Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Раз, два, три, повтори!» Развитие вербальной памяти. Логопед называет ряд из трех продуктов, дети повторяют: «Молоко — мясо — чай; масло — творог — хлеб и т. д.» • «Чем будет?» Усвоение категории творительного падежа. Обогащение лексического запаса. Используются картинки Яйцо будет... (яичницей). Мука будет... (булочкой). Мясо будет... (котлеткой). Капуста будет... (салатом). Гречка будет... (кашей). Яблоко будет... (соком). Ягода будет... (вареньем). Молоко будет... (сыром). • «Верно — неверно?» Практическое употребление сложных Сыр в стакане, а чай в тарелке. Компот в кофейнике, а кофе в кастрюле. Чай в сковородке, а котлета в чайнике. Пирог в чашке, а кефир в блюдце. Конфеты в кастрюле, а суп в коробке. Молоко в тарелке, а печенье в стакане. • Выполнение инструкций логопеда. Конфету положи в коробку, а печенье — в тарелку. Печенье отдай Тане, а конфету положи себе в карман. Яблоко положи в вазу, а баранку раздели пополам. Откуси от яблока кусочек, а половинки баранки отдай Кате и Коле. Две конфеты возьми в руку, а два печенья положи к карман. • Чтение с выражением русской народной сказки «Колобок». Используются картинки с изображением животных. Развитие связной речи • «У куклы Маши день рождения». Используются предметы-заместители. «У нашей куклы Маши сегодня день рождения. Она будет нас угощать. Сначала мы будем кушать суп с грибами, картошку с мясом, салат с майонезом, яичницу с колбасой. Потом мы будем пить чай с тортом и конфетами». Далее логопед спрашивает детей, что с чем они кушали на празднике у куклы Маши. Дети вместе с логопедом хором пересказывают рассказ.
Сенсорное развитие • Лепка из пластилина. Дети знакомятся со свойствами пластилина (мягкий, гибкий, липкий). Дети лепят яблоко, бублик, морковку, печенье, шоколад, буханку. Логопед подчеркивает форму предметов. • «Чей предмет?» Развитие ассоциативного мышления. Используются предметы-заместители или натуральные продукты: брусок — сыр; палочка — сосиска; конус — морковка; шарик — яблоко; цилиндр — конфета; колечко — баранка; кубик — чай (коробка). Логопед раздает детям предметы-заместители, показывает картинку и спрашивает: «Чей предмет похож на баранку?» Ребенок, у которого колечко (от пирамиды), поднимает его и отвечает: «Мой предмет похож на баранку». После этого он получает от логопеда картинку. И так далее. Работа над звуковой стороной речи • «Найди свистящую картинку». На игровом поле лежат картинки с изображением продуктов питания: сахар, хлеб, масло, булка, сыр, мармелад, соль, шоколад. Логопед четко называет каждую картинку, выделяя звук [с]. Дети должны назвать только «свистящие» картинки, в названии которых есть звук [с]. Физкультминутка -логоритмика • «Ручки, спляшите разок» (французская песенка). Импровизация движений в такт песенки. Ручки, спляшите разок — Будет вам завтра пирог! Ах вы, мои мастерички, Быстрые ручки-сестрички! Яблочный будет пирог, Только спляшите разок! Перевод Н. Гернет и С. Гиппиус Тематический цикл «Части тела» (двенадцатая неделя) Дети должны усвоить: названия основных частей тела; их функции; умение различать правую и левую руку и ногу; пространственные направления (вверх-вниз, спереди - сзади, направо -налево, вперед-назад). Лексико-грамматические игры и упражнения • «Ответь на вопросы». Практическое употребление в речи предлога на. Обогащение словаря по теме.
Что на голове? (Волосы, лицо, уши.) Что на лице? (Глаза, нос, рот, щеки, подбородок.) Что на руке? (Пальцы, ногти, локоть.) Что на ноге? (Колено, пятка, пальцы, ногти.) Что на туловище? (Грудь, живот, спина, бедра.) • «Что у тебя, а что у куклы?» Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У тебя голова, а у куклы... (головка). У тебя шея, а у куклы... (шейка). • «Кто выше, кто ниже». Усвоение понятий выше — ниже. Логопед вызывает двух детей и просит остальных сравнить их рост. Дети отвечают, а логопед комментирует: «Правильно, Миша высокий, а Коля низкий. Миша выше Коли. Коля ниже Миши». Затем сажает Колю и вызывает ребенка, который выше Миши. Игра повторяется. • «Моя семья». Пальчиковая гимнастика. Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Ну, а этот пальчик — я, Вот и вся моя семья! Логопед. Сколько человек в семье? Сколько пальчиков? • Чтение с выражением потешки (устное народное творчество). —Ножки, ножки, где вы были? —За грибами в лес ходили. —Что вы, ручки, работали? —Мы грибочки собирали. —А вы, глазки, помогали? —Мы искали да смотрели —Все пенечки оглядели. Развитие связной речи • «Машенька». Закрепление знаний детей по теме. «Вот девочка Машенька. На лице у нее глазки, носик, ротик, щечки, подбородок. У Машеньки есть две руки и две ноги...» Сенсорное развитие • «Скажи правильно». Ноги у тебя вверху или внизу? Нос у тебя сзади или спереди? Эта рука у тебя правая или левая? Этот пальчик у тебя на руке или на ноге? • «Обведи пальчиком». Обведение кукол на картинке. Зачин логопеда: Мы картиночку возьмем, Куклу пальцем обведем. Работа над звуковой стороной речи • «Повтори предложения». Две мои ножки бегут по дорожке. Я свой кулачок положила на бочок. Я топаю ножкой и стучу ладошкой. Ой-ой, ой-ой, посмотрите, я — большой! Миша очень маленький, но малыш удаленький. Физкультминутка -логоритмика • «Попрыгай!» На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка. Левой ножкой — прыг, прыг. Правой ножкой — прыг, прыг. Мы попрыгаем на двух: Ух, ух, ух, ух! Влево мы попрыгаем,
Вправо мы попрыгаем. Мы вперед пойдем И назад отойдем! Тематический цикл «Зима» (тринадцатая неделя) Дети должны усвоить: свойства снега (белый, холодный, рассыпчатый, тает); понятие о снегопаде, снежинках, морозе; основные признаки зимы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|