Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речь при вручении наград работникам Большого театра Союза ССР




Заседание Президиума ЦИК СССР 7 июня 1937 г.
Товарищи, я от души поздравляю коллектив Большого театра. Я думаю, что вы уже ждали, так сказать, этого награждения психологически раньше, чем были награждены. Так мне кажется.
Большой театр занимает у нас выдающееся место в Советском Союзе, и требования, которые к нему предъявляются, разумеется, гораздо более повышенные, чем к любому другому оперному театру Союза. Поэтому вполне естественно, что награждение Большого театра вызовет чрезвычайно большой резонанс среди работников искусств.
Нельзя сказать, что мы имеем очень большие успехи в области оперного искусства, может быть отчасти и потому, что наши оперные театры в художественном отношении стояли на высоком уровне и раньше. Нам нечего скрывать того, что было в действительности. Поэтому нашим оперным театрам идти вперед теперь довольно трудно. Вы сами понимаете, что завоевывать успехи там, где они были сравнительно невелики, гораздо легче, чем там, где эти успехи достаточно высоки, где таланты и дарования находили прежде некоторые возможности работать. Наши оперные театры и прежде признавались чуть ли не лучшими в Европе. Естественно поэтому, что добиться здесь новых успехов — задача нелегкая. У нас были разговоры с т. Головановым, кажется лет 10 тому назад. Я говорил: «Вы — хороший музыкант, не выйдет ли у вас опера? Попробуйте». Но мы знаем, что оперы так быстро не создаются. На мировых сценах имеется каких-нибудь три десятка опер,, сохранившихся в современном репертуаре. Поэтому работа в области оперного творчества требует, очевидно, огромного музыкального таланта. А огромные музыкальные таланты, они появляются не так часто. Мы, мол должны ждать появления такого таланта. Так рассуждают некоторые товарищи. Талант, конечно, в значительной степени — врожденное качество, некоторые зачатки талантливости человек получает при самом рождении. Но помимо этого, главное и основное —это среда, как прежде говорили, окружение, это бурная жизнь, это творчество народных масс. Чем больше музыкальное творчество будет прививаться народу, чем больше людей будет участвовать в этом творчестве, тем, по простой теории вероятности, скорее появятся музыкальные гении. Сколько гениев пропадало впустую в прежнее время! У людей были врожденные качества для гениальной работы, но обстановка душила проявления гения. У нас условия совсем иные. Мы стремимся и должны растить, развивать, выявлять эти таланты. Наша музыкальная молодежь недавно поехала за границу и довольно быстро побила своих соперников. Мы сегодня награждаем т. Ойстраха и всех остальных. Это, за исключением т. Ойстраха, самая зеленая молодежь. Да и Ойстрах по заграничным понятиям — очень молод. Но каждое явление имеет две стороны. Они поехали и побили всех. Это может говорить о том, что у нас очень высокий уровень музыкальной культуры. Но, может быть,-там очень плохие музыканты? Капиталистический мир переживает столь тяжелое состояние, что новому, социалистическому миру, его представителям очень легко их побить, в капиталистическом мире не осталось талантов, которые могут соревноваться с нашими талантами? Можно и так рассуждать. Это, конечно, еще далеко не так. Во всяком случае нам придется большую работу проделать, чтобы в этой области занять выдающееся положение. Не случайно, что Большой театр почти последним получает награду из всех остальных театров, последним по времени. Это потому, что Большой театр — одна из самых тяжелых махин. Успехи его должны отозваться на всем музыкальном мире Советского Союза. Маленькие, повседневные успехи этого коллектива, они проходят сравнительно незаметно, — слишком большие масштабы у него самого, слишком большие требования к нему предъявляются, слишком высокое место он сам занимает. Вы понимаете, что если выпускает свое произведение какой-нибудь крупнейший писатель, то требования к нему совсем другие, чем к произведению писателя молодого, малоизвестного. Так и здесь: требования к Большому театру гораздо выше, чем требования ко всем остальным оперным театрам. Можно поставить так вопрос: чем же виноват театр, дирекция театра, его коллектив, что нет новых талантливых опер? Театр, мол, сам опер не делает, он только стремится лучше оформлять оперы, как можно лучше их исполнять. Такая постановка вопроса возможна, но она правильна только отчасти. А скажите мне: какой другой коллектив в Советском Союзе может так сильно влиять на музыкальное творчество, на работу композиторов? Если Большой театр по этой линии не направит свою инициативу, если он не будет давить на нарастающий слой композиторов, тогда, я считаю, театр не выполнит своей задачи. Работа такого театра, как Большой, и работа композиторов — эта работа является в значительной степени общей, в особенности у нас, в Советском Союзе. В старом, капиталистическом мире, вы знаете, что Бородин из материальных соображений занимался химией, а по душевной симпатии писал оперы. У нас в этом отношении положение совсем иное. У нас есть все возможности не только человека освободить, но и прийти ему на помощь со всей мощью такого коллектива, как Большой театр, прийти к нему с государственной поддержкой. Поэтому я считаю, что успокаиваться на том, что появление оперы является «счастливой случайностью», успокаиваться на этом нельзя. Оперный коллектив должен настаивать, должен толкать наших композиторов на творчество, на создание новых опер, полноценных опер. А есть ли у нас материалы, сюжеты для опер? дает ли современная наша жизнь возможность написать широкие музыкальные, драматические картины? Я считаю, что наша современная жизнь и наше недавнее прошлое дают возможность написать тысячи картин, по своему драматизму не уступающих картинам из исторического прошлого капиталистических стран. Нужны только люди, которые сумели бы музыкально оформить эти замечательные по своему драматизму картины.
Большой театр получил самую высокую оценку со стороны партии и правительства. И самый объем награды совсем иной, нежели по другим театрам. Я думаю, что эта награда вызовет со стороны коллектива Большого театра и соответствующий творческий отклик. Надо во что бы то ни стало добиться того, чтобы наше оперное творчество, наше музыкально-вокальное творчество получило новое мощное развитие. Прошло 20 лет. За это время мы в основном пробавляемся старыми, давно написанными произведениями. Я не сомневаюсь, что если Большой театр проявит в этом деле инициативу, он поможет создать новые советские оперы, не уступающие в музыкальном отношении лучшим старым операм и гораздо более высокие в идейном отношении. По существу, опера, несмотря на свою внешнюю отвлеченность от жизни, оформляет те огромные чувства, которые проявляются в народе. А разве мало в советском народе чувств? Да возьмем путешествие на Северный полюс. Ведь это путешествие переживается миллионами советских людей! Гражданская война в Испании или гражданская война в Советском Союзе — все это переживается и переживалось миллионами наших людей. Поэтому если вы оформите то или иное музыкальное произведение, выражающее чувства народа, — такое произведение должно произвести величайшее впечатление.
Поздравляя вас от души с высокой наградой, я очень хочу, чтобы у нас в этой области были такие же завоевания, какие мы имеем и в других областях нашей жизни.
Товарищи, музыкальное искусство, вернее, наслаждение музыкой, конечно, не первичное, не самое основное чувство человека. Сначала человек хочет есть, хочет одеться, чтобы не было холодно. Но если он сыт и одет, тогда музыка занимает очень крупное место. В нашей действительности музыка занимает все больше и больше места, играет все большую роль в культурном воспитании народа. Поэтому ответственность за это большое дело будет все больше увеличиваться. А ведь вы в этом отношении стоите на очень большой вышке. Каждый музыкант, где бы он ни начинал свое музыкальное образование, он всегда будет смотреть и измерять свои успехи по Большому театру.
Я очень хочу, чтобы наше музыкальное искусство росло и чтобы роль Большого театра в развитии этого искусства не уменьшалась, а увеличивалась, чтобы он не сдавал своих позиций и не только держался на вышке, но чтобы эта вышка все больше и больше росла. (Шумные аплодисменты.)
Наших юных скрипачей и пианистов я от души поздравляю. Не знаю, как у вас, а у меня такое впечатление — наша молодежь поехала за границу и показала — знай наших! (Возгласы одобрения, горячие аплодисменты по адресу музыкальной молодежи.) Несомненно, что хорошо. Это показывает, что музыкальная жизнь начинает у нас бурлить. От всего сердца пожелаю им дальнейших успехов. Вручая им награду, я пожелаю, чтобы весь коллектив награжденных оказался в будущем достойным новых наград, чтобы сегодняшние награды не оказались случайными. (Аплодисменты.)
Разрешите поблагодарить товарищей педагогов, которые сумели воспитать нашу талантливую советскую музыкальную молодежь. (Бурные аплодисменты.)
Разрешите приветствовать товарищей, награжденных за особые боевые заслуги. (Горячие, продолжительные аплодисменты.) Товарищи, мы вами так же гордимся, как и музыкантами. (Бурные аплодисменты.) Заслуги ваши почетны и подымают авторитет Советского Союза. (Аплодисменты.)
А теперь разрешите пожелать всем вам счастья и успехов в индивидуальном порядке. (Последние слова Михаила Ивановича покрываются бурей аплодисментов.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...