Ограничения в использовании эксперимента в психологии
(этические принципы, выдвинутые Американской психологической ассоциацией в 1981 г.): (В.Н. Дружинин) 1)испытуемые не должны участвовать в опасных для их здоровья исследовательских процедурах. 2) Испытуемые должны быть заранее информированы о тех аспектах исследования, от которых может зависеть их согласие участвовать в эксперименте. Они имеют право отказать от участия в любой момент. Это принцип добровольного осведомленного участия. 3)В эксперименте возможно использование ложного объяснения в задании. Позднее исследователь разъяснит испытуемым идею эксперимента. 4) Информация об испытуемом является абсолютно конфиденциальной.
Еще одно ограничение эксперимента – в том, что он часто бывает искусственным, и его результаты не могут быть перенесены на другие условия и ситуации. Еще одна трудность в проведении эксперимента - возможны непреднамеренные артефакты. Например, как только участники узнают, что они находятся в условиях эксперимента или о целях эксперимента – их поведение может измениться \ по той причине, что за ними наблюдают\. Кроме того, пристрастия и предубеждения самого экспериментатора могут стать источником ошибок в исследовании, так как он будет влиять на поведение испытуемых.
Методология эксперимента Наиболее важная часть эксперимента – постановка проблемы.Проблема – это некая наблюдаемая закономерность, требующая либо точного подтверждения, любо опровержения. Научная проблема подразумевает формирование предмета исследования, она задает направление исследования. Рабочая гипотеза – это предположение относительно того, что и под влиянием чего изменяется. Например, воздействие тренинга на определенные качества личности участников \снижение тревожности, повышение толерантности, повышение уверенности в себе, снижение личностных защит и др.\
Виды рабочей гипотезы: 1) конкурирующая гипотеза – предполагает, что значимое изменение происходит; 2) нулевая гипотеза – предполагает, что значимого изменения нет. Гипотеза сужает объем исследования до конкретных феноменов и конкретных методик.
После формулирования гипотезы наступает этап планирования эксперимента. Эксперимент является средством проверки (каузальной) гипотезы (о причинных связях ). Существует 3 необходимых условия для подтверждения связи между 2-мя переменными: 1) временная последовательность – причина должная предшествовать по времени эффекту; 2)экспериментальное воздействие должно быть статистически связано с эффектом. Т.е. различия в показателях до и после экспериментального воздействия должно быть достоверным (напр., по t-критерию); 3) не должно быть правдоподобного альтернативного объяснения эффекта помимо предполагаемой причины.
Основные переменные, влияющие на достоверность Экспериментальных данных
Внутренняя валидность – действительно ли именно это экспериментальное воздействие привело к изменениям внутри данного эксперимента.
Факторы, которые могут дать эффекты: \внешние переменные\: 1) фон - события, которые могут происходить между 1-м и 2-м замерами; 2) естественное развитие – изменение испытуемых, вследствии течения времени \ напр., усталость…\ 3) инструментальная погрешность - изменения в калибровке применяемых тестов или изменения, характеризующие экспериментатора \могут вызвать изменения в результатах замера\. 4) статистическая регрессия – возникает, когда группы формируются на основе крайних показателей; 5 ) отбор испытуемых - неэквивалентность групп по составу, вызывающей появление ошибки в результатах;
6) отсев в ходе эксперимента – неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп.
Внешняя валидность - это возможность обобщения вывода, то есть на какие популяции, ситуации и др. независимые переменные могут быть распространены результаты эксперимента.
Факторы, которые могут дать эффекты: 1) реактивный эффект - возможное увеличение или уменьшение сензитивности испытуемых к экспериментальному воздействию. 2 ) взаимодействие фактора отбора и экспериментального воздействия \ напр., без достаточной мотивации эффект от тренингового воздействия может быть крайне незначительным\; 3 ) условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемого на эксперимент – в других условиях результаты эксперимента могут не подтвердиться; 4) взаимная интерференция экспериментальных воздействий - когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям.
Планы экспериментов 1) Исследование единичного случая - это однократное исследование на единственной группе, подвергшейся воздействию. Здесь практически отсутствует контроль за внешней и внутренней валидностью. Не представляет научной ценности. Часто применяется в педагогике.
2) План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. На достоверность результатов этого плана влияет множество факторов: фон, естественное развитие, изменение реактивности, инструментальная погрешность, статистическая регрессия. Этот план часто используется в качестве пилотажного исследования для апробации методик измерения и экспериментального воздействия.
3) Сравнение статистических групп. Этот план, где для установления эффекта экспериментального воздействия группа, подвергшаяся такому воздействию, сравнивается с группой, не получившей воздействия \контрольная группа\.
4) План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. План истинно научный. В этом плане используются 2-е группы испытуемых – экспериментальная и контрольная. Тестовые замеры производятся в каждой группе 2 раза – до и после экспериментального воздействия. Этот план обеспечивает контроль возможного действия практически всех факторов.
Основная литература 1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.* 2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС) 3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. − СПб: Питер, 2008.- 319 с.* (50 экз.)
Дополнительная литература 1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. ред М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.* 3. Р.Готтсданкер Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2006. – 464 с. 4.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС) 5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Практикум: Учеб. пособие. – М., Наука, 2006. – 315 с. 6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.* 7. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|