Предмет или фигура и фон восприятия
Необходимым условием восприятия является выделение предмета или фигуры из фона. Каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она находится. Фон может искажать фигуру. Пример: горизонтальная линия кажется короче вертикальной. Гештальтпсихология – это направление исследовало закономерности восприятия и были открыты так называемые «законы гештальта», то есть факторы восприятия обеспечивающие выделение фигуры из фона: I. Общий закон – «закон хорошей формы»: Он означает тенденцию воспринимаемого образа принимать всегда хорошую форму, то есть законченную, простую, упорядоченную. II. Так называемый «фактор сходства»: Фигуры сходные по каким либо элементам (цвету, величине, форме) восприятия объединяются и группируются. III. Фактор близости: Близко расположенные фигуры обычно объединяются. IV. Фактор «общей судьбы»: Фигуры могут объединятся общим характером изменений. V. Фактор «замкнутости»: Замкнутая фигура воспринимается лучше. VI. Фактор «группировки без остатка»: Несколько фигур стараются группировать таким образом, чтобы не оставалось одной отдельно стоящей фигуры. Фактор апперцепции -– влияние прошлого опыта на восприятие. Гештальт – это такая структура, которая при изменении одного элемента будет изменена вся. Иллюзии восприятия – это свойства нормальной, здоровой психики – это искажение восприятия, возникающее при непосредственном воздействии объекта на органы чувств. Галлюцинации – явления больной психики, они возникают при отсутствии объектов внешней действительности. Наибольшее количество иллюзий относятся к восприятию пространства: 1. Зрительные иллюзии переоценки вертикальных линий в сравнении с горизонтальными.
2. Неправильное восприятие величины предмета: а) иллюзия контраста: Когда предмет воспринимается как больший или меньший в зависимости от окружающих предметов. б) иллюзия геометрической перспективы: Одинаковые предметы кажутся разными по величине, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга. Предмет расположенный ближе кажется меньше, а дальний больше своей действительной величины.
Закон восприятия Величина предметов оценивается не по действительным размерам, а в соответствии с оценками расстояния на котором эти предметы находятся. Иллюзия восприятия времени «Счастливые часов не наблюдают» - эмоции искажают оценку временного интервала. Невротические состояния также уменьшают оценку временного интервала. Возрастной фактор также влияет на оценку времени: дети дошкольного возраста и младшие школьники могут искажать оценку временного интервала на 100%. Наблюдение – это организованное, целенаправленное планомерное восприятие объектов окружающего мира. Признаки: 1)наличие цели; 2)план наблюдения (выделение критериев наблюдения); 3)систематичность; 4)активный характер. Наблюдательность – это характеристика, которую нужно развивать. Основная литература 3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.* Гл. 7, 8. 4. Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)
Дополнительная литература 1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*
2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.* 3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)
4. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.* 5. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.
Лекция 4. ВНИМАНИЕ Вопросы: 1.Определение внимания. Виды внимания. Свойства внимания. 2. Возрастные особенности внимания. 3. Методы изучения внимания.
ВНИМАНИЕ (аттенционные способности) – это концентрация или сосредоточение сознания на каком-либо объекте или деятельности. Внимание – это динамический аспект психических процессов, то есть внимание повышает продуктивность любой деятельности. Внимание не всеми психологами признается как самостоятельный психический процесс. Свойства внимания 1. Объем внимания - то количество единиц информации, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости, то есть могут быть воспроизведены. Объем внимания был экспериментально выявлен В. Вундтом и равен 7 ± 2 единицы. Объем кратковременной памяти равен объему внимания. 2. Избирательность - обусловлена ограниченностью объема внимания, то есть в одно и тоже время психика может перерабатывать ограниченное количество информации; Внимание различает информацию на значимую и незначимую или релевантную и нерелевантную, на фигуровую и фоновую. Предвнимание (бдительность, фон) – по У.Найсеру. 3. Колебание внимания - это непроизвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность; Колебания обусловлены: · значимостью информации; · интересом; · утомляемостью нервных центров.
4. Переключение внимания - это произвольный перевод фокуса внимания на другой объект или деятельность; Скорость переключения зависит от: · уровня сложности переключаемых деятельностей; · от целей переключения (полное и неполное).
4.Распределение внимания - это рассредоточение внимания на две или больше видов деятельности. Эффективность распределения зависит от: · уровня сложности деятельности; · автоматизированности; · тренировки. Виды внимания 1. Произвольное (ПВ) - тот вид внимания, который формируется социумом (культурное);
2. Непроизвольное -врожденное (натуральное). 3. Послепроизвольное внимание (введен Добрыниным). Произвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания на какой-либо деятельности, которое связано с волевыми усилиями. Основные характеристики ПВ: целенаправленность; организованность; повышенная устойчивость. Произвольность, в целом, - это способность подчинять себя задаче (мотив – «надо!»). Механизм формирования ПВ - ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ («вращивание внутрь») переход внешнего опосредования во внутреннее. То есть формирование новой внутренней функции. Основными развивающими факторами ПВ являются: общение; развивающие виды деятельности: развивающие игры; учебная деятельность (все познавательные виды деятельности). Контрольная функция внимания, по П.Я. Гальперину – это способность контролировать свои действия и результаты своей деятельности. Функция контроля формируется у ребенка постепенно из следующих трех умений (преимущественно в учебной деятельности): 1.принятие постоянно усложняющихся инструкций; 2.удержание инструкций на протяжении всего занятия; 3.навыки самоконтроля. Контроль формируется сначала во внешнем плане, на основе заранее составленного плана, с помощью установленных критериев. И постепенно из внешнего действия переходить во внутреннее через сокращение и автоматизированность – интериоризация. Непроизвольное внимание (НВ) - это внимание, которое не требует волевых усилий, вызывается действием раздражителя. Этот вид внимания малоэффективен. Характеристики НП: возникает не специально; наступает внезапно (сразу после воздействия раздражителя); скоропроходящее (длится недолго, время действия раздражителя); Внешние факторы НВ: 1.Интенсивность (сила раздражителя); 2.Новизна объекта; 3.Необычность;4.Динамичность (огонь, водопад). этот вид внимания малоэффективен. Непроизвольное внимание может вызывать актуальная потребность человека в данный момент времени (голод, жажда). 1. Послепроизвольное внимание - это когда внимание, первоначально поддерживается волевыми усилиями, переходит в послепроизвольное, с ним связана наиболее интенсивная плодотворная умственная деятельность («надо!» → «хочу!»).
2. Внимание и возраст Основная линия развития внимания в онтогенезе связана с формированием произвольного культурного внимания через интериоризацию внешнего опосредования во внутреннюю функцию. Параллелограмм А.Н.Леонтьева - 2 линии развития внимания: - одна – развитие натурального непосредственного внимания от дошкольного к подростковому и юношескому возрасту; - другая - интенсивное развитие культурного, сначала внешне опосредованного внимания (ст. дошкольный и младший школьный возраст), затем через интериоризацию оно становится внутренней функцией – культурным произвольным вниманием. Первоначально (1-й год жизни) внимание ребенка непроизвольно, полностью зависит от внешних причин, от простейших потребностей и интересов. Постепенно повышается устойчивость внимания. Уже к 2-3-м годам ребенок внимательно может (и достаточно долго) слушать сказки и рассказы взрослых, смотреть мультфильмы или смотреть компьютерные развивающие фильмы-занятия (в течение часа). То есть дошкольный возраст – это интенсивное развитие ПВ через игры, развивающие занятия. На развивающих занятиях дети учатся принимать словесное задание и переводить его в самоприказ. Объем внимания еще очень небольшой, невысокая концентрация внимания, высокая отвлекаемость, низкая устойчивость внимания, слабое распределение. Поступление в школу – существенные сдвиги в развитии произв. внимания, так как учебная деятельность предъявляет высокие требования к вниманию и является развивающей.. Но во внимании мл. школьников еще много детскости. Поэтому учителю нужно использовать специальные приемы, упражнения для поддержания внимания ребенка на уроке. Это – эмоциональная насыщенность, большой объем образного материала, разнообразия содержания и видов деятельности и др. На одном уроке учитель совершает 15-17 переходов от одного вида деятельности к другому (слушают, считают, пишут, отвечают на вопросы…). Без постоянного управления вниманием детей уроки в начальных классах невозможны. От 3-4 класса к 7-му количество ошибок на внимание снижается более чем в 2-ва раза. В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжтельной интенсивной работе. Количество ошибок «на внимание» снижается более чем в 2-а раза. В то же время повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения очень затрудняют работу в подростковых классах. На юность и зрелость приходится вершина развития внимания. Человек способен к величайшей интенсивности и сосредоточенности внимания и к наивысшим достижениям в практической и интеллектуальной деятельности.
В старости - после 70-80-ти лет в тенденции и в зависимости от состояния здоровья снижаются устойчивость, сосредоточенность внимания, объем и продуктивность. Основной компенсаторный механизм (удерживание функции на определенном уровне) – тренировка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|