Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методики изучения внимания




1. Объем внимания:

· тахистоскоп (прибор с фиксированным временем проецирования);

Ø стимульный материал в виде: изображение предметов (для детей); в виде цифр, чисел (предъявляется испытуемому на некоторое время экспозиция и требуется воспроизвести информацию тут же).

2. Концентрация внимания:

· точность диагностирования любой методикой на внимание (методика Шульте, «Шифровка», «Корректурная проба»);

· основной показатель концентрации внимания – это количество ошибок;

· методика «Перепутанные линии».

Оценка концентрации внимания по наблюдению.

Ошибки на невнимательность в письменных работах (преимущественно в арифметических операциях) – показатель снижения концентрации внимания.

· возможность выполнять работу с мелкими деталями (без раздражения).

 

Устойчивость внимания.

Возможность долго работать (умственно) при помехах (радио, телевидение).

Диагностируется «корректурной пробой» не менее 10 минут.

Устойчивость определяется:

1.по динамике продуктивности выполнения задания;

2.по динамике ошибок.

Определение устойчивости по наблюдению (косвенные наблюдения или экспертная оценка):

· снижение внимания к концу задания (отвлекаемость);

· нравится или раздражает напряженная работа;

· когда преимущественно появляются ошибки в письменной работе (если к концу – показатель утомляемости).

 

4. Распределение внимания:

· методики – «Красно-черные таблицы» Ф. Горбова;

· экспериментальные методики, когда испытуемому нужно одновременно выполнить два задания (слушать рассказ (для пересказа) и одновременно выполнять простые арифметические задачи).

 

По наблюдению:

Ø легко или трудно делать одновременно два дела;

Ø не раздражает ли это;

Ø при просмотре фильма замечаются ли второстепенные детали.

 

5. Переключение внимания:

· корректурная проба с переключением (со сменой задания);

· на сколько легко человеку врабатываться в новую деятельность и насколько быстро он переходит от одного занятия к другому.

На скорость переключения влияет:

1.уровень сложности деятельностей;

2.уровень их значимости.

 

Продуктивность внимания – это количество перерабатываемой информации в единицу времени (Шульте, корректурная проба).

 

Лекция 5. МЫШЛЕНИЕ

Вопросы:

1. Определение мышления. Качества мышления. Функции мышления.

2. Стадии развития мышления, по Ж.Пиаже. Эгоцентризм и синкретизм детского мышления.

3. Концепции процесса мышления.

4. Методы изучения мышления.

5. Понятие интеллекта. Коэффициент интеллекта.

Мышление - это социально обусловленный, связанный с речью процесс поиска и открытия существенно нового, то есть это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по А.В.Брушлинскому

Мышление – это выбор из ряда альтернатив на основе логики рассуждения

Основные качества мышления:

· поиск и открытие существенно нового;

Ø продуктивное мышление (творческое);

Ø репродуктивное (стереотипное);

· наличие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация);

· мышление опосредовано прежде всего речью (внутренняя речь – по Л.С.Выготскому), кроме того образами и знаками.

· мышление социально обусловлено, то есть оно развивается в общении и деятельности;

· мышление тесно связано с практической деятельностью («мысль зарождается из действия» - А. Валлон «От действия к мысли»). Мыслительные операции сначала формируются во внешнем плане, а затем становятся внутренними, то есть происходит процесс интериоризации.

Мыслительные операции (основные виды)

1. Анализ -мысленное расчленение чего-либо на части или выделение отдельных свойств предмета.

2. Синтез – мысленное соединение частей предметов и явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

3. Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями.

4. Обобщение – основанное на анализе выделение свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов и явлений. Общее понимается и как сходные признаки и как наиболее существенные.

5. Абстрагирование – мысленное отвлечение от второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных.

6. Конкретизация ( противоположная абстрагированию ) – мысленных переход от общего к частному.

7. Классификация -

Функции мышления:

1. Понимание – постижение смысла и значения;

2. Решение проблем и задач.

Проблема – это ситуация в затруднении деятельности. Невозможность достичь поставленной цели известным способом.

В процессе анализа проблемной ситуации формируется задача, то есть выделяется известное и неизвестное (что дано и что надо найти), то есть конкретизация проблемной ситуации.

3. Целеобразование – процесс порождения новых целей мышления и деятельности.

Антиципация – это формирование образа будущего результата действий (предвосхищение).

4. Рефлексия – это деятельность мышления направленная на анализ себя, своих действий, мыслей (самопознание).

 

Виды мышления

1. По содержанию мышления: 1) конкретно – действенное (невербальное); 2) наглядно – образное (невербальное); 3) вербальное (с 2-х лет):

· мышление из конкретных мыслительных операций;

· отвлеченное (абстрактно-логическое) мышление (состоит из формальных мыслительных операций);

2. По характеру решаемых задач: 1) практическое; 2) теоретическое;

3. По степени новизны и оригинальности: 1) репродуктивное; 2) продуктивное (творческое);

4.1) творческое; 2) критическое.

 

Мотивы мышления

1). Внутренние ( специфически - познавательные) (интересно); 2). Внешние мотивы (то, что побуждает человека к деятельности).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...