Физкультминутка-логоритмика
Стр 1 из 13Следующая ⇒ Л. Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с. Пособие адресовано логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Оно также будет полезно родителям и воспитателям для проведения занятий по заданию логопеда или дефектолога. Данный материал может быть выборочно использован в средних группах детского сада для детей с задержкой психического развития. В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы на год (30 недель). © Смирнова Л. Н., 2004
Предисловие Если ребенок в возрасте 4—5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах. Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития. Младший дошкольный возраст — это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача специалиста — вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.
Данное пособие является результатом многолетнего опыта работы и представляет собой систему игровых упражнений, предусматривающую успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей. Достижению подобного результата способствует: • игровой характер речевых упражнений; • коррекционно-развивающий характер речевого материала; • •тесная связь речи и познавательных процессов; • использование малых форм фольклора. на работу в течение всего учебного года (30 недель). Блок упражнений на неделю составлен с учетом определенной темы. Занятия должны проводиться ежедневно в течение 15—25 минут и иметь исключительно игровую форму. Работа ведется по следующим направлениям: •лексико-грамматические игры и упражнения; •развитие связной речи; •сенсорное развитие; • работа над звуковой стороной речи; • физкультминутка-логоритмика. Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер и ориентирован на успешную компенсацию психоречевых дефектов с учетом всего симптомокомплекса имеющейся недостаточности у малышей. Автор не счел нужным превращать пособие в сборник конспектов, так как большинство специалистов имеют богатый опыт и могут творчески использовать предлагаемый материал при подготовке к занятиям. Это пособие составлено с учетом рекомендаций методик С. А. Мироновой, Т. Б. Филичевой, Р. А. Беловой -Давид и др.
Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя) Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушки; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.
Лексико-грамматические игры и упражнения • «Мы с игрушками играем». Логопед раскладывает перед Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик. Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть. • «Что делают игрушки?» Составление сложных предложений с союзом а. Логопед берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя: Кукла лежит, а ежик стоит. Робот стоит, а мишка сидит. Машина едет, а самолет летит. Мячик скачет, а шарик висит. Гномик прыгает, а кукла спит. • «Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания. Логопед выставляет на доске 7—10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку). • «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа. Логопед раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.) • «Игрушки-малютки». Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кукла — куколка, матрешка — матрешечка, мяч — мячик. •Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми. Мы поссорились с подружкой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам». Я пойду и помирюсь, Дам ей мишку, извинюсь. Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «Играть давай!» А. Кузнецова Развитие связной речи • Составление рассказа «Мишка» по серии картинок. «Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине»1. 1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989. Сенсорное развитие • «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой — маленький». Логопед подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.
• Выполнение инструкций логопеда. — Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков. — Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол. — Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек. — Работа над звуковой стороной речи •«Договори слово»: кук.., бара.., матреш.., пирами.., авто.., неваляш... • «Повтори чистоговорки» Бик-бик-бик — кубик; бан-бан-бан — барабан; ла-ла-ла — юла; лет-лет-лет — самолет; на-на-на — машина; ка~ка-ка — куколка; Физкультминутка-логоритмика • Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан». Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Но назад идет отряд, Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый
.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|