Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Познавательные психические процессы




Лекция 3. ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ

Вопросы:

1.Определение ощущения, виды ощущений. Чувствительность, пороги ощущений. Адаптация.

2.Определение восприятия. Виды восприятий, свойства. Законы гештальтпсихологии в восприятии. Иллюзии восприятия.

 

 

Познавательные\когнитивные психические процессы: ощущения; восприятие; внимание; память; мышление; воображение.

 

ОЩУЩЕНИЕ

- это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека.

У человека 5 сенсорных систем:

зрение; слух; тактильные ощущения; обоняние; вкус.

Классификация ощущений

1. по модальностям (зрительная – 90% всей получаемой информации; слуховая – 90%; осязание\тактильная; обонятие; вкус – кончик языка – сладкое, боковые части – кислое, корень языка - горькое);

2. Ч. Шеррингтона:

· экстероцептивные (поступают из вне: зрение, слух):

1)контактные; 2)дистантные;

· интероцептивные (изнутри: голод, мышечные явления);

· проприоцептивные (ощущения отражающие движения нашего тела).

 

Человеческий глаз способен различать 7,5 млн цветовых оттенков (по проф. М.С. Роговину). В повседневной жизни мы используем 2-3 дес. цветов.

Специалисты по цвету различают примерно 100 оттенков черного.

Чувствительность и пороги ощущений

Чтобы раздражитель вызвал у человека ощущения необходимо, чтобы он имел определенную силу.

Та минимальная сила раздражителя способная вызвать ощущения называется нижним порогом ощущения. Чем меньше эта величина, тем ниже порог и тем выше чувствительность. Это абсолютная чувствительность.

Верхний порог ощущения – эта та максимальная величина раздражителя сверх которой раздражение перестает ощущаться.

Пороги ощущений и соответственно абсолютная чувствительность у разных людей различная – индивидуальные особенности: одни более чувствительные, другие – менее.

Величина порога (чувствительность) зависит - от возраста (по мере старения пороги чувствительности повышаются, чувствительность снижается);

- от характера деятельности (возможна тренировка или наоборот, снижение чувствительности из-за постоянного действия сильных раздражителей);

- от функционального состояния (болезненное состояние или состояние утомления снижают чувствительность);

- от характера раздражителя;

- разные части тела имеют разную чувствительность (кончики пальцев, лицо имеют высокую чувствительность по сравнению, например, со спиной).

Дифференцированная чувствительность характеризуется дифференцированным порогом ощущения.

Дифференцированный порог – эта та минимальная разница интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Пример: два груза: 500 и 510 гр.

Подпороговые раздражители – раздражители такой силы, которую человек не может ощутить.

Зависимость силы ощущений от силы раздражителя описывается психофизическим законом Вебера-Фехнера –

Чем больше интенсивность исходного раздражителя, тем больше ее надо увеличить, чтобы получить едва заметную разницу в ощущениях. Например, груз в 100 г. достаточно увеличить на 10 г., чтобы возникло ощущение утяжеления. А вот груз в 1000 г. нужно увеличить уже примерно на 100 г., чтобы возникло ощущение утяжеления (изменения).

Адаптация как изменение чувствительности

«+» позитивная (чувствительность повышается),

Пример: постепенно различаем предметы в темноте;

«-» негативная (снижение чувствительности в результате воздействия слабых раздражителей).

Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнений. Чувствительность одного анализатора с может изменяться под воздействием другого. Например, цветовая чувствительность зрительного анализатора повышается при слабых звуковых раздражителяхи наоборот снижается при сильных звуковых раздражителях. Общая закономерность: слабые раздражители повышают чувствительность, сильные – снижают.

Синестезия – это возникновение ощущения характерного для одного анализатора под влиянием раздражителя другого (редкий феномен: при звуковых мелодиях возникает картинка). Это редкий феномен.

Синестезией обладали, например, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, художник Чюрленис.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека целостных предметов (не отдельных свойств) и явлений в совокупности их свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является перцептивный образ.

Пример: отдельные ноты – ощущение, мелодия - восприятие.

Восприятие, по Ж. Пиаже, представляет собой процесс выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим – это понятие фигура-фон. Процесс восприятия определяется не единичными ощущениями, а всем полем действующих на организм раздражителей или структурой воспринимаемой ситуацию в целом.

Свойства восприятия

1.Предметность, то есть отнесенность перцептивного образа к определенному объекту;

2.Целостность, то есть образ всегда целостен, закончен;

3.Константность и постоянство, то есть мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине;

4.Осмысленность, то есть осознание того, что воспринимается;

5.Избирательность, то есть преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (неизбежна). Она определяется, в первую очередь, мотивацией человека (интересно или важно);

Апперцепция – влияние прошлого опыта на восприятие.

Свойства восприятия, определяющие его продуктивность:

· объем восприятия – количество объектов, которое может переработать человек в единицу времени;

· быстрота или скорость;

· точность и полнота перцептивного образа;

· надежность – это длительность восприятия с требуемой скоростью.

По этим показателям оценивается уровень перцептивных способностей человека.

Виды восприятия

I. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта:

(аспекты: когнитивные и эмоциональные):

· предметов; речи; музыки; социальная перцепция;

II. В зависимости от преобладающего органа чувств (по модальности):

· зрительная; осязательная/тактильная; слуховая; вкусовая; обонятельная.

III. По формам существования материи:

· пространства; времени; движения.

IV. По продолжительности перцептивного процесса:

· симультанное – одномоментное восприятие;

· сукцессивное – развернутое во времени.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...