Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ «лишнего человека». Тема ЛЕНИ. Тема лести, лицемерия, неискренности. Образ «маленького» человека. Н. В. Гоголь. Ф. М. Достоевский




ОБРАЗ «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА»

Образ «лишнего человека» был очень популярен в русской литературе XIX в. как тип дворянина, который в сложившихся общественно-политических условиях не находит себе места в жизни, не может самореализоваться и страдает от этого, томится бездеятельностью. Сама трактовка «лишнего человека» — именно как вполне определенный общественный тип — служила для многих авторов тех лет формой косвенного, неполитического протеста против сложившихся в России условий жизни.

В русской литературе создавались образы людей, отличающихся от других образом мышления и жизни. Так, Пушкин создал образ Онегина, Лермонтов – Печорина, Тургенев – Рудина. Это были образы «лишних людей». Все они обладают незаурядным умом и способностями, но у них не было возможности применить свой ум на благо общества. Создавались эти образы в годы реакции, когда сами авторы не видели выхода из создавшегося положения.

" Лишний человек" впервые заявляет о себе в повести И. С. Тургенева " Дневник лишнего человека" (1850), тургеневский образ переосмысливается и широко трактуется В. Г. Белинским, и, наконец, Н. А. Добролюбов предлагает целую галерею лишних людей русской литературы, начиная Онегиным и заканчивая Обломовым.

Чацкий Онегин Печорин Герои 40-50-х г. Рудин, Бельтов Обломов
Не является «лишним» в полном смысле этого слова скептицизм крайний индивидуализм отказ от практической деятельности уход от действительности
«лишний», по мнению окружающих, а не по самооценке социальная апатия и пессимизм цинизм и эгоизм разочарованность и рефлексия апатия и лень
разлад с обществом склонность к самоанализу социальный пессимизм пустословие разочарованность
критицизм эгоизм разочарованность и рефлексия   мечтательность и пассивность
одиночество одиночество одиночество одиночество  
активный и деятельный характер с романтическими порывами        

ТЕМА ЛЕНИ

И. А. Гончаров А. П. Чехов
Роман «Обломов» Рассказ «Моя “она”»
Обломов умен, получил хорошее образование и в «юности был полон стремлений, всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя» По характеру добрый и честный. Андрей Штольц, его друг, говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но ко всем положительным качествам примешивается лень и безволие. Обломов считает, что лучше лежать на диване, чем приносить обществу вред бессмысленной суетой. Он так и не понял, что лежание приносит не меньшее зло, потому что, разрушая себя, человек разрушает и общество, в котором живёт. В центре внимания юмористического рассказа А. П. Чехова – до боли всем знакомая проблема лени, ее власть, господство над героем, нежелание героя противиться ей. Писатель обращает внимание читателя на неразрывную связь героя с ленью, отмечает, что лень властвует над ним, превращая его в своего пленника. Также Чехов подчеркивает, что, несмотря на то, что герой видит в ней причину всех его несчастий, не пытается, однако, противостоять ей. Таким образом, проблема лени становится для чеховского персонажа неразрешимой, вечной.

ТЕМА ЛЕСТИ, ЛИЦЕМЕРИЯ, НЕИСКРЕННОСТИ

А. С. Грибоедова И. А. Крылов Н. В. Гоголь
Заветы отца Молчалину, герою комедии «Горе от ума») Басни «Две собаки», «Ворона и лисица» Рассказы «Хамелеон», «Толстый и тонкий»
Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Как счастье многие находят Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!                       Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Чехова-сатирика особенно занимала актуальная для русского общества XIX века тема чинопочитания, которая ярко раскрыта в рассказе «Толстый и тонкий» В нём писатель высмеивает подхалимство, самоуничижение и чинопочитание. Тему человеческого двуличия и приспособленчества Чехов разрабатывал и в дальнейшем. В 1884-м он напишет рассказ «Хамелеон». Его главный герой полицейский надзиратель Очумелов станет символом подобной манеры поведения.

ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО» ЧЕЛОВЕКА

«Маленький челове́ к» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годы XIX века.

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина 2станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Н. В. Гоголь в повести «Шинель».

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

А. С. Пушкин

Н. В. Гоголь

Ф. М. Достоевский

А. П. Чехов

Повесть «Станционный смотритель» Повесть «Шинель» Повесть «Записки сумасшедшего» Роман «Бедные люди»

Роман «Преступление и наказание»

Рассказ «Смерть чиновника»
Самсон Вырин Акакий Акакиевич Башмачкин Аксентий Иванович Поприщын Макар Девушкин Семён Захарыч Мармеладов

Иван Дмитриевич Червяков

Добрый, скромный труженик, чиновник 14 класса. Смиряется, не протестует, т. к., может быть, дочь не воспротивилась тому, что с ней произошло. Униженный забитый человек, но появляется цель – низкая мелочная, но цель (купить шинель). Стремится к справедливости. Маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует. По мере усиления безумия в нём растет чувство человеческого достоинства. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека». Автор углубился в изучение внутреннего мира Девушкина. «Бедные люди»- это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. Звучит голос самого «маленького человека», он начинает судить себя и окружающих.  

Высмеивается «маленький человек». Но высмеивается он не за то, что он беден, незаметен, труслив. Чехов показывает, что истинное наслаждение Червякова - в унижении, в пресмыкательстве.

Виновата социальная система, виновато общество

Виновата

не социальная система, а сам человек.

ü «Маленький человек» вызывает сочувствие и жалость;

ü авторы пытаются привлечь внимание к проблеме «униженных и оскорбленных»

             
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...