Лексико-грамматические игры и упражнения
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 • «В школе» Логопед. В детском саду вы много играли, рисовали, лепили. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь? В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т. д.). • «Что положишь в портфель?» Согласование числительных с существительными. Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает: «Что вы положите в портфель?» Дети отвечают: «Я положу в портфель две тетради (5 тетрадей, 2 карандаша, 5 карандашей, 3 ручки, 5 ручек, 4 учебника, 5 учебников, 2 линейки, 5 линеек и т. д)». • «Измени слово». Образование существительных женского ро- 89 да: умник — умница, ученик — ученица, учитель — учительница, отличник — отличница, двоечник — двоечница, троечник — троечница, хорошист — хорошистка, скромник — скромница, первоклассник — первоклассница, проказник — проказница, школьник — школьница, озорник — озорница. • «Подбери слово». Подбор родственных слов. писать — письмо, пишу, писатель, списать, записка, переписывать, подпись; читать — читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня; учить — учитель, учительница, ученик, ученица, учебник, учеба, учащиеся. • «-Предложение договори и его ты повтори». Образование сравнительной степени прилагательных от наречий. Дети должны сначала закончить предложение, а затем повторить его полностью. В детском саду хорошо, а в школе... лучше. В детском саду интересно, а в школе... интереснее. В детском саду весело, а в школе... веселее. В детском саду приятно, а в школе... приятнее. В детском саду просторно, а в школе... просторнее. В детском саду замечательно, а в школе... замечательнее. В детском саду прекрасно, а в школе... прекраснее.
Развитие связной речи • Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок». Физкультминутка-логоритмика • Речевая подвижная игра «В школу мы с тобой пойдем». Импровизация движений в такт стихотворению. В школу мы с тобой пойдем, И портфель с собой возьмем, В школе будем мы читать, В школе будем мы писать, Физкультурой заниматься, И трудиться, и стараться. Закрепление пройденных звуков и букв • «Измени слово». Логопед предлагает детям заменить звук [ы] на [а] в слове бык; звук [и] на [о] в слове кит; звук [м] на [р] в слове мак; звук [д] на [с] в слове дом; звук [к] на [м] в слове кошка; звук [к] на [п] в слове качка и т. д. 90 • «Гости» Логопед. В гости к слогу -ма- пришел слог -ша-. Что получилось? В гости к слогу -мис- пришел слог -ка-. Что получилось? И т. д. • «Какое слово длиннее?» Логопед произносит слова, а дети сравнивают их и говорят, какое слово длиннее: кошка — лягушка; барабан — пирамида и т. д. • «Составь предложение». На игровом поле лежат карточки со словами: дома, около, куст; стола, у, ножки; осы, саду, в; мак, вовы, у и т. д. Дети должны составить из них предложения. • «Цепочка слов». На игровом поле — картинки. Дети составляют цепочку слов: мак — кошка — аист — танк — клад — дом — муха — ананас — стол — лампа и т. д. • «Допиши слово». У каждого ребенка карточка с недописанным словом: маши.., коле.., кроко.., руч.., боч.., пету.., квакуш... И т. д. • Подбор слов к схемам • Чтение слов и предложений в «Азбуке» • Пересказ рассказа «Одна буква» (Л. П. Успенская, М. В. Успенский. Учитесь правильно говорить. Часть 2.— М.: Просвещение, 1991). • Пересказ рассказа «В пенале». (Там же). Тематический цикл «Лето» (тридцатая неделя) Беседа Названия летних месяцев; наблюдения за изменениями природы летом; поведение животных и их детенышей; обилие насекомых; дары леса, поля, огорода и сада; летние забавы детей и взрослых.
Лексико-грамматические игры и упражнения • «Подбери слово». Подбор прилагательных к слову лето: жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное. 91 • «Что делают летом?» Дети по очереди отвечают на этот вопрос, используя глаголы: отдыхают, загорают, плавают, купаются, ныряют, сажают, выращивают, собирают, уезжают, играют, катаются. • «Что будешь делать летом?» Дети составляют распространенные предложения, по очереди отвечая на этот вопрос. • «Составь предложение». Составления предложений с предлогами над, между, из-за по предметным картинкам. Над цветком порхает бабочка. Между деревьями растет куст. Из-за дерева выглядывает мальчик. И т. д. Картинки: дерево, цветок, куст, дом, гриб, птичка, ветка, гнездо, бабочка, ромашка, стрекоза, пчела. • «Букет цветов». Усвоение категории родительного падежа множественного числа. На доске — картинки с изображением цветов (садовых, полевых, лесных). Дети по очереди составляют предложения по образцу. Я нарву букет ромашек. Это полевые цветы. Я нарву букет роз. Это садовые цветы. Я нарву букет колокольчиков. Это лесные цветы. И т. д. • «Что около?» Составление предложений с предлогом око ло по картинкам. На доске — 7—8 картинок по изучаемой теме. Дети комментируют: «Около муравья ромашка и дерево». Или: «Около самоката лодка и речка». И т. д. Развитие связной речи • Составление предложений о «дружбе» по двум опорным предметным картинкам. Лето «дружит» с ромашкой, а со снеговиком «не дружит». Лето «дружит» с самокатом, а с санками «не дружит». Лето «дружит» с цветами, а со снегом «не дружит». Лето «дружит» с грибами, а с листопадом «не дружит». Лето «дружит» с радугой, а с лыжами «не дружит». Лето «дружит» с солнышком, а со снегопадом «не дружит». Лето «дружит» с насекомыми, а с ледоходом «не дружит». Лето «дружит» с роликами, а с коньками «не дружит». Лето «дружит» с грозой, а с сосульками «не дружит». Лето «дружит» с платьем, а с шубой «не дружит». И т. д. 92 Физкультминутка-логоритмика • Речевая подвижная игра «Лето». Импровизация движений в такт стихотворению. Раз, два, три, четыре, пять, Будем летом мы играть: Будем плавать и качаться, Будем прыгать и кататься, Будем бегать, загорать И грибочки собирать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|