать первое государство трудящихся, которая не только родственна своему народу, но которая и защищает этот народ, оберегает его мирный труд. Поэтому, когда награждают наших бойцов за их доблестные дела, то этому награждению радуется не только тот боец, который награждается, не только та часть, в которой этот боец служит, но радуется весь народ Советского Союза, ибо эта награда свидетельствует о росте мощи и доблести нашей Красной Армии. Поэтому разрешите передать первый привет всем награжденным, связанным с нашей Красной Армией. (Шумные аплодисменты.)
Сегодня урожайный день по награждениям. Мы награждаем сегодня работников нашего центрального органа — «Правды». Мне трудно говорить о «Правде», потому что «Правда» для нас, людей, — я боюсь сказать старых, — для людей старшего возраста, «Правда» для нас, что ружье для верного солдата, которое, по старому выражению казаков, он ни на что не променяет.
«Правда» — именно такое оружие, которым каждый коммунист исключительно дорожит, не может не дорожить. Ведь, товарищи, в нашей стране у власти стоит пролетариат, он завоевал власть. Если вы взглянете поверхностно на историю завоевания пролетариатом власти, то вы увидите только поражения рабочих, стачки, столкновения, кровопролитие, и в конце концов — Октябрьскую революцию. Но это будет чисто внешняя история, а ведь под поверхностью этой борьбы происходит колоссальнейшая идейная борьба, которая и направляла, по существу говоря, все эти физические удары. Ведь потому массы и жертвовали своей жизнью, всем дорогим, что у человека есть, что они защищали высокие идеи, которые историей предназначено было провести в жизнь пролетариату. И вот «Правда» есть тот орган, который 25 лет просвещал пролетариат, сплачивал его, организовывал, который вместе с массами дрался за проведение этих идей в жизнь. Если бы нашелся художник, близкий по своему масштабу Шекспиру, он сумел бы в исключительно ярких красках показать историю этой борьбы, где столько было идеализма, где тысячи людей погибали в борьбе за высокие идеалы. Что может быть благороднее, честнее, где больше заложено внутреннего идейного содержания, чем в этой борьбе русского пролетариата, в руководстве которой принимала столь большое участие «Правда»?! 25-летний юбилей, который мы сейчас празднуем, получается, я бы сказал, бледным: практические задачи социалистического строительства, повседневная наша борьба, заботы, связанные с капиталистическим окружением, — все это не дает полной возможности по-настоящему нарисовать картину этой великолепной борьбы. Но я не сомневаюсь, что недалек тот день, когда появится крупнейший художник, который на этом благодарнейшем материале создаст величайшую драму, по своему идейному содержанию несравненно более высокую, чем величайшие произведения величайших мировых художников.
Поэтому вполне естественно, что награждение «Правды» есть наш общий праздник. Я от души посылаю привет и самые искренние поздравления руководителю «Правды», ее фактическому редактору т. Мехлису. (Шумные аплодисменты.) Мне бы хотелось передать привет и всем тем работникам, которые создают, печатают и распространяют «Правду».
Многие наши люди, особенно из молодежи, ищут, как они выражаются, большой идейной, организационной работы. Я, говорит, не пойду на техническую работу, техника есть техника, а у меня внутренняя одухотворенность, поэтому мне хочется другой работы. Я таким людям не верю, которые технику отделяют от большой работы. Вопрос состоит в том, что ты под техникой подразумеваешь. В капиталистической стране чистить сапоги капиталисту — это есть техника для куска хлеба. А в социалистическом государстве — что бы ты ни делал, какой бы ни была узкой техническая работа, скажем, брошюровка «Правды» — самая механическая работа, но для того, чтобы она не была технической работой, человек должен знать и понимать, что «Правда» является идейной руководительницей, могучим отрядом мирового пролетариата — советским отрядом. Если человек понимает технику не как простую технику, а связывает ее со всей социалистической работой, то и техника ярко пронизывается самым большим идейным содержанием. Разве не было техникой, когда люди шли в подполье, чтобы печатать подпольные брошюры? Ведь это была техника, и люди эти назывались техниками. Однако люди шли на это, отдавая свою жизнь, шли из-за этого на каторгу. Смешно, чтобы люди за простую технику жертвовали жизнью. Поэтому мой второй привет будет всем работникам «Правды», техническим ее работникам. И я хочу, чтобы они усвоили эту мысль, что они выполняют громадную идейную работу, тогда их техническая работа будет проникнута громадным идейным содержанием, будет самой лучшей и интересной работой.
Теперь третья группа награжденных — это Московский художественный театр, его работники. Их наградили как лучших представителей русского искусства. Что же, характеризовать Московский художественный театр излишне, его все знают, даже те, кто не ходит в этот театр. Весь Союз не может ходить в этот театр, однако этот театр знают все. Мне кажется, что эта награда является всенародной наградой. А что это значит? Ведь это в старой истории — небывалое явление. В старое время люди, конечно, ходили в театр, даже очень часто ходили, ценили, аплодировали и цветы подносили крупнейшим артистам, певцам, музыкантам. Но все-таки тех отношений, какие установились между советским обществом, между советским правительством и театром, таких отношений никогда раньше не было и не могло быть. Раньше театр был сам по себе, он вел частное культурное дело так, как оно ведется во всякой капиталистической стране. Мало того. Так как капиталистический мир переживает сумерки своего существования, он сейчас так уже не нуждается в таких культурных очагах, и поддержка такого культурного очага, каким был Художественный театр, она шла от отдельных капиталистов-чудаков и со стороны радикальной интеллигенции, а за границей и этого не было.
У нас, в советском государстве, театр является могучим фактором просвещения масс, театр входит величайшей составной частью в дело образования масс, в дело внедрения культуры среди масс. Вот почему правительство и партия так серьезно относятся к театру. С одной стороны, они реагируют на неудачные, контрреволюционные постановки, с другой стороны, они поддерживают те-театры, которые идут в ногу с культурным развитием страны. Ведь культура многогранна, она имеет бесконечное количество источников, и театр — это один из лучших источников культуры.
Я от души поздравляю вас, товарищи, с высокой наградой. Эта награда означает, что Художественный театр имеет успехи и в этом отношении идет в ногу с нашей страной, с народом, который добился огромных успехов во всех областях строительства и жизни.
Нигде в мире театр так не посещается, как в нашей стране. Вероятно, московские рабочие посещают за год больше театр, чем посещают, скажем, в Англии рабочие всей страны. Я об этом часто говорю приезжающим к нам иностранным рабочим делегациям. Театр тесно связывается с массами, соответственно этому сильно растет и влияние масс на театр. Мне кажется, те успехи, которые вы сейчас имеете,, это только начало. Выражаясь старым языком, вы входите только на паперть храма величайшего социалистического искусства. Правильно сказал Немирович-Данченко, что театр ждет величайшего драматурга, крупнейших произведений. Но вы, как великая культурная сила, должны подталкивать это дело. Я не сомневаюсь, что не очень пожилые доживут до появления величайших художественных произведений.
Поздравляя вас сегодня с высокой наградой, я вместе с вами невероятно оптимистически смотрю на завтрашний день. Хоть вы и большое культурное дело делаете, но все-таки это еще на базе старой культуры достигнуто. Этим я не хочу охаивать старую культуру, я сам — человек старого закала. Но мы только вступаем в социалистическое общество. Надо думать, что в ближайшем будущем должны появиться наши драматурги, которые сумеют создать ярчайшие драматургические и оперные произведения, выразив в них высокие идеи рабочего класса и лучших представителей интеллигенции. Тогда действительно развернутся наши театральные силы и тогда наш театр будет, конечно, в десятки раз более народным, наш театр намного превзойдет те старые классические театры и представления, которыми когда-то пользовался весь народ, как это было в Греции.
Еще раз поздравляю Художественный театр с успехами и надеюсь, что земля наша не оскудела, что земля наша в ближайшие годы даст огромное количество талантов, новых творческих сил среди театральных деятелей. (Бурные, продолжительные аплодисменты.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: