Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ использования фонда заработной платы.

Потребность учреждения в денежных средствах, используе­мых на оплату труда персонала, регулируется планом по фонду заработной платы. Фонд заработной платы планируется исходя из планового числа штатных должностей и среднего размера долж­ностных окладов, а также надбавок, доплат и прочих денежных выплат персоналу. При изменении условий оплаты труда в тече­ние года сметные назначения по фонду заработной платы коррек­тируются. Разница между фактическими выплатами по оплате труда и плановым фондом заработной платы представляет собой абсолют­ное отклонение, которое характеризует полноту использования выделенных из бюджета средств на оплату труда работников.

Оценим величину абсолютного отклонения и структуру фон­да заработной платы в РКИБ (табл.5,6):

В 2004 году наблюдается недоиспользование средств финансирования ФОТ, в последующие же 2005 – 2006 году наблюдается перевыполнение плана по ФЗП на 3,86% и на 2% соответственно. Подобное изменение может быть следствием недоукомплектованности штатов, в результате которой выполнение фактического объема работы (обслуживание фактического количества коек) требует повышения интенсивности труда или, други­ми словами, снижения затрат времени на выполнение услуг, увеличения темпа обслуживания, а значит, превышения норм об­служивания и норм загрузки. Оплата за подобное изменение харак­теристик труда может производиться за совмещение профессий, должностей, расширение зон обслуживания, а также интенсивность и напряженность труда. При анализе данных вы­плат необходимо оценить обоснованность их, что предполагает изучить реальность расширения зон обслуживания и интенсифи­кации труда. При такой оценке следует обратить внимание на ре­зультат работы учреждения и использовать материалы обследова­ний работы отделений, а также материалы работы комиссии по анализу работы бригад, комиссии по внедрению новых методов диагностики и лечения, аттестационной комиссии, лечебно-контрольной комиссии и другую информацию.

Анализируя источники финансирования, можно отметить перераспределение их «ролей»: если в 2004 году основная доля финансирования приходилась на бюджет (94%), то в 2005 – 2006 годах основную роль здесь играет уже УТФОМС (97,9%), а также платные услуги (2).

 

Таблица 6 - Анализ структуры ФЗП по категориям персонала

категория персонала

врачебный персонал ср.мед.персонал мл.мед персонал прочие всего

2004

план

тыс.руб. 6400 11200 5066,7 4000,1 26666,8
уд.вес,% 24,00 42,00 19,00 15,00 100,00

факт

тыс.руб. 6345,5 11104,4 5023,4 3965,8 26439,1
уд.вес, % 24,00 42,00 19,00 15,00 100,00

% вып.плана

99,15 99,15 99,15 99,14 99,15

2005

план

тыс.руб. 8554 12862 5527 5520 32463
уд.вес, % 26,35 39,62 17,03 17,00 100,00

факт

тыс.руб. - - - - 33186,9
уд.вес, % - - - - -

% вып.плана

- - - - 102,23

темп роста, %

- - - - 125,52

2006

план

тыс.руб. 9900 15500 7100 7645,9 40145,9
уд.вес, % 24,66 38,61 17,69 19,05 100,00

факт

тыс.руб. 9937,2 15484,8 7110 7613,8 40145,8
уд.вес, % 24,75 38,57 17,71 18,97 100,00

% вып.плана

100,38 99,90 100,14 99,58 100,00

темп роста, %

- - - - 120,97

темп роста к 2004г., %

156,60 139,45 141,54 191,99 151,84

 

Рассматривая структуру ФЗП по категориям персонала можно отметить, что в целом за период наблюдается снижение доли оплаты труда среднего и младшего медперсонала (42%; 19% и 38,61%, 17,69% соответственно) в общем ФОТ при одновременном увеличении доли оплаты труда немедицинского персонала (с 15% до 18,97%). Негативным остается и тот факт, что темп роста выполнения плана по ОТ немедицинского персонала(191,99%) опережает темп роста этого показателя по медперсоналу (156%; 139,45%; 141,54%).

В процессе анализа использования фонда заработной платы необходимо дать характеристику эффективности его расходова­ния. Поэтому помимо абсолютного исследуется относительное отклонение по фонду заработной платы. Оно определяется пу­тем сопоставления фактической величины фонда с его разме­ром, установленным с учетом плановых условий функциониро­вания сети и комплектования штатов (таб.7):

 

Таблица 7 - Расчет относительной экономии ФЗП по категориям персонала

категории персонала

ФЗП факт, тыс.руб. фактически занято должностей ср.уровень з/п, тыс.руб. число недостающ./ избыточных должностей отн. экономия/ перерасход, тыс.руб.

2004

врачебный персонал 6345,5 147,5 43,020 -4,50 -193,592
ср. мед. персонал 11104,4 361,5 30,718 -2,50 -76,794
мл. мед персонал 5023,4 316,75 15,859 -0,25 -3,965
прочие 3965,8 213,5 18,575 -4,50 -83,588
всего 26439,1 1039,25 25,441 -11,75 -298,927

2005

врачебный персонал - 151,25 - 3,25 -
ср. мед. персонал - 360,75 - -1,25 -
мл. мед. персонал - 312 - -5,00 -
прочие - 218,75 - 4,75 -
всего 33186,9 1042,75 31,826 1,75 55,696

2006

врачебный персонал 9937,2 146 68,063 -5,00 -340,315
ср. мед. персонал 15484,8 360,75 42,924 -0,25 -10,731
мл. мед. персонал 7110 312 22,788 0,00 0,000
прочие 7613,8 219,25 34,727 -1,75 -60,771
всего 40145,8 1038 38,676 -7,00 -270,733

 

Средний уровень заработной платы вырос на 36,5%. Относительная экономия в целом по больнице составила 298,927 тыс. руб. в 2004 году и 270,733 тыс. руб. в 2006 году. Это нельзя однозначно считать положительным явлением, так как экономия получена за счет недоукомплектации штатов и не может не сказаться на качестве медицинского обслуживания населения. В 2005 году наблюдается обратное – перерасход средств на ОТ – 55,696 тыс. руб., в основном за счет того, что приняли больше, чем того требовалось.

Анализ эффективности использования фонда заработной пла­ты также предполагает сопоставление темпа роста средней зара­ботной платы и темпа роста производительности труда. В нашем случае производительность труда целесообразно представить в виде показателя «среднегодовой уровень обслуживания», отражающего количество отработанных койко-дней в расчете на одну штатную должность (табл.8):

 

Таблица 8 - Анализ эффективности использования ФЗП

показатель

2004

2005

темп роста, %

2006

темп роста, %

темп роста к2004г., %

план факт % вып. плана план факт % вып.плана план факт % вып.плана
количество койко-дней 124400 129811 104,35 134250 133136 99,17 102,56 124400 115589 92,92 86,82 89,04
ФЗП, тыс.руб. 26666,80 26439,10 99,15 32463,00 33186,90 102,23 125,52 40145,90 40145,80 100,00 120,97 151,84
число штатных должностей 1051,00 1039,25 98,88 1041,00 1042,75 100,17 100,34 1045 1038 99,33 99,54 99,88
ср..годовой уровень обслуживания, койко-день на 1 должность 118,36 124,91 105,53 128,96 127,68 99,00 102,22 119,04 111,36 93,54 87,22 89,15
ср.годовая з/п на 1 должность,тыс.руб. 25,37 25,44 100,27 31,18 31,83 102,06 125,10 38,42 38,68 100,67 121,52 152,03

 

Темп роста уровня заработной платы (152%) превысил темп роста уровня обслуживания, который в целом даже снизился на 11%. Все это свидетельствует о наличии негативных тенденций в системе организации труда и его оплаты.

На основании проведенного анализа состояния трудовых ре­сурсов и использования фонда заработной платы в РКИБ можно сделать следующие выводы:

- Низкий уровень укомплектованности и существую­щая система организации труда предполагают повышение уровня совместительства, а также повышение интенсивности и напря­женности труда в целях выполнения больницей своих функций в полном объеме.

Основной причиной подобной кадровой ситуации являются, бесспорно, условия труда и его оплаты, которые не могут уст­раивать высококвалифицированных специалистов. Тенденция текучести кадров, характерная для многих отраслей бюджетной сферы, в том числе для здравоохранения, может быть преодоле­на лишь при решении задачи обеспечения достаточного и срав­нимого с показателями других сфер народного хозяйства уровня оплаты труда персонала.

- Уровень использования трудовых ресурсов можно охарак­теризовать повышением уровня загруженности работников, рос­том уровня обслуживания как показателя производительности труда, а также превышением некоторых норм труда, в частности, норм обслуживания коек.

К сожалению, данные показатели не позволяют оценить ре­альный уровень интенсификации труда и качества обслуживания населения. Однако необходимо отметить, что при недоукомплек­тованности штатов невозможным становится обеспечение уровня производительности труда, достаточного для выполнения боль­ницей своих функций, и высокого уровня качества лечения одно­временно. Достижение этих задач требует повышения показателя укомплектованности и квалификации штатов, а также проведе­ния комплексных и активных мероприятий по повышению ин­тенсивности и качества труда работников больницы.

Своевременное выявление негативных тенденций и резервов повышения качества труда и эффективности использования средств бюджета возможно лишь при проведении постоянной аналити­ческой работы в учреждении при непосредственном участии в этой работе специализированных служб и больничных комиссий. По­лученные результаты анализа в первую очередь должны исполь­зоваться при разработке и составлении сметы расходов больни­цы на планируемый период.

Система оплаты труда работников.

В соответствии с Положением №377 в РКИБ предусматриваются единые принципы оплаты труда работников на основе Единой тарифной сетки и порядок формирования тарифных окладов (ставок), а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством РФ.

РКИБ находится на бюджетном финансировании и в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). На выплаты стимулирующего характера направляется расчетная сумма фонда оплаты труда согласно ассигнований Сметы расходов РКИБ и экономия фонда оплаты труда (ФОТ).

Тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки определяется Федеральным законом. Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Разряды оплаты труда работников в соответствии с ЕТС определяются по результатам тарификации и аттестации, работников.

Ставки и оклады определяются на основе Единой тарифной сетки, представленные в таблице 9:

 

Таблица 9 - Порядок определения окладов (ставок).

разряд тарифный коэффициент тарифные ставки (оклады), руб. Социальные гарантии руб. тарифные ставки + социальные гарантии, руб. повышение 15% за вредность, руб. повышение 30% дополнительная заработная плата, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1,00 1,040 1,090 1,142 1,268 1,407 1,546 1,699 1,866 2,047 2,242 2,423 2,618 2,813 3,036 3,259 3,510 4,500 1221 1270 1331 1395 1549 1718 1888 2075 2279 2500 2738 2959 3197 3435 3707 3980 4286 5495 68 30,5 10 200 210 233 252 285 322 364 412 466 527 595 673 760 859 972 1078 1197 1329 30,00 31,50 34,96 37,82 42,77 48,31 54,65 61,78 69,89 79,00 89,30 100,98 114,05 128,90 145,73 161,77 179,99 199,39 60,00 63,00 69,92 75,64 85,54 96,62 109,30 123,56 139,78 158,00 176,60 201,96 228,10 257,80 291,46 323,54 359,98 398,78

 

Аттестация лиц, занимающих должности медицинских работников, производится на основании действующих положений о порядке аттестации врачей, провизоров, средних медицинских и фармацевтических работников, а служащих – в соответствии с основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций, предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Должностной оклад (месячная тарифная ставка) работника формируется из оклада по соответствующему разряду оплаты труда ЕТС и повышений к нему. Оклады заместителей устанавливаются на 10-20% ниже оклада соответствующего руководителя, предусмотренного по Единой тарифной сетке.

Оклады по должностям заместителей руководителей из числа медицинских работников, устанавливаются на 10-20% ниже окладов соответствующих руководителей с учетом квалификационных признаков данного заместителя (наличие квалификационной категории, ученой степени, почетного звания).

Оплата труда работников производится пропорционально отработанному времени, исходя из должностного оклада и доплат, надбавок и повышений.

Разряды оплат труда и тарифные коэффициенты определяются в зависимости от категории работников (таблица 10):

 

Таблица 10 - Разряды оплаты труда.

Наименование должности Разряд
Младший медицинский персонал 2-4
Средний медицинский персонал 4-12
В том числе медицинские сестры:  
не имеющие квалификационной категории 8-9
имеющие II квалификационную категорию 9-10
имеющие I валификационную категорию 10
 имеющие высшую квалификационную категорию 11
Врачебный персонал 9-16
В том числе врач-специалист:  
не имеющий квалификационной категории 11
имеющий II квалификационную категорию 13
имеющий I квалификационную категорию 14
имеющий высшую квалификационную категорию 15

 

В связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда размеры окладов (ставок) работников РКИБ повышаются на 15%.

Доплаты:

Работникам РКИБ доплата за работу в ночное время производится в размере 50% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время:

§ рабочим – из расчета часовой тарифной ставки (оклада) с учетом повышения за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда;

§ медицинским работникам, специалистам и служащим – из расчета должностного оклада по занимаемой должности.

Медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной медицинской помощи, доплата за работу в ночное время производится соответственно в размере 100% часовой тарифной ставки (должностного оклада).

Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра. Время внутрисменного перерыва в рабочее время не включается.

Во всех случаях доплаты и повышения к должностным окладам (ставкам) работников предусматриваются в процентах, абсолютный размер каждой доплаты исчисляется из должностного оклада (ставки) без учета других надбавок и доплат.

Надбавки:

1) Надбавки за продолжительность непрерывной работы в РКИБ

устанавливаются в следующих максимальных размерах:

§ в размере 20% оклада (ставки) за первые три года;

§ в размере 10% за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30% оклада всем работникам РКИБ.

Надбавка выплачивается по основной должности исходя из оклада (ставки), установленной по разрядам оплаты труда ЕТС, без учета повышений за работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда, других повышений, надбавок и доплат.

2) Работникам учреждения в пределах выделенных бюджетных ассигнований могут устанавливаться надбавки за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе, выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения), а также напряженность в труде.

Надбавки начисляются на оклад (ставку) в процентах и зависят от объема качества выполняемой работы каждым из сотрудников, предоставленных к выше указанной надбавке. Размер надбавки определяется главным врачом и ограничивается средствами, направленными на данный вид оплаты расчетной сметой и экономией Фонда оплаты труда.

Надбавки устанавливаются на определенный срок – месяц (в исключительных случаях на один год), приказом по учреждению на основании заявления, ходатайства руководителя структурного подразделения. Надбавки отменяются при ухудшении показателей в работе или оказании особо важных или срочных работ.

Руководителю учреждения надбавки устанавливаются решением МЗ УР за работу, направленную на развитие учреждения, применение в практике учреждения передовых методов диагностики и лечения больных, новых лекарственных средств и медицинского оборудования, передовых методов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Виды выплат стимулирующего и компенсационного характера в РКИБ:

1. Премирование работников РКИБ:

- по результатам работы за определенные периоды: месяц, квартал, год;

- к юбилейной дате сотрудника;

- к праздничным датам;

- как единовременное поощрение сотрудника, отличившегося при выполнении особо важных заданий;

- в связи с выходом на пенсию.

2. Единовременная материальная помощь:

- работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

- в связи с тяжелым материальным положением работника;

- работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, членам семьи умершего работника;

- на приобретение медикаментов, лечение.

Размер выплат стимулирующего характера ограничивается суммой экономии фонда оплаты труда.

Единовременные выплаты в виде премий и материальной помощи определяются в размере оклада сотрудника РКИБ.

Премии по итогам определенного периода зависят от выполнения структурными подразделениями показателей выполнения госзаказа и плана койко-дней, начисляются за фактически отработанное время каждого сотрудника.

Главный врач утверждает сумму экономии Фонда оплаты труда и определяет расчетный период для премирования в зависимости от суммы экономии оплаты труда.

Главный врач имеет право снижать размер премии приказом по РКИБ частично или полностью, в зависимости от причин производственных упущений:

- нарушение санитарно-эпидемиологического режима 20%;

- некачественное, несвоевременное выполнение функциональных обязанностей 50%;

- нарушение трудовой дисциплины 100%;

- обоснованные жалобы населения на качество медицинской помощи 100%.

Таким образом, финансирование оплаты труда РКИБ осуществляется через бюджет. В пределах выделенных бюджетных ассигнований РКИБ самостоятельно определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. В учреждении используется повременно-премиальная система оплаты труда, поэтому оплата труда работников производится пропорционально отработанному времени, исходя из должностного оклада и доплат, надбавок и повышений. Должностные оклады соответствуют окладу по соответствующему разряду оплаты труда ЕТС и повышений к нему. Платные услуги оказывают незначительное влияние на заработную плату, т.к. они составляют небольшую долю в общем объеме предоставляемых услуг. В больнице разработано и утверждено совместно с профкомом положение и премировании, которое внесено в коллективный договор. В положении предусмотрены различные выплаты (ежемесячные, разовые): по результатам работы за определенные периоды, к праздничным датам и другие. При начислении заработной платы учитывается стаж работы в здравоохранении. Учреждение вносит платежи по социальному страхованию граждан по ставкам, установленным законодательством РФ, УР. Трудовые права и обязанности работников РКИБ регулируются действующим трудовым законодательством и другими нормативными актами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...