Разработка предложений по улучшению деятельности РКИБ
3.1.Теоретические вопросы определения мероприятий по улучшению деятельности системы здравоохранения
В условиях социально-экономических преобразований, определяющихся, с одной стороны, объективными тенденциями развития экономики, а с другой – уровнем исторически сложившихся социальных отношений в обществе, основные противоречия, имеющиеся в настоящее время в системе охраны здоровья, можно подразделить следующим образом: 1. Отсутствие системного подхода в охране здоровья населения в Российской Федерации. Проблемы охраны здоровья населения решаются преимущественно усилиями органов и учреждений здравоохранения. Акцент делается на оказание медицинской помощи. Вопросы предотвращения заболеваний общими усилиями разных отраслей и секторов хозяйства оказались на втором плане. 2. В деятельности структур ОМС, органов управления здравоохранением, муниципальных органов, как правило, не просматривается единый подход к решению вопросов охраны здоровья: слабо выражена координация финансовой политики, отсутствуют серьезные попытки совместить планы оказания медицинской помощи и развития сети ЛПУ с реальными планами и объемами финансирования отрасли. Во многих субъектах Российской Федерации органы управления здравоохранением и территориальные фонды ОМС находятся в состоянии конфронтации, что отнюдь не способствует решению вопросов управления отраслью. 3. В условиях возвращения к рыночной экономике снизилась эффективность управления ЛПУ. Утрата возможностей прямого административного контроля над учреждениями здравоохранения в настоящее время пока еще неадекватно восполняется методами экономического управления. Господствующим методом отношений с ЛПУ до сих пор является выделение финансовых ресурсов вне прямой связи с реальными объемами и качеством оказания медицинской помощи.
4. В условиях острой нехватки ресурсов в отрасли отсутствует система оценки и обеспечения эффективности использования ресурсов здравоохранения, то есть предоставления населению максимального объема качественной медицинской помощи на единицу затраченных ресурсов. Более того, в деятельности органов управления не утвердилось само понятие «эффективность» применительно к функционированию ЛПУ. Экстенсивный рост показателей, наряду с затратным механизмом финансирования отрасли, обусловленным выделением средств по удельным нормативам затрат и значительным дефицитом ассигнований, привел к сокращению финансовых ресурсов для приобретения медицинского оборудования, новых медицинских препаратов, внедрения новых медицинских технологий и расширения основных непроизводственных фондов, а также снизил уровень зарплаты медицинских работников в сравнении со средней зарплатой по всему народному хозяйству в целом. Ослабление плановой функции предопределяет и снижение уровня личной ответственности руководителей органов и учреждений здравоохранения за конечные результаты деятельности. Утрачены обязательные компоненты любой системы управления – мониторинг и оценка деятельности учреждений здравоохранения, системы в целом. В свою очередь, утрата контроля за финансовыми ресурсами порождена чрезмерной децентрализацией системы управления и финансирования здравоохранения. Как следствие чрезмерной децентрализации сужаются возможности органов управления здравоохранением субъектов Федерации по проведению целенаправленной политики в области охраны здоровья. Например, из-за самостоятельности бюджетов разных уровней весьма сложно рассчитать единый подушевой норматив финансирования для отдельных территорий, который является условием организации любой рациональной системы финансирования и оказания медицинской помощи. Отсюда и крайняя неравномерность и дублирование функций в сети ЛПУ (муниципальные, ведомственные, специализированные и т.д.) в отдельных городах и районах.
Наблюдается тенденция к ослаблению взаимодействия между отдельными уровнями оказания медицинской помощи и службами здравоохранения. Из-за низкого уровня планирования нередко складывается ситуация, когда один район вынужден содержать ненужные мощности, в то время как соседняя территория ощущает их острую нехватку. Можно привести много примеров простаивания дорогостоящей аппаратуры, приобретаемой небольшими районными больницами (обычно из-за отсутствия квалифицированных кадров). В результате действующая сеть ЛПУ все в меньшей степени соответствует реальным потребностям населения и требованиям рационального использования ресурсов. Кроме того, под угрозой оказался важнейший принцип организации системы – этапность оказания медицинской помощи. Хорошо известно, что система здравоохранения не может быть построена в одном отдельно взятом районе. Для достижения более высокой эффективности использования ресурсов требуется разумная регионализация сети ЛПУ, основанная на разделении функций каждого уровня и типа учреждений. Это предполагает более высокий уровень централизации управления и финансирования, чем тот, который сложился на сегодняшний день. В этом состоит принципиальное отличие здравоохранения от других систем социальной сферы, находящихся в управлении у муниципальных органов власти. Чрезмерная децентрализация и фрагментация управления системой здравоохранения также существенно ограничивают возможности обеспечения гарантированного минимума медицинской помощи для всех групп населения. В какой-то мере эта фрагментация системы компенсируется усилиями территориальных фондов ОМС, которые пытаются строить единую для субъекта Федерации систему финансирования (тарифообразование, методы оплаты и т.д.). Действующее законодательство о медицинском страховании обеспечивает возможность централизации финансовых ресурсов для выравнивания условий финансирования здравоохранения. Тем не менее, возможности системы ОМС весьма ограничены. Сегодня через ее структуры проходит только 30-35% всех финансовых ресурсов здравоохранения. Этого недостаточно, чтобы обеспечить разумную централизацию и единую управленческую стратегию.
Проблема произошедшего устранения управленческой вертикали и снижения уровня управления отраслью усугубляется еще и недостаточно рациональной схемой финансирования отрасли, основанной на дезинтеграции финансовых потоков по линии ОМС, местных администраций и органов управления здравоохранением. Все это в совокупности предопределило тот факт, что финансирующие стороны (как структуры ОМС, так и органы управления здравоохранением) не могут реально влиять на эффективность использования ресурсов и структуру оказания медицинской помощи непосредственно в ЛПУ. Как это ни парадоксально, но дискуссии по поводу совершенствования системы управления сфокусировались не на 'реальной проблеме утраты рычагов управления, а на том, какая сторона (структуры ОМС или органы управления здравоохранением) должна контролировать финансовые ресурсы и является в настоящее время главной в этом вопросе. В связи с возвращением к принципам рыночной экономики в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала. Роль финансовых ресурсов при этом значительно возрастает, так как это единственный вид ресурсов (кроме трудовых средств и предметов труда и др.), который можно достаточно быстро трансформировать в другие виды ресурсов. Таким образом, роль этих ресурсов возрастает на всех уровнях управления (стратегическом, тактическом, оперативном), а финансовый менеджмент как одна из ведущих функций аппарата управления приобретает одну из основных ролей в условиях рыночной экономики. Финансовый менеджмент выступает как процесс выработки цели управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и инструментов финансового механизма, т.е. имеет свою стратегию и тактику.
Стратегия финансового менеджмента – это общее направление и способ использования финансовых средств для достижения поставленной цели. Тактика финансового менеджмента – это выбор конкретных методов, приемов, инструментов, необходимых для достижения поставленной цели в реальных условиях. В задачи финансового менеджмента в здравоохранении входит: 1. Стратегическое и тактическое планирование расходов и доходов финансовых ресурсов; 2. Мобилизация финансовых ресурсов; 3. Распределение финансовых ресурсов; 4. Аудит использования финансовых ресурсов. Основная задача финансового менеджмента – это создание финансовой устойчивости как системы в целом, так и отдельных ее элементов, подсистем. Важно знать и технологические этапы финансового менеджмента в здравоохранении: 1. Анализ информации: макро- и микроэкономических показателей правовой, бухгалтерского учета (управленческого и финансового). 2. Составление финансового плана (бюджета): выбор финансовых методов и инструментов; определение соотношения источников финансирования; выбор методики ценообразования тарифов на медицинские услуги; разработка и утверждение экономических нормативов, нормативов по объему и структуре медицинских услуг в соответствии с территориальными классификаторами. 3. Прогнозирование финансовых результатов – по объему медицинских услуг, по доходам, расходам, затратам и эффективности использования ресурсов. 4. Исполнение финансового плана (бюджета) – мобилизация ресурсов; расходование финансовых средств. 5. Контроль за исполнением финансового плана – предварительный, текущий, последующий. К макроэкономическим факторам, влияющим на мобилизацию финансовых ресурсов в здравоохранении, относятся: валовой внутренний продукт субъекта Федерации, инфляция, занятость и безработица, совокупный спрос и совокупное предложение, фискальная политика, финансовый рынок и денежная политика. При анализе макроэкономических факторов, влияющих на формирование и исполнение бюджета, следует учитывать: - спрос и предложение медицинских услуг; - ценообразование; - рынок ресурсов: медицинские учреждения, медицинские кадры, лекарства и вакцины, медицинская техника, энергетические, финансовые; - сегментацию рынка по группам потребителей: сформированные предпочтения, демографическая характеристика, заболеваемость населения;
- производство и издержки: ассоциирование услуги (стационарные, амбулаторно-поликлинические, скорая и неотложная помощь), специализированные услуги, системы оплаты труда, эффективность затрат ресурсов (выпуск медицинских услуг на единицу ресурсов). При планировании и прогнозировании финансовых результатов деятельности необходимо учитывать динамические показатели использования ресурсов, объема медицинских услуг, движения финансовых средств. Финансовый контроль как одна из функций менеджмента обусловлен тем, что финансам как экономической категории присуща не только распределительная функция, но и контрольная. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления. В ходе финансового контроля проверяются: - соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности; - экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий по созданию, распределению и использованию финансовых ресурсов. Основное содержание финансового контроля: - проверка выполнения финансовых обязательств перед государством (а также органами местного самоуправления); - проверка правильности использования денежных ресурсов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении в учреждении (бюджетные и собственные средства, банковские ссуды, внебюджетные и иные средства); - проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств учреждениями; - выявление внутренних резервов, возможностей более эффективного и экономного использования материальных и денежных средств, проведение углубленного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности; - устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В настоящее время значительно повышается роль в системе управления финансами в здравоохранении территориального фонда обязательного медицинского страхования. В отличие от других структур, существующих в здравоохранении, ТФОМС может самостоятельно осуществлять финансово-кредитную деятельность для обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения. При этом необходимо выполнение определенных условий: - в качестве кредитных ресурсов могут использоваться только временно свободные средства Фонда; - в качестве получателя кредита (ссуды) могут выступить медицинские учреждения, фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации; - размер средств, используемых в качестве кредитных ресурсов и банковских депозитов, в сумме не должен превышать 50 нормированного страхового запаса ФОМС; - оформление финансовых взаимоотношений осуществляется в виде кредитного договора, позволяющего учесть конкретные условия выдачи кредита, в том числе возвратность и гарантии; - кредиты, как правило, должны предоставляться на краткосрочной основе – до 3 месяцев. При проведении финансово-кредитной деятельности фондом актуальной становится проблема финансового взаимодействия ЛПУ с ТФОМС в части экономической и финансовой эффективности в зависимости от способа получения средств и сроков возврата. При этом сумма кредитных средств должна быть адекватной возможностям ЛПУ по их восстановлению за счет доходов, в том числе поступающих из средств ОМС. Таким образом, финансово-кредитные отношения в системе обязательного медицинского страхования приближают медицинское учреждение к расчету экономической эффективности своей деятельности и проведению анализа принимаемых проектов (решений). В наибольшей степени это достигается с помощью развития кредитных отношений, когда понятие экономического анализа начинает реализовываться в полном объеме. Решается еще один очень важный вопрос, который совершенно не учитывается в настоящее время: кредитные отношения ЛПУ и ТФОМС способствуют отказу от затратного механизма освоения ресурсов и изменению подходов (в сторону ограничения расходов, экономии средств) к принятию решений по удовлетворению материальных потребностей ЛПУ. Развивается один из важнейших принципов деятельности любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики – уменьшение или даже предотвращение так называемого кредитного риска. Он возникает у лечебно-профилактического учреждения в процессе договорных отношений не только с территориальным фондом ОМС, но и контрагентами – поставщиками, посредниками. При постоянном росте дефицита бюджета поступления финансовых средств в учреждения социальной сферы из этого источника прогрессивно уменьшаются, что, прежде всего негативно отражается на дальнейшем развитии и укреплении материально-технической базы здравоохранения – приобретении медицинского оборудования и медикаментов, внедрении новых медицинских технологий. Соответствующий дефицит бюджета объективно заставляет руководителей органов управления и ЛПУ направлять финансовые средства на текущие расходы. В реально сложившихся социально-экономических условиях и уровне бюджетного финансирования здравоохранения ТФОМС вынуждены расширять функцию, заключающуюся в финансово-кредитной деятельности, прежде всего в отношении ЛПУ. В решении этих вопросов необходимо сотрудничество с территориальными органами управления здравоохранением, в результате которого совместно будут оцениваться инвестиционные проекты, например по приобретению медицинского оборудования. Одной из основных функций территориальных фондов обязательного медицинского страхования является расчет и утверждение в законодательных органах власти территориальной программы ОМС (ТП ОМС). Программа представляет перечень видов медицинской помощи (медицинских услуг), оказание которых гарантируется всем жителям субъекта РФ в случае утраты здоровья. ТП ОМС призвана реализовать социальное право, предоставляемое государством всем гражданам РФ на получение бесплатной медицинской помощи. Медицинские услуги в объеме территориальной программы ОМС предоставляются лечебно-профилактическими учреждениями, имеющими государственную лицензию, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. В программе определены источники, из которых будут профинансированы те или иные виды медицинской помощи, а также расчет потребности бюджетных средств и средств ОМС на ее выполнение. Этот документ корректируется и утверждается ежегодно. Программа разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ», постановлением Правительства Российской Федерации №1096 от 11.09.98 г. «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью». Определение потребности финансовых средств для обеспечения территориальной программы ОМС проводится в соответствии с «Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью», утвержденными Министерством здравоохранения РФ, Федеральным фондом ОМС и согласованными с Министерством финансов РФ. Определение стоимости территориальной программы основано на средних расходах на единицу медицинских услуг – средней стоимости одного посещения врача и средней стоимости содержания одной койки в год по каждой медицинской специальности. Одной из задач внедрения системы ОМС стало совершенствование ценообразования на медицинские услуги, установление единых принципов расчета тарифов, определение их структуры, разработка методических подходов к расчету тарифа, определение критериев выбора способа оплаты медицинской помощи, оказываемой населению лечебно-профилактическими учреждениями по территориальным программам обязательного медицинского страхования. Внедрение новых способов оплаты медицинской помощи предоставило возможности их использования в качестве основного экономического инструмента финансового менеджмента в здравоохранении: - совершенствование структуры оказания медицинской помощи с учетом реальной потребности в ее объемах; - управление финансовыми средствами, поступающими в лечебно-профилактические учреждения, разработка положения о консолидированном бюджете ЛПУ; - повышение заинтересованности медицинских работников в эффективной деятельности лечебно-профилактических учреждений. До последнего времени ведущее место в учреждениях здравоохранения занимала штатно-окладная система оплаты труда, в централизованном порядке устанавливались фиксированные должностные оклады. При этом перевыполнение работником обязательной нормы трудовой нагрузки, как правило, не вело к повышению заработной платы и не уменьшало заработную плату работника, не выполняющего своих обязанностей и допускающего недочеты в работе. Кроме того, такая система оплаты гарантировала автоматическое повышение заработной платы медицинского работника с ростом стажа, независимо от качества его работы. Другими недостатками существующей системы оплаты труда являются: - крайне низкая эффективность использования имеющихся ресурсов из-за жесткого регламентирования смет расходов, в том числе и оплаты труда; - отсутствие фактической экономической самостоятельности учреждений здравоохранения, эффективной системы стимулирования деятельности медицинских работников по конечным результатам их труда; - уравнительный и гарантированный характер оплаты труда, что в конечном результате приводит к снижению активности сотрудников медицинских учреждений, ухудшению творческой атмосферы в трудовых коллективах ЛПУ. Существующая система формирования заработной платы в здравоохранении не может заинтересовать конкретного работника в эффективной и качественной работе. При использовании новых способов оплаты медицинской помощи, предоставляемой медицинским учреждением, возникло объективное противоречие между стимулами деятельности учреждения в целом и конкретного работника в отдельности. Только изменение системы формирования оплаты труда работников здравоохранения может преодолеть указанное противоречие. Вместе с тем, введение дифференцированной системы оплаты труда требует серьезной психологической перестройки, и не каждый руководитель лечебно-профилактического учреждения способен на эту перестройку ввиду своей психологической неготовности к возможным изменениям функции управления. В этой связи необходимо отметить, что экономический механизм развития здравоохранения не только должен решить проблемы отрасли, но и способствовать появлению нового типа руководителя, готового к внедрению нововведения и способного к новаторству. Решение вопросов финансового обеспечения системы ОМС является первостепенным, что позволит реформировать сложившиеся финансовые потоки в части управления ими и распределения. С одной стороны, существует объективная реальность в ежегодном увеличении финансирования здравоохранения: постарение населения, появление новых заболеваний и увеличение заболеваемости ранее известными болезнями, ухудшение состояния здоровья населения и, как следствие, увеличение потребности в медицинской и социальной помощи. С другой, система ОМС вынуждена развиваться в условиях финансового дефицита. Реальный уровень платежей из бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения, сложившийся в целом в России, не компенсирует расходы системы на медицинскую помощь этой категории граждан. Необходимо пересмотреть подходы к медицинскому страхованию и взять за основу не финансирование здравоохранения, а страхование здоровья населения. Социальной направленностью проводимой реформы здравоохранения также является разработка эффективной системы контроля и мониторинга социальных индикаторов, единых социальных стандартов в охране здоровья, создание социально-экономической модели, способной обеспечить дальнейшее развитие обязательного медицинского страхования как формы социальной зашиты. Оптимизация финансового взаимодействия субъектов системы ОМС позволит сформировать финансовые механизмы, которые помогут более эффективно решать задачи всей системы охраны здоровья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|