Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Лес — это дом». Формирование навыка составления предложений с предлогом в. Логопед показывает детям картинку с изображением леса и объясняет, что лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Затем выставляет по одной предметной картинке и составляет вместе с детьми предложения.
В лесу живут... (деревья). В лесу живут... (кусты). В лесу живут... (цветы). В лесу живут... (ягоды). В лесу живут... (грибы). В лесу живут... (звери). В лесу живут... (птицы). В лесу живут... (муравьи, жучки, бабочки, комары). • «Прогулка в лес». Усвоение категории родительного падежа. Развитие воображения. Логопед с детьми «собирается» в лес и спрашивает каждого: «Кого ты увидишь в лесу?» или «Что ты увидишь в лесу?» Дети отвечают: «Я увижу лису. Я увижу бабочку. Я увижу травку. Я увижу березку. Я увижу птичку. Я увижу цветы. Я увижу ежика. Я увижу грибы». •Чтение с выражением потешки (народное творчество). Я по лесу по зеленому бреду, Я грибочки в кузовок соберу, Я в осинничке рыжики беру, По березничку — березовики, По сосновым пням — опеночки, А под елкой — белый гриб боровик. Развитие связной речи • Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Грибочек». Жил да был грибочек, Вот его дом — кусточек. Была у него ножка, Одна ножка — без сапожка. Была у него шляпка. Нашли его ребятки, Грибочек сорвали И бабушке отдали. Бабушка суп сварила И деток накормила. Сенсорное развитие • «Сравни деревья». Учить детей сравнивать несколько предметов (до пяти) разной высоты, расставляя их по одной линии. На игровом поле — пять елочек разной высоты. Дети с помощью полоски из картона определяют размер деревьев, прикладывая ее к каждой елочке: «Самая большая елка, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая елочка».
• «Вверху или внизу?» Развитие пространственного восприятия. Логопед называет какие-либо предметы, а дети должны сказать, где они находятся в лесу — вверху или внизу (листочки, грибочки, птички, муравьи, веточки, травка, гнездо, ежик, белка, волк, дерево, кузнечик, стрекоза). Работа над звуковой стороной речи •«Договори слово»: дере.., три.., мали.., листо.., бабоч.., стреко.., мура.., зай... • «Постучи ладошкой». Слоговой анализ слов: липа, береза, дуб, малина, лиса, ежик, дерево, ягода, лес, муравей. Дети определяют количество слогов в словах, выстукивая по столу правой ладошкой. • «Повтори дружные слова». Логопед произносит пару рифмующихся слов, дети повторяют: муравей — воробей, малина — калина, птичка — синичка, цветочек — кусточек, ежонок — медвежонок, листок — грибок, елочка — иголочка. Физкультминутка - логоритмика •Дети маршируют в такт стихотворения. Мы пошли в лесочек, Мы нашли грибочек, А грибочек маленький, А грибочек красненький, Он под деревом сидит (приседают), И на нас он глядит (жест правой рукой). Тематический цикл «Одежда и обувь» (девятая неделя) Дети должны усвоить: названия и назначения основных видов одежды и некоторых ее частей; названия обуви; различие взрослой и детской одежды; существительные с обобщающим значением одежда, обувь. Лексико-грамматические игры и упражнения •«Для кого одежда?» Усвоение словаря по теме. Различие одежды для мальчика и девочки. Практическое употребление в речи предлога для. Логопед показывает детям различные предметы одежды и спрашивает: «Для кого эта одежда — для мальчика или для девочки?» Дети отвечают: «Платье для девочки» или «Брюки для мальчика», «Юбка для девочки», «Шорты для мальчика» и т. д.
• «Чьи вещи?» Усвоение местоимений мой, моя, мое. Логопед по очереди подходит к каждому ребенку, прикасается к какому-либо виду его одежды или обуви и спрашивает: «Чья рубашка?» или «Чей сарафан?» Ребенок отвечает: «Моя рубашка» или «Мой сарафан». • «Куда наденем?» Практическое употребление в речи предлога на. Рукавицы наденем на... (руки). Шарф наденем на... (шею). Шапку наденем на... (голову). Сапожки наденем на... (ножки). Перчатки наденем на... (руки). Носки наденем на... (ножки). Кепку наденем на... (голову). • «Найди одежду». Практическое употребление в речи предлога в. Игра проводится в раздевалке. Логопед предварительно прячет одежду детей в разных местах и говорит, что прибегала мышка и спрятала одежду и обувь. Дети должны ее найти — каждый свою. Затем каждый ребенок должен сказать, где была его одежда. Куртка была в шкафу. Носок был в ботинке. Варежки были в кармане. Шарф был в рукаве. Сапог был в углу. Рубашка была в куртке. • Чтение с выражением и заучивание четверостишия из стихотворения «Мой мишка».
Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфетку положить... 3. Александрова Развитие связной речи • «Оденем куклу». Логопед. Дети, давайте оденем нашу куклу. Я сшила для нее одежду. Что сначала наденем, что потом? Одевая куклу вместе с детьми, логопед подробно описывает предметы одежды. Дети повторяют: «Платье зеленого цвета. Вот карман — он один. Вот рукава — их два. Вот воротник. Вот пояс — он один. Платье короткое, красивое и т.д.». Сенсорное развитие • «Покажи кружок». Развитие зрительного внимания. Усвоение основных цветов. Логопед раздает всем детям разноцветные кружки. Затем называет слова: платье (бант, туфли, носки, юбка, кофточка, сарафан, карман, воротник, пояс, рукава). Дети должны поднять кружок того цвета, какого цвета предмет, и назвать цвет. • «Найди одинаковые». Развитие зрительного внимания, навыка сравнения. Усвоение и употребление понятия одинаковые. На столе в беспорядке располагаются несколько пар варежек, носков, ленточек, шнурков. Дети помогают разобраться и подобрать пару к каждому предмету, комментируя при этом: «Эти носки (варежки, шнурки, ленточки) одинаковые».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|