Раздел 3. Познавательные психические процессы
Лекция 3. ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ Вопросы: 1.Определение ощущения, виды ощущений. Чувствительность, пороги ощущений. Адаптация. 2.Определение восприятия. Виды восприятий, свойства. Законы гештальтпсихологии в восприятии. Иллюзии восприятия.
Познавательные\когнитивные психические процессы: ощущения; восприятие; внимание; память; мышление; воображение.
ОЩУЩЕНИЕ - это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. У человека 5 сенсорных систем: зрение; слух; тактильные ощущения; обоняние; вкус. Классификация ощущений 1. по модальностям (зрительная – 90% всей получаемой информации; слуховая – 90%; осязание\тактильная; обонятие; вкус – кончик языка – сладкое, боковые части – кислое, корень языка - горькое); 2. Ч. Шеррингтона: · экстероцептивные (поступают из вне: зрение, слух): 1)контактные; 2)дистантные; · интероцептивные (изнутри: голод, мышечные явления); · проприоцептивные (ощущения отражающие движения нашего тела).
Человеческий глаз способен различать 7,5 млн цветовых оттенков (по проф. М.С. Роговину). В повседневной жизни мы используем 2-3 дес. цветов. Специалисты по цвету различают примерно 100 оттенков черного. Чувствительность и пороги ощущений Чтобы раздражитель вызвал у человека ощущения необходимо, чтобы он имел определенную силу. Та минимальная сила раздражителя способная вызвать ощущения называется нижним порогом ощущения. Чем меньше эта величина, тем ниже порог и тем выше чувствительность. Это абсолютная чувствительность. Верхний порог ощущения – эта та максимальная величина раздражителя сверх которой раздражение перестает ощущаться.
Пороги ощущений и соответственно абсолютная чувствительность у разных людей различная – индивидуальные особенности: одни более чувствительные, другие – менее. Величина порога (чувствительность) зависит - от возраста (по мере старения пороги чувствительности повышаются, чувствительность снижается); - от характера деятельности (возможна тренировка или наоборот, снижение чувствительности из-за постоянного действия сильных раздражителей); - от функционального состояния (болезненное состояние или состояние утомления снижают чувствительность); - от характера раздражителя; - разные части тела имеют разную чувствительность (кончики пальцев, лицо имеют высокую чувствительность по сравнению, например, со спиной). Дифференцированная чувствительность характеризуется дифференцированным порогом ощущения. Дифференцированный порог – эта та минимальная разница интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Пример: два груза: 500 и 510 гр. Подпороговые раздражители – раздражители такой силы, которую человек не может ощутить. Зависимость силы ощущений от силы раздражителя описывается психофизическим законом Вебера-Фехнера – Чем больше интенсивность исходного раздражителя, тем больше ее надо увеличить, чтобы получить едва заметную разницу в ощущениях. Например, груз в 100 г. достаточно увеличить на 10 г., чтобы возникло ощущение утяжеления. А вот груз в 1000 г. нужно увеличить уже примерно на 100 г., чтобы возникло ощущение утяжеления (изменения). Адаптация как изменение чувствительности «+» позитивная (чувствительность повышается), Пример: постепенно различаем предметы в темноте; «-» негативная (снижение чувствительности в результате воздействия слабых раздражителей).
Сенсибилизация – это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнений. Чувствительность одного анализатора с может изменяться под воздействием другого. Например, цветовая чувствительность зрительного анализатора повышается при слабых звуковых раздражителяхи наоборот снижается при сильных звуковых раздражителях. Общая закономерность: слабые раздражители повышают чувствительность, сильные – снижают. Синестезия – это возникновение ощущения характерного для одного анализатора под влиянием раздражителя другого (редкий феномен: при звуковых мелодиях возникает картинка). Это редкий феномен. Синестезией обладали, например, композиторы Римский-Корсаков, Скрябин, художник Чюрленис. ВОСПРИЯТИЕ Восприятие (перцепция) – это отражение в сознании человека целостных предметов (не отдельных свойств) и явлений в совокупности их свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является перцептивный образ. Пример: отдельные ноты – ощущение, мелодия - восприятие. Восприятие, по Ж. Пиаже, представляет собой процесс выделяющий одни стороны объекта в ущерб другим – это понятие фигура-фон. Процесс восприятия определяется не единичными ощущениями, а всем полем действующих на организм раздражителей или структурой воспринимаемой ситуацию в целом. Свойства восприятия 1.Предметность, то есть отнесенность перцептивного образа к определенному объекту; 2.Целостность, то есть образ всегда целостен, закончен; 3.Константность и постоянство, то есть мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине; 4.Осмысленность, то есть осознание того, что воспринимается; 5.Избирательность, то есть преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (неизбежна). Она определяется, в первую очередь, мотивацией человека (интересно или важно); Апперцепция – влияние прошлого опыта на восприятие. Свойства восприятия, определяющие его продуктивность: · объем восприятия – количество объектов, которое может переработать человек в единицу времени; · быстрота или скорость; · точность и полнота перцептивного образа; · надежность – это длительность восприятия с требуемой скоростью.
По этим показателям оценивается уровень перцептивных способностей человека. Виды восприятия I. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта: (аспекты: когнитивные и эмоциональные): · предметов; речи; музыки; социальная перцепция; II. В зависимости от преобладающего органа чувств (по модальности): · зрительная; осязательная/тактильная; слуховая; вкусовая; обонятельная. III. По формам существования материи: · пространства; времени; движения. IV. По продолжительности перцептивного процесса: · симультанное – одномоментное восприятие; · сукцессивное – развернутое во времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|