Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лексико-грамматические игры и упражнения




«В школе»

Логопед. В детском саду вы много играли, рисовали, ле­пили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь?

В школе я научусь писать (читать, считать, думать, расска­зывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, гово­рить по-английски и т. д.).

«Что положишь в портфель?» Согласование числитель­ных с существительными.

Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвеча­ют: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 каран­даша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебни­ков, 2 линейки, 5 линеек и т. д)».

«Измени слово». Образование существительных женского ро-

89


да: умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — тро­ечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, пер­воклассник — первоклассница, проказник — проказница, школь­ник — школьница, озорник — озорница.

«Подбери слово». Подбор родственных слов.

писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, пере­писывать, подпись;

читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, чи­тальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учеб­ник, учеба, учащиеся.

«-Предложение договори и его ты повтори». Образование сравнительной степени прилагательных от наречий.

Дети должны сначала закончить предложение, а затем по­вторить его полностью.

В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском са­ду интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весе­ло, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее.

Развитие связной речи

• Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок». Физкультминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра «В школу мы с тобой пойдем». Импровизация движений в такт стихотворению.

В школу мы с тобой пойдем, И портфель с собой возьмем, В школе будем мы читать, В школе будем мы писать, Физкультурой заниматься, И трудиться, и стараться.

Закрепление пройденных звуков и букв

«Измени слово». Логопед предлагает детям заменить звук [ы] на [а] в слове бык; звук [и] на [о] в слове кит; звук [м] на [р] в слове мак; звук [д] на [с] в слове дом; звук [к] на [м] в слове кошка; звук [к] на [п] в слове качка и т. д.

90


«Гости»

Логопед. В гости к слогу -ма- пришел слог -ша-. Что по­лучилось?

В гости к слогу -мис- пришел слог -ка-. Что получи­лось? И т. д.

«Какое слово длиннее?» Логопед произносит слова, а де­ти сравнивают их и говорят, какое слово длиннее: кошка — лягушка; барабан — пирамида и т. д.

«Составь предложение». На игровом поле лежат карточ­ки со словами: дома, около, куст; стола, у, ножки; осы, са­ду, в; мак, вовы, у и т. д. Дети должны составить из них пред­ложения.

«Цепочка слов». На игровом поле — картинки. Дети со­ставляют цепочку слов: мак — кошка — аист — танк — клад — дом — муха — ананас — стол — лампа и т. д.

«Допиши слово». У каждого ребенка карточка с недопи­санным словом: маши.., коле.., кроко.., руч.., боч.., пету.., квакуш... И т. д.

• Подбор слов к схемам

• Чтение слов и предложений в «Азбуке»

Пересказ рассказа «Одна буква» (Л. П. Успенская, М. В. Ус­пенский. Учитесь правильно говорить. Часть 2.— М.: Просвещение, 1991).

• Пересказ рассказа «В пенале». (Там же).

Тематический цикл «Лето» (тридцатая неделя)

Беседа

Названия летних месяцев; наблюдения за изменениями природы летом; поведение животных и их детенышей; оби­лие насекомых; дары леса, поля, огорода и сада; летние за­бавы детей и взрослых.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Подбери слово». Подбор прилагательных к слову лето: жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, заме­чательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.

91


«Что делают летом?» Дети по очереди отвечают на этот вопрос, используя глаголы: отдыхают, загорают, плавают, ку­паются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются.

«Что будешь делать летом?» Дети составляют распрост­раненные предложения, по очереди отвечая на этот вопрос.

«Составь предложение». Составления предложений с пред­логами над, между, из-за по предметным картинкам.

Над цветком порхает бабочка. Между деревьями растет куст. Из-за дерева выглядывает мальчик. И т. д.

Картинки: дерево, цветок, куст, дом, гриб, птичка, ветка, гнездо, бабочка, ромашка, стрекоза, пчела.

«Букет цветов». Усвоение категории родительного паде­жа множественного числа.

На доске — картинки с изображением цветов (садовых, по­левых, лесных). Дети по очереди составляют предложения по образцу.

Я нарву букет ромашек. Это полевые цветы.

Я нарву букет роз. Это садовые цветы.

Я нарву букет колокольчиков. Это лесные цветы. И т. д.

«Что около?» Составление предложений с предлогом око­ ло по картинкам.

На доске — 7—8 картинок по изучаемой теме. Дети ком­ментируют: «Около муравья ромашка и дерево». Или: «Око­ло самоката лодка и речка». И т. д.

Развитие связной речи

• Составление предложений о «дружбе» по двум опорным предметным картинкам.

Лето «дружит» с ромашкой, а со снеговиком «не дружит». Лето «дружит» с самокатом, а с санками «не дружит». Лето «дружит» с цветами, а со снегом «не дружит». Лето «дружит» с грибами, а с листопадом «не дружит». Лето «дружит» с радугой, а с лыжами «не дружит». Лето «дружит» с солнышком, а со снегопадом «не дружит». Лето «дружит» с насекомыми, а с ледоходом «не дружит». Лето «дружит» с роликами, а с коньками «не дружит». Лето «дружит» с грозой, а с сосульками «не дружит». Лето «дружит» с платьем, а с шубой «не дружит». И т. д.

92


Физкультминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра «Лето». Импровизация движе­ний в такт стихотворению.

Раз, два, три, четыре, пять, Будем летом мы играть: Будем плавать и качаться, Будем прыгать и кататься, Будем бегать, загорать И грибочки собирать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...