Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии развития мышления, по Ж. Пиаже




1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до появления речи).

На этой стадии у ребенка формируется способность причинно следственных связей, пространственных отношений и организация предметов.

Прим: мама вышла из комнаты – не значит ушла на совсем. С 5 месяца не всем улыбается.

2. Дооперационное мышление \ символическое (2 – 6-7 лет).

Эгоцентризм мышления, то есть ребенок понимает окружающие объекты, связи между ними как имеющие смысл только в плане удовлетворения его потребностей («бабушка посмотри какая у меня кукла» - разговор по телефону).

Проявления эгоцентризма детского мышления:

1. Детский реализм (ребенок систематически вторгается во внешнюю реальность – это приводит к путанице между «я» и внешними предметами. Пример: изображая мир, ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает, то есть прозрачность изображаемых объектов (кошка, а внутри котята));

2. Анимизм («одушевление» всех движущихся объектов, то есть наделяет их сознанием и жизнью);

3. Артифициализм ( ребенок считает себя центром мироздания и в этом смысле у ребенка с 1 года жизни присутствует нарциссизм и мания величия, он считает, что все создано для человека и по воле человека).

Синкретизм – это смутное и неверное представление о некоем целом. Отдельные детали этого целого выступают у ребенка в зависимости от представляемого им интереса.

Проявления:

1. Интуитивный характер (ребенок не способен еще устанавливать связи между разными элементами ситуации и неспособен приводить доводы в пользу того, что он утверждает. Примет: у ребенка 6 конфет, он разделил их на две части: 3 и 3, и сказал, что «3 разделить на 2 = 6»);

2. Глобальность (ребенок не способен понять существующую организацию элементов. Он видит лишь нерасчлененное целое);

3. Рядоположенность (ребенок «на абум» вычисляет из целого отдельные элементы и не может связать их между собой и с целым. Пример: знает, что велосипед – это колеса, педали, цепь, но не знает как они между собой взаимодействуют);

Мыслительные операции сформировываются к концу этого периода, но они конкретные (абстракции не доступны).

3. Стадия конкретных мыслительных операций (6-7 – 11 лет).

На этой стадии происходит усложнение мыслительных операций. Ребенок овладевает все более сложными числовыми операциями, но при этом они остаются преимущественно конкретными.

4. Формальные мыслительные операции / абстрактное мышление (с 11-12 - ∞).

Мыслительные операции теперь выполняются не только в отношении конкретных предметов, но уже распространяются на гипотезы и суждения. Абстрактные гипотезы – это такие, из которых можно вывести следствие формальным (логическим) путем.

Концепции процесса мышления

Концепция об открытии латентного признака (Л. Секей).

Внешний мир человека усваивается специфически, то есть второстепенные признаки не принимаются в расчет (обобщение происходит по существенным признакам, а второстепенные признаки - латентные).

Процессы творческого мышления заключаются часто в том, что находится некоторое латентное или скрытое свойство объекта в отличие от остальных свойств.

Задача Л. Секея «со свечей»:

«Необходимо уравновесить весы, но таким образом чтобы они через некоторое время без вмешательства со стороны испытуемого вышли из равновесия». Для уравнивания дается предметы: разновесы (гири), карандаши, ластик, соль, спички, пластилин и обязательно свеча.

Сильное свойство – гореть и излучать свет.

Латентное – терять вес при горении.

Решение: зажженная свеча постепенно сгорает, теряя вес, вызывая при этом нарушение равновесия весов.

 

Подход к исследованию мышления К. Дункера (гештальтподход).

1. Проблема возникает тогда, когда у человека есть какая-то цель и он не знает как эту цель достичь. В этом случае включается мышление.

Мышление должно наметить ведущее к цели действие прежде чем они будут выполнены.

2. Всякое решение – это изменение данной ситуации или переструктурирование, то есть осмысленное варьирование соответствующими свойствами ситуации под углом зрения цели.

Пример: задача с 9 монетами.

 

Задача Дункера: Надо найти прием для уничтожения неоперабельной опухоли желудка такими лучами, которые при достаточной интенсивности органические ткани. При этом окружающие опухоль части тела не должны быть разрушены.

Решающие моменты в процессе мышления – это:

1) Процесс пререструктурирования фигуры – фона, то есть части ситуации, которая раньше не осознавались или осознавались на заднем плане вдруг выделяются и становятся главными; 2) Моменты внезапного понимания («Ага» - переживания / инсайт).

Легче всего выделяют латентные свойства шизофреники.

Методы исследования мышления

1. Метод наблюдения (для исследования детского мышления) (эгоцентрическая речь).

В процессе диагностики мышления психолог обязательно использует метод косвенных наблюдений (то есть экспертная оценка того как испытуемый выполняет задание).

2. Эксперимент (эксперименты Леонтьева - «спички», «точки»), эксперименты Выготского - «эгоцентрическая речь»);

Вспомогательная задача – этот метод используется в эксперименте.

Диагностические методы изучения мышления.

Диагностические методы:

1. стандартизированные – тесты на интеллект (тест Ровена, тест Векслера).

2. нестандартизованные – это методики, в которых нет жесткого количественного стандарта. В этих методиках разрешается сокращать количество использованных методик. Такого рода методики используются, чтобы сделать заключение о сохранности или нарушенности функции (в норме или не в норме). («Сходство», «Сравнение понятий», «Исключенпие лищнего» и др.)

 

Интеллект

- это общие умственные способности, которые обеспечивают успешность прежде всего в познавательной деятельности и других видах деятельности.

- это совокупность способностей к обучению (обучаемость).

К интеллекту также относится сумма имеющихся и приобретенных знаний и навыков.

Показатель IQ

IQ – это коэффициент интеллекта – это показатель интеллекта данного конкретного человека соответственно его возрастным нормам.

Интеллект – это комплекс способностей. Измерительные процедуры на интеллект измеряют вербальное мышление и оперирование с числовыми или абстрактными символами.

Факторы, влияющие на развитие и формирование интеллекта:

1) Наследственный;

2) Фактор окружения – социальный. К этому фактору относятся продолжительное обучение, средства коммуникации, отношение родителей к образованию и т.д.

3) Личностные характеристики человека: Мотивация, достижения, система ценностей, настойчивость, самореализация (умение освободится от эмоциональных трудностей).

Интеллект влияет на формирование, развитие личности:

· на самооценку;

· на защитные механизмы личности, то есть человек становится менее подвержен защитным искажениям. Люди с более высоким интеллектом в целом менее подвержены разного рода химическим зависимостям.

 

Факторы, негативно влияющие на интеллект:

· состояние здоровья, которое ухудшается с возрастом (на интеллект влияет не столько возраст, сколько состояние здоровья);

· сильные стрессовые факторы.

Факторы, способствующие удержанию уровня интеллекта:

· тренировки, то есть задействованность интеллекта в профессиональной деятельности (образования и самообразования, интеллектуальные виды хобби).

 

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.(ЭБС)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие. – М.:КДУ, 2009. – 190 с. (ЭБС)

5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. − СПб.: ЛГУ, 2008. – 492 с.

6. Психологические исследования интеллекта и творчества. Материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина, ИП РАН, 7–8 октября 2010 г. / Под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной. - М.: ИП РАН, 2010. - 288 с.(ЭБС)

7. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

8. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гип­пен­ рейтер, В.В. Петухова. − М.,МГУ, 2001. – 400 с.*

9. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...