Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ограничения в использовании эксперимента в психологии




(этические принципы, выдвинутые Американской психологической ассоциацией в 1981 г.): (В.Н. Дружинин)

1)испытуемые не должны участвовать в опасных для их здоровья исследовательских процедурах.

2) Испытуемые должны быть заранее информированы о тех аспектах исследования, от которых может зависеть их согласие участвовать в эксперименте. Они имеют право отказать от участия в любой момент. Это принцип добровольного осведомленного участия.

3)В эксперименте возможно использование ложного объяснения в задании. Позднее исследователь разъяснит испытуемым идею эксперимента.

4) Информация об испытуемом является абсолютно конфиденциальной.

 

Еще одно ограничение эксперимента – в том, что он часто бывает искусственным, и его результаты не могут быть перенесены на другие условия и ситуации.

Еще одна трудность в проведении эксперимента - возможны непреднамеренные артефакты. Например, как только участники узнают, что они находятся в условиях эксперимента или о целях эксперимента – их поведение может измениться \ по той причине, что за ними наблюдают\.

Кроме того, пристрастия и предубеждения самого экспериментатора могут стать источником ошибок в исследовании, так как он будет влиять на поведение испытуемых.

 

Методология эксперимента

Наиболее важная часть эксперимента – постановка проблемы.Проблема это некая наблюдаемая закономерность, требующая либо точного подтверждения, любо опровержения.

Научная проблема подразумевает формирование предмета исследования, она задает направление исследования.

Рабочая гипотеза – это предположение относительно того, что и под влиянием чего изменяется. Например, воздействие тренинга на определенные качества личности участников \снижение тревожности, повышение толерантности, повышение уверенности в себе, снижение личностных защит и др.\

 

Виды рабочей гипотезы:

1) конкурирующая гипотеза предполагает, что значимое изменение происходит;

2) нулевая гипотеза предполагает, что значимого изменения нет.

Гипотеза сужает объем исследования до конкретных феноменов и конкретных методик.

 

После формулирования гипотезы наступает этап планирования эксперимента.

Эксперимент является средством проверки (каузальной) гипотезы (о причинных связях ).

Существует 3 необходимых условия для подтверждения связи между 2-мя переменными:

1) временная последовательность – причина должная предшествовать по времени эффекту;

2)экспериментальное воздействие должно быть статистически связано с эффектом. Т.е. различия в показателях до и после экспериментального воздействия должно быть достоверным (напр., по t-критерию);

3) не должно быть правдоподобного альтернативного объяснения эффекта помимо предполагаемой причины.

 

Основные переменные, влияющие на достоверность

Экспериментальных данных

 

Внутренняя валидность действительно ли именно это экспериментальное воздействие привело к изменениям внутри данного эксперимента.

 

Факторы, которые могут дать эффекты: \внешние переменные\:

1) фон - события, которые могут происходить между 1-м и 2-м замерами;

2) естественное развитие – изменение испытуемых, вследствии течения времени \ напр., усталость…\

3) инструментальная погрешность - изменения в калибровке применяемых тестов или изменения, характеризующие экспериментатора \могут вызвать изменения в результатах замера\.

4) статистическая регрессия – возникает, когда группы формируются на основе крайних показателей;

5 ) отбор испытуемых - неэквивалентность групп по составу, вызывающей появление ошибки в результатах;

6) отсев в ходе эксперимента – неравномерность выбывания испытуемых из сравниваемых групп.

 

Внешняя валидность - это возможность обобщения вывода, то есть на какие популяции, ситуации и др. независимые переменные могут быть распространены результаты эксперимента.

 

Факторы, которые могут дать эффекты:

1) реактивный эффект - возможное увеличение или уменьшение сензитивности испытуемых к экспериментальному воздействию.

2 ) взаимодействие фактора отбора и экспериментального воздействия \ напр., без достаточной мотивации эффект от тренингового воздействия может быть крайне незначительным\;

3 ) условия организации эксперимента, вызывающие реакцию испытуемого на эксперимент – в других условиях результаты эксперимента могут не подтвердиться;

4) взаимная интерференция экспериментальных воздействий - когда одни и те же испытуемые подвергаются нескольким воздействиям.

 

 

Планы экспериментов

1) Исследование единичного случая - это однократное исследование на единственной группе, подвергшейся воздействию. Здесь практически отсутствует контроль за внешней и внутренней валидностью. Не представляет научной ценности. Часто применяется в педагогике.

 

2) План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. На достоверность результатов этого плана влияет множество факторов: фон, естественное развитие, изменение реактивности, инструментальная погрешность, статистическая регрессия. Этот план часто используется в качестве пилотажного исследования для апробации методик измерения и экспериментального воздействия.

 

3) Сравнение статистических групп. Этот план, где для установления эффекта экспериментального воздействия группа, подвергшаяся такому воздействию, сравнивается с группой, не получившей воздействия \контрольная группа\.

 

4) План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. План истинно научный. В этом плане используются 2-е группы испытуемых – экспериментальная и контрольная. Тестовые замеры производятся в каждой группе 2 раза – до и после экспериментального воздействия. Этот план обеспечивает контроль возможного действия практически всех факторов.

Основная литература

1.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

2.Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. − СПб: Питер, 2008.- 319 с.* (50 экз.)

 

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

 

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. ред М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3. Р.Готтсданкер Основы психологического эксперимента: Учебное пособие. – М.: МГУ, 2006. – 464 с.

4.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Практикум: Учеб. пособие. – М., Наука, 2006. – 315 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...