Речь при вручении орденов работникам Ленинградской консерватории
Товарищи! Поздравляю всех награжденных с получением высокой награды, награды безусловно заслуженной. Я хочу остановиться сегодня особо на награждении Ленинградской консерватории и ее работников.
Я от души приветствую награждение Ленинградской консерватории самой высшей наградой —орденом Ленина. Это награждение говорит о том, что Рабоче-Крестьянское Правительство и партия очень высоко оценивают те успехи и достижения, которых добилась Ленинградская консерватория. Вы знаете, что за пределами Советского Союза всюду кричали и кричат, да и у нас в темных углах говорят о том, что при власти рабочих и крестьян культура неминуемо должна упасть, что эти «низшие» классы не умеют ценить науку и искусство. Но практическая жизнь показывает иное. Только 20 лет существует Советский Союз, — с исторической точки зрения это буквально одно мгновение, — но за эти 20 лет, в продолжении которых рабочие и крестьяне нашей страны должны были отвоевывать свою власть, укреплять ее, налаживать хозяйство страны, заниматься в самых тяжелых условиях созданием социалистического государства,— за это время мы сумели значительно поднять и науку и искусство. (Бурные аплодисменты.)
Что это значит? Какие причины заставляют рабочих и крестьян нашей страны уделять такое большое внимание науке и искусству? Объясняется это тем, что действительным ценителем науки и искусства является только народ.
Вы, вероятно, знаете историю буквально всех талантов, и не только у нас, но и во всем мире. Можно с уверенностью сказать, что нет в капиталистическом мире ни одной страны, где бы таланты ценились по-настоящему. Капиталистический мир перед талантливым человеком раскрывает только один путь — путь самой непроизводительной растраты его таланта, путь наживы, путь приспособления своего таланта к дешевым вкусам буржуазной публики. Этой сытой, бездеятельной буржуазной публике настоящая культура не нужна. Наши помещики еще при Гоголе умели по-французски говорить, они удивлялись, когда бывали во Франции, что там даже извозчики умеют говорить по-французски, а в России на этом языке разговаривают только помещики. (Смех.) Но усваивали они этот язык только механически, потому что это было модно, на их уровень культурного развития это никак не влияло. Так и в странах капитализма. Только нужда, только состояние производительных сил, а не добрая воля господствующих классов заставляет развивать науку и искусство. Сами господствующие классы в этом не нуждаются. На концерт какого-нибудь крупного музыканта 90 процентов публики идет потому, что плата высокая, что музыкант модный.
У нас иначе, у нас деятели искусств получают оценку своих творений со стороны народа, а народ не подкупишь, народ не развратишь. Развратить можно отдельные группы, коррумпировать их, а весь народ развратить нельзя. Наше искусство служит народу, должно ему служить. У нас слушают концерты видных музыкантов, смотрят картины художников десятки тысяч людей, и они дают свою оценку. Может ли быть их оценка ниже оценки буржуазной публики? Не может быть ниже. Почему? Мы знаем, что самые даровитые поэты, самые талантливые композиторы становились гениями в своем творчестве только тогда, когда они соприкасались с народным творчеством, когда они обращались к его истокам. Вне этого нет гениальных людей. Возьмем поэтов. Песни действительно великих поэтов народ поет, не может не петь в силу своей музыкальности. А почему народ музыкален? Потому, что музыка есть один из могучих факторов увеличения производительности труда. Возьмите народные напевы, — все они связаны с трудом. Возьмите пляску народную, мы ею все восхищаемся,— народ, отбирая лучшее, показывает трудовые процессы в пластической форме. И песни и пляски создавались народом на протяжении десятилетий и даже столетий, народ оставлял в них только самое ценное, бесконечно совершенствовал и доводил до законченной формы. Ни один великий человек не может за свой короткий век проделать такой работы,— это доступно только народу. Народ является и творцом и хранителем всего ценного. Наши великие художники оставили напевы, которые поются народом. Но вся жизнь, вся обстановка толкала их творчество в другом направлении. Прежние управители сметали таких художников, а мы привлекаем художников. У нас художник, чтобы стать великим, должен пойти в народ; если его произведения не захватывают десятки тысяч людей, он останется незаметным. Поэтому в наших условиях связь искусства с народом гигантски возрастает. Нельзя сказать, что мы полностью охватили искусством весь народ и что творцы нашего искусства сами непосредственно вышли из народа. Этого мы еще не можем сказать. Но уже сейчас можно сказать, что наши музыкальные мысли, наши художественные идеи из года в год пускают все более глубокие корни в народные массы и уже начинают здесь давать свои цветы и плоды. Вот почему особенно ценна эта награда. Правительство при награждении организаций и людей искусства учитывает увеличение связи народа со служителями искусства.
Здесь директор Ленинградской консерватории, говоря о нашем мирном труде, совершенно правильно подчеркнул, что мы находимся во враждебном окружении. Мы наслаждаемся 17 лет миром, но скрежет зубовный наших врагов раздается из всех стран капиталистического мира. Нельзя думать, что капиталистический мир примирился с нашим существованием, дескать, пускай себе живут спокойно. Это далеко не так, и мы не случайно уделяем такое большое внимание Красной Армии, ее росту, повышению ее культурности и квалификации. И, товарищи, связь искусства с Красной Армией — это такая же связь, как связь искусства с трудом.- Искусство еще более усиливает нашу Красную Армию. Посмотрите на такую маленькую страну, как Испания, там все видные деятели искусства несут свое творчество революционной армии, и сами идут в эту армию как ее бойцы. У нас этот союз должен быть исключительно тесным, и тогда музыка, искусство будут иметь исключительное значение. С внешней стороны может создаться впечатление, что искусство будто бы становится прикладным. Но это глубоко неверно. Представьте себе, что музыкант дает концерт отправляющейся на фронт дивизии. Я ручаюсь, что даже у среднего музыканта, особенно если он патриот нашей родины, это вызовет величайший творческий подъем.
Сегодняшняя награда есть констатация крупнейших успехов Ленинградской консерватории. Разрешите мне пожелать, чтобы Ленинградская консерватория не только полностью оправдала эту награду, но чтобы она сделалась светочем, центром мировой музыкальной культуры, центром нашей музыкальной культуры, чтобы за пределами Советского Союза каждый музыкант знал и чувствовал, что если есть где подлинный расцвет музыки, так только в Советском Союзе. (Бурные, продолжительные аплодисменты.)
1938
Воспользуйтесь поиском по сайту: