Методики изучения внимания
1. Объем внимания: · тахистоскоп (прибор с фиксированным временем проецирования); Ø стимульный материал в виде: изображение предметов (для детей); в виде цифр, чисел (предъявляется испытуемому на некоторое время экспозиция и требуется воспроизвести информацию тут же). 2. Концентрация внимания: · точность диагностирования любой методикой на внимание (методика Шульте, «Шифровка», «Корректурная проба»); · основной показатель концентрации внимания – это количество ошибок; · методика «Перепутанные линии». Оценка концентрации внимания по наблюдению. Ошибки на невнимательность в письменных работах (преимущественно в арифметических операциях) – показатель снижения концентрации внимания. · возможность выполнять работу с мелкими деталями (без раздражения).
Устойчивость внимания. Возможность долго работать (умственно) при помехах (радио, телевидение). Диагностируется «корректурной пробой» не менее 10 минут. Устойчивость определяется: 1.по динамике продуктивности выполнения задания; 2.по динамике ошибок. Определение устойчивости по наблюдению (косвенные наблюдения или экспертная оценка): · снижение внимания к концу задания (отвлекаемость); · нравится или раздражает напряженная работа; · когда преимущественно появляются ошибки в письменной работе (если к концу – показатель утомляемости).
4. Распределение внимания: · методики – «Красно-черные таблицы» Ф. Горбова; · экспериментальные методики, когда испытуемому нужно одновременно выполнить два задания (слушать рассказ (для пересказа) и одновременно выполнять простые арифметические задачи).
По наблюдению: Ø легко или трудно делать одновременно два дела;
Ø не раздражает ли это; Ø при просмотре фильма замечаются ли второстепенные детали.
5. Переключение внимания: · корректурная проба с переключением (со сменой задания); · на сколько легко человеку врабатываться в новую деятельность и насколько быстро он переходит от одного занятия к другому. На скорость переключения влияет: 1.уровень сложности деятельностей; 2.уровень их значимости.
Продуктивность внимания – это количество перерабатываемой информации в единицу времени (Шульте, корректурная проба).
Лекция 5. МЫШЛЕНИЕ Вопросы: 1. Определение мышления. Качества мышления. Функции мышления. 2. Стадии развития мышления, по Ж.Пиаже. Эгоцентризм и синкретизм детского мышления. 3. Концепции процесса мышления. 4. Методы изучения мышления. 5. Понятие интеллекта. Коэффициент интеллекта. Мышление - это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового, то есть это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по А.В.Брушлинскому Мышление – это выбор из ряда альтернатив на основе логики рассуждения Основные качества мышления: · поиск и открытие существенно нового; Ø продуктивное мышление (творческое); Ø репродуктивное (стереотипное); · наличие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация); · мышление опосредовано прежде всего речью (внутренняя речь – по Л.С.Выготскому), кроме того образами и знаками. · мышление социально обусловлено, то есть оно развивается в общении и деятельности; · мышление тесно связано с практической деятельностью («мысль зарождается из действия» - А. Валлон «От действия к мысли»). Мыслительные операции сначала формируются во внешнем плане, а затем становятся внутренними, то есть происходит процесс интериоризации.
Мыслительные операции (основные виды) 1. Анализ -мысленное расчленение чего-либо на части или выделение отдельных свойств предмета. 2. Синтез – мысленное соединение частей предметов и явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств. 3. Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями. 4. Обобщение – основанное на анализе выделение свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов и явлений. Общее понимается и как сходные признаки и как наиболее существенные. 5. Абстрагирование – мысленное отвлечение от второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных. 6. Конкретизация ( противоположная абстрагированию ) – мысленных переход от общего к частному. 7. Классификация - Функции мышления: 1. Понимание – постижение смысла и значения; 2. Решение проблем и задач. Проблема – это ситуация в затруднении деятельности. Невозможность достичь поставленной цели известным способом. В процессе анализа проблемной ситуации формируется задача, то есть выделяется известное и неизвестное (что дано и что надо найти), то есть конкретизация проблемной ситуации. 3. Целеобразование – процесс порождения новых целей мышления и деятельности. Антиципация – это формирование образа будущего результата действий (предвосхищение). 4. Рефлексия – это деятельность мышления направленная на анализ себя, своих действий, мыслей (самопознание).
Виды мышления 1. По содержанию мышления: 1) конкретно – действенное (невербальное); 2) наглядно – образное (невербальное); 3) вербальное (с 2-х лет): · мышление из конкретных мыслительных операций; · отвлеченное (абстрактно-логическое) мышление (состоит из формальных мыслительных операций); 2. По характеру решаемых задач: 1) практическое; 2) теоретическое; 3. По степени новизны и оригинальности: 1) репродуктивное; 2) продуктивное (творческое); 4.1) творческое; 2) критическое.
Мотивы мышления 1). Внутренние ( специфически - познавательные) (интересно); 2). Внешние мотивы (то, что побуждает человека к деятельности).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|