Тематический цикл «Дикие птицы»
(двадцать первая неделя) Дети должны усвоить: названия нескольких птиц (ворона, воробей, сова, дятел, синица); их отличительные признаки; как они передвигаются; чем питаются; обобщающее слово птицы. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Расскажи о птичке». Дети с логопедом рассматривают картинки с изображением двух-трех птиц: «Посмотрите на ворону (синицу, сову). Что у нее есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее. • «Где сидит птица?» Практическое употребление в речи категории предложного падежа с предлогом на. На игровом поле в два ряда разложены картинки. В верхнем ряду: ворона, воробей, сова, дятел, синица. В нижнем: забор, трава, ветка, дерево, куст. Дети составляют предложения. Ворона сидит на заборе. Воробей сидит на траве. Сова сидит на ветке. Дятел сидит на дереве. Синица сидит на кусте. • «Ответь на вопросы». Согласование числительных с существительными. Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.) Сколько у воробья крыльев? Сколько у совы хвостов? Сколько у дятла голов? Сколько у синицы клювиков? Сколько у птицы перышек? Сколько у птицы глаз? •Чтение с выражением и заучивание потешки «Совушка» (устное народное творчество). Ах ты, совушка -сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела, Во траву свалилася, В яму покатилася! Развитие связной речи • Рассказ по серии сюжетных картинок «Собака и вороны». «Собака ела мясо. Прилетели две вороны. Одна ворона клюнула собаку, другая ворона схватила мясо. Собака кинулась на ворон, вороны улетели»1. Сенсорное развитие • «Покажи пальчики».
Логопед выставляет на наборном полотне сначала одну, затем две (три, четыре, пять птиц). Дети должны показать столько пальчиков, сколько птиц. • «Исправь ошибку». Развитие пространственного восприятия. У вороны впереди хвост. У воробья сзади клюв. У совы вверху лапы. У дятла внизу крылья. У синицы сбоку хвост. Работа над звуковой стороной речи • «Вороны». Дети-«вороны» произносят кар, логопед заканчивает слово. Кар. ..(тошка), кар... (тинка), кар. ..(ман), кар. ..(тон), кар... (лик), кар. ..(ты), кар.. .(куша). 1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989. • «Повтори слова». Игра со словами. Повторение рифмующихся слов: птичка — синичка; сорока — белобока; сова — голова; совушка — головушка; птичка — невеличка; воробьишка — трусишка. Физкультминутка -логоритмика • «Села птичка на окошко». Импровизация движений. Села птичка на окошко, Посиди у нас немножко! Посиди, не улетай. Улетела. — Аи! А. Барто Тематический цикл «Домашние и дикие животные» (двадцать вторая неделя) Дети должны усвоить: названия животных; обобщающие понятия — домашние и дикие животные; различия домашних и диких животных по месту обитания и по внешнему виду. Лексико-грамматические игры и упражнения • «Где живет?» Дифференциация предлогов в, около. Логопед выставляет по одной картинке на наборное полотно и спрашивает детей: «Где живет волк — в лесу или около человека?» Дети отвечают: «Волк живет в лесу». Или: «Где живет корова — в лесу или около человека?» — «Корова живет около человека». • «Кто что делает?» Составление предложений по вопросам. Логопед, задавая вопрос, называет действие; дети находят соответствующие картинки и составляют предложения. Кто скачет? (Лошадь скачет.) Словарь: лакает, мычит, клюет, летает, бегает, прыгает, жует, охотится, грызет, воет, лает, ловит, пугает, ревет, обманывает и т. д.
• «Четвертый лишний». Учить различать домашних и диких животных. На игровом поле лежат четыре картинки: волк, лиса, кошка, медведь. Дети с помощью логопеда учатся находить «лишнюю» картинку. • «Кто дружит с человеком?» Практическое употребление в речи категории творительного падежа с предлогом с. Закрепить знания детей по теме. На наборном полотне выставлены картинки с изображением диких и домашних животных и их детенышей. Логопед спрашивает детей: «Кто дружит с человеком?» Дети выбирают картинку и отвечают: Корова дружит с человеком. Собака дружит с человеком. Котенок дружит с человеком. И так далее. Логопед в конце упражнения подводит итог: «С человеком дружат домашние животные и их детеныши». • «Договори слово». Формирование навыка словоизменения. Заяц бежал, а зайчата... (бежали). Медведь ревел, а медвежата... (ревели). Волк рычал, а волчата... (рычали). Корова жевала, а телята... (жевали). Собака лаяла, а щенята... (лаяли). Лошадь скакала, а жеребята... (скакали). И так далее. Развитие связной речи •Рассказы-описания «Корова» и «Ежик». «Корова — это домашнее животное. Она живет около человека. Корова приносит ему пользу: дает молоко. Из молока делают сметану, сыр, масло. Корова большая. У нее есть голова, рога, туловище, хвост, четыре ноги. У коровы есть детеныши — маленькие телята. Корова и телята едят травку». «Ежик — это дикое животное. Он живет в лесу. Он маленький, колючий — у него иголки. У ежика есть детеныши — ежата. Еж и ежата едят яблоки, грибы, мышей». Сенсорное развитие • «Угостим ежиков». Учить сравнивать и группировать предметы различной величины. Для игры используются фигурки ежиков из картона (большой, средний, маленький), а также силуэты трех яблок и грибов. Игра проводится на игровом поле. Детям предлагается подобрать каждому ежику яблоко и гриб подходящего размера. Все действия сопровождаются объяснениями.
• «Кто меньше?» Учить детей сравнивать предметы различной величины, используя слово меньше. Кто меньше — волчонок или корова? (Волчонок меньше.) Кто меньше — лиса или ежик? Кто меньше — медведь или медвежонок?
Кто меньше — заяц или лошадь? Кто меньше — ежонок или медвежонок? И так далее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|