Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ креста в прозе. Лагерная Тема. А. И. Солженицын. Книга «колымские рассказы».




ОБРАЗ КРЕСТА В ПРОЗЕ

Ф. М. Достоевский И. С. Тургенев Л. Андреев Валентин Распутин
Роман «Преступление и наказание» Роман «Отцы и дети» Повесть «Иуда Искариот» Повесть «Прощание с Матёрой»
Обмен крестами в романе происходит дважды: первый раз Лизавета и Соня меняются крестами, а затем – Родион и Соня. Соня оставляет себе крест Лизаветы – случайной жертвы Раскольникова, а свой отдаёт Родиону. Она, по сути, тоже жертва: отдала себя ради счастья близких ей людей. Говоря об образе креста, нельзя не вспомнить историю любви Павла Кирсанова к княгине Р. Кирсанов дарит возлюбенной кольцо со сфинксом, говоря ей, что сфинкс - это она. Перед смертью княгиня передает кольцо назад: «Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест - вот разгадка». символ кольца с крестом как указанием на «разгадку» перерастает рамки одной человеческой судьбы и становится ключом ко всему роману. Он смыкается с последним эпизодом «Отцов и детей» - осиротевшие старички Базаровы приходят на сельское кладбище, где среди «серых деревянных крестов» скрывается могила их единственного и горячо любимого сына. «На самом темени земли вздымается крест - и на нем распятый Иисус». Крест - возвышенный образ, образ чего-то могущественного и сильного. Крест как божественный артефакт, стоящий между жизнью и смертью самого Иисуса. Распятие Иисуса на кресте символично: крест — это символ, центр, схождение Добра и Зла.   В слове Матёра трудно выделить корень: это корень и от слова мать, и от слова материк – вечное, прочное, родовое. (Мать-земля, мать-Родина), материк – земля, окружённая со всех сторон водой. Матёра – это и остров, и одноимённая деревня. И вот этой деревне угрожает смерть. И кладбище – это память. Память о тех, кто ушел. Наверное, поэтому “старухи до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”. Здесь кресты – не только образы смерти, угасающей жизни. Это то единственное, что оставалось у жителей деревни от прошлого, от их ушедших родных, то, что удерживало их на родной земле.

ЛАГЕРНАЯ ТЕМА

Одной из новаторских и интересных тем в литературе 60-х годов была тема лагерей и сталинских репрессий.

Г. Владимов

А. И. Солженицын

В. Шаламов
Повесть «Верный Руслан Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

Книга «Колымские рассказы».

Г. Владимов в своей повести затрагивает актуальные проблемы описываемого времени. «Увидеть ад глазами собаки и посчитать его раем»— так сам автор определил главную проблему повести «Верный Руслан». Что знает о жизни главный герой повести — умный сторожевой пес Руслан? Что значит для него, к примеру, счастье? Ночные бдения с хозяином, когда они несут службу, и возле них добро и тепло, а там — весь огромный мир с его злостью и пакостями. Что такое порядок? Бараки в два ряда, вышка, колючая проволока да глаз прожектора, освещающий лагерь. Что такое долг? Охранять этот порядок, оберегать его, не допускать заключенного к колючей проволоке, не давать ему возможности выйти из строя, а если тот вышел – заталкивать обратно. Но вот однажды этот мир рухнул. Флаг, развевающийся над лагерем, был снят и брошен на землю, огромные ворота, которые по всем правилам должны были быть закрыты, распахнулись. Лагерь опустел, а ужасного вида человек на своем урчащем тракторе делает то, за что раньше стреляли без окрика: ломает забор с колючей проволокой. Как тут не зарычать, как не приготовиться к прыжку, ожидая услышать: “Фас, Руслан! Фас! ” Но нет долгожданной команды. Что же это происходит? Крушение порядка, крушение мира... Свобода не просто непривычна для Руслана — она для него неприемлема, а воспринимает он ее как временную. Ему очень хочется, чтобы его “рай” — старый мир с его порядками, размеренная лагерная жизнь и все, что несла она с собой, — вернулся. Поэтому и бегает он на платформу ждать, когда приедет поезд с заключенными. В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями. Прототипами центрального героя стали Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель-заключенный, и тысячи невинных жертв чудовищного беззакония. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ. «Правая кисть» - это рассказ-символ. В этом рассказе смерть героя - это не только осмысление его жизни, его нравственных ценностей, но и оценка идеологии государства, оценка мировоззрения человека советской эпохи. Герой - беспомощный, больной старый калека, " ветеран" карательного ЧОН, которому не оказывают помощи, и он в одиночестве, возможно, умирает. Сам рассказчик является одним из пациентов " ракового корпуса", десять из тридцати пяти лет своей жизни проведший в сталинских лагерях и после этого сосланный в вечную ссылку. У бывшего чекиста документы сгорели, и теперь он не может доказать, что «в прошлом был великим человеком и служил великой цели - уничтожал врагов нового советского государства». Отчасти он в этом винит и себя, что " справок не копил". В созданной В. Шаламовым книге «Колымских рассказов» раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написал о лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике. В стиле и авторском взгляде писателя поражают высота духа, с которой написаны рассказы, эпическое постижение жизни автором. Страх, разъедающий личность, описан в рассказе «Тифозный карантин». Автор показывает людей, готовых служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами ради миски супа и корки хлеба. Герой рассказа Андреев видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества Гете, который теперь исполняет роль «чесальщика пяток» у вора Сенечки. После этого герою не хочется жить.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...