На Руси образ Богородицы прославляли не только в изобразительном искусстве, но и в музыке и в литературе. Мы считаем, главным идеалом красоты женщины в творчестве многих поэтов и писателей является идеал материнства. Её лик – воплощение материнской любви и скорби. В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства: «Первая мать – Пресвятая Богородица, вторая мать – сыра земля» - гласит народная мудрость. Может быть, поэтому прообразом женщины-матери является образ Пресвятой Богородицы. Корни творчества многих поэтов, идущих из деревни и от деревни, уходят в вековые традиции. Таковы, например, Кольцов, Есенин, Клюев.
А. С. Пушкин
С. Есенин
А. А. Григорьев
А. Блок
Б. Пастернак
Сонет «Мадонна»
Поэма «Микола»
Стихотворение «О, помолись... »
«Россия»
«Любить иных – тяжелый крест…»
Образы, представленные в стихотворении, олицетворяют гармонию мира, его красоту:
Кроткие творец и Мадонна- -она с величием, он с разумом в очах. Лирический герой увидел в недосягаемо высоком облике Мадонны образ любимой им женщины:
Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, среды медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель —Она с величием, он с разумом в очах —Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
Образ Богородицы у Есенина следует не только евангельским традициям, но и традициям иконописи. В поэме «Микола» поэт создает такой ее образ:
Кроют зори райский терем, У окошка Божья МатьГолубей сзывает к дверямРожь зернистую клевать: «Клюйте, ангельские птицы: Колос – жизненный полет».
Она предстает вписанной в быт, совершающей обыденные крестьянские действия. И создается впечатление, что Она ближе дольнему миру, чем горнему. С земли молится о благополучии христиан.
В стихотворении «Не ветры осыпают пущи…» Есенин создает образ Богородицы – заступницы перед надвигающимися катастрофами:
Я вижу – в просиничном плате, На легкокрылых облаках, Идет возлюбленная МатиС Пречистым сыном на руках. Она несет для мира сноваРаспять воскресшего Христа.
В стихотворении «О, помолись... » образ Богоматери «овеществляется», «воплощается». Она словно выходит за рамки картины, «сходит» с холста, преодолевая границы текста живописного, становится героиней текста лирического, хотя эти границы никак не обозначены. Это стихотворение – одновременно молитва к Ней и просьба о Ее молитве:
О, помолись!.. Недаром ты светлаВыходишь вся из мрака черной ночи, Недаром грусть туманом залеглаВкруг твоего прозрачного челаИ влагою сияющие очиБолезненной и страстной облила!
Тебя жалеть я не умеюИ крест свой бережно несу…Какому хочешь чародеюОтдай разбойную красу!
Строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что предопределена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.
Стихотворение было написано в 1931 году. Это своеобразное откровение поэта.
Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто:
Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секретРазгадке жизни равносилен.
ОБРАЗ МАДОННЫ, БОГОРОДИЦЫ в ПРОЗЕ
Максим Горький
Ф. М. Достоевский
Михаил Булгаков
Повесть «Детство»
«Бесы»
Роман «Преступление и наказание»
Рассказ «Псалом»,
Роман «Белая гвардия»,
Рассказ «Собачье сердце»
М. Горький показывает, как цепко укоренился в сознании городского мещанства идущий от деревни образ Богородицы. В «Детстве» она «преславная... радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету... сердечушко мое чистое небесное... солнышко золотое». В " Детстве" отразилось его глубокое личностное отношение к любимому народом персонажу - вплоть до отождествления Приснодевы с любимой бабушкой.
в «Бесах» читаем: «Богородица, что есть, как мнишь? » — «Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого». — «Так, говорит, Богородица — великая мать сыра-земля есть, и великая в том для человека заключается радость».
Соня Мармеладова из романа «Преступление и наказание» воплощает путь спасения Раскольникова. Когда она являлась на каторжные работы, арестанты все снимали шапки, все кланялись: " Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!.. ". Прочитав этот отрывок, невозможно не заметить, что каторжники воспринимают Соню как образ Богородицы. Соня становится покровительницей и помощницей, утешительницей и заступницей всего острога, принявшего ее в таковом качестве еще до всяких внешних его проявлений.
Рассказ М. Булгакова «Псалом» тяготеет к жанру фрагмента. Кроме этого, образ женщины с ребенком традиционно ассоциируется с Богородицей и Младенцем. … Любопытно, что для Булгакова актуальны именно эти образы: мать и ребенок.
А в романе «Белая гвардия» возникает связь главной героини Елены с Богородицей посредством предметного мира: полная ваза Девы Марии и ваза с трещиной - Елены Тальберг. Белый цвет лилий символизирует очищение от семи смертных грехов. Ваза с лилиями Девы Марии чистая, ясная и святая. В ней воплощена цельная красота, а ваза с розами Елены прекрасна, как она сама, но омрачена «трещиной» - Тальбергом, покинувшим ее.. Даже в сатирической повести в «Собачье сердце» символично звучат многие детали: фамилия профессора — Преображенский, квартира, в которой происходит эксперимент, находится на Пречистенке (ассоциация с образом Пресвятой Богородицы).