Санкт-Петербургская психологическая школа
Б.Г. Ананьев выделяет следующие уровни: «индивид – субъект деятельности – индивидуальность». Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному, представителю конкретной общественно-исторической эпохи. По Б.Г.Ананьеву в структуру личности могут войти и некоторые наиболее общие иактуальные для жизни свойства индивида (например, подвижность или инертность нервной системы). Основное различие в трактовке личности между 2-мя школами – в расхождени по вопросу об участии биологических детерминант в формировании личности. Б.Г. Ананьев согласен со структурой личности К.К. Платонова, которая включает в себя: 1) биологически обусловленные особенности личности; 2) особенности психических процессов; 3) уровень подготовленности (опыт личности); 4) социально обусловленные качества личности. Все 4 составляющие тесно связаны между собой, но детерминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением и напрвленностью, потребностями и интересами, моральными и эстетическими качествами. По Б.Г. Ананьеву личность изменяется как в процессе истории человека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта. Таким образом, представители санкт-петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов. По Б.Г. Ананьеву, не всякий индивид является индивидуальностью, для этого индивиду надо стать личностью.
Подход Б.Ф. Ломова Личность – это социальное качество индивида. Вне общества это качество индивида не существует. Объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается. Формирование и развитие личности – это усвоение социальных программ, который управляется специальными социальными институтами, прежде всего системы воспитания и образования. Таким образом, формирование и развитие личности носит системный характер. Связи биологического и социального многоплановы и многогранны. Основная литература 1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.* 2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)
Дополнительная литература 1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496с.* 2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.* 3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС) 4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с. 5. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.* 6. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.* 7. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.
Раздел 6. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Лекция 8. Гуманистические концепции личности. Личностно-центрированный подход к исследованию личности К.Роджерса. Вопросы: 1.Определение я-концепции. Структуры я-концепции
2.Понятие и содержание неконгруэнтности как механизма фрустрации. 3.Понятие и содержание личностного роста. Условия для личностного роста. Препятствия росту. 4.Принципы построения длительных отношений, по К.Роджерсу. Основные понятия Подход базируется на предположении о том, что люди используют свой опыт для определения себя (кто я? какой я?); Поле опыта – уникально для каждого, включает в себя события, факты, ощущения, воздействия. Это частный субъективный мир, который никогда полностью не соответствует реальности. Я-концепция – сознательное и бессознательно представление человека о себе. Формируется на основе: - прошлого опыта; - опыта настоящего; - ожиданий будущего. Структуры · 1) Я – реальное; Я – идеальное; Я – глазами других (Я – социальное); · 2) Когнитивная составляющая (качества, приписываемые себе: кто я? какой я?); · Эмоционально-оценочная составляющая (степень принятия себя); · Поведенческая составляющая. · Конгруэнтность и неконгруэнтность (соответствие и несоответствие). Конгруэнтность – подлинность, искренность, аутентичность (осознавание без искажения, ограничена по агрессивности, соответствии Я – реального, Я – идеального и Я - социального). Диагностика зон неконгруэнтности: - список качеств, которые оцениваются по 10-бальной шкале и выявляется соответствие (или несоответствие - неконгруэнтность) показаний Я - реального и Я – идеального; - задание: написать то, что в себе не устраивает (в 2-3 предложениях). Маленькие дети, по обыкновению, демонстрируют соответствие Я – реального Я - идеальному, но это чревато проявлением агрессии и эгоизма. Организмическая самооценка – ощущение и состояние в теле. Психологическое консультирование работает с симптомами неконгруэнтности. Психолог в процессе анализа помогает клиенту осознать свои действия и чувства. Неконгруэнтность может ощущаться как напряженность, тревожность, замешательство. Иерархия: - человек, должен быть способен определить и отделить собственные побуждения от навязанных; - те желания, которые могут быть у человека, также могут являться амбивалентными (несовместимыми: «-», когда человек отрицает свои эмоции и побуждения); - неконгруэнтность разного рода является основой механизма невроза, фрустрации. Потребность в самоактуализации – потребность в максимальном развитии своих способностей (компетенций) в социально приемлемом русле.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|