Пример 6.2. 6.2 Расчет арок на подвижную нагрузку. 6.2.1 Линии влияния опорных реакций. 6.2.2 Построение линии влияния изгибающего момента
Пример 6. 2 Для заданной трехшарнирной рамы с размерами и нагрузкой, показанными на рис. 6. 7, а, построить эпюры внутренних усилий. 1. Определяем опорные реакции: SmA = - q12× 18 - P∙ 3 + RB24 = 0. RВ = 10, 25 кН. SmB = q12× 6 + P∙ 21 – RA24 = 0. RА = 11, 75 кН. H = MCбал/f = (RА∙ 12 – P∙ 9)/6 = 8. 5 кН. 2. Строим эпюры Qхбал и Мхбал (рис. 6. 7, б). 3. По формулам (6. 2), (6. 3), (6. 4) вычисляем значения внутренних усилий, используя табличную форму. (3. 2) Qk=Qkбалcosjk - Hsinjk (3. 3) Nk = Qkбалsinjk + Hcosjk (3. 4)
В таблицу заносим опорные точки, точки приложения сосредоточенных сил, начала и конца распределенной нагрузки и узлы рамы. В точках приложения сосредоточенных сил в узлах необходимо находить по два усилия (слева и справа от сечения).
Используя данные 8, 12 и 15 столбцов строим эпюры внутренних усилий в трехшарнирной раме (рис. 6. 8)
6. 2 Расчет арок на подвижную нагрузку
6. 2. 1 Линии влияния опорных реакций Для определения вида линии влияния реакции RА составим следующее уравнение равновесия SmB = 0, RА∙ l – P(l – x) = 0. Тогда линия влияния левой реакции л. в. RА = . (6. 6) Выражение для линии влияния реакцию RВ определим из уравнения SmA = 0, RВ∙ l – P∙ x = 0. В результате: л. в. RВ = . (6. 7) Линии влияния реакций RА и RВ показаны на рис. 6. 8. Отметим, что линии влияния вертикальных реакций в арке те же, что и в однопролетной балке и в ферме. Поскольку выражение горизонтальной реакции (распора) связано со значением балочного изгибающего момента в точке С , его линия влияния будет иметь две ветви. Пусть сила Р = 1 находится справа от точки С. Рассмотрим равновесие левой части арки. , RА∙ l1 – H∙ f = 0. Откуда . (6. 8) Получили уравнение правой ветви линии влияния H. Аналогично получим уравнение левой ветви - сила Р = 1 слева от точки С. , RВ∙ l2 - H∙ f = 0. Тогда . (6. 8) Линия влияния Н показана на рис. (6. 8).
6. 2. 2 Построение линии влияния изгибающего момента Воспользуемся выражением (6. 2) для изгибающего момента в арке Mк = Mкб – Н∙ ук. Очевидно, что справедливо следующее утверждение л. в. Mк = л. в. Mкб – (л. в. Н)ук, то есть линию влияния момента в арке можно построить методом наложения двух линий влияния - Mкб и Н∙ ук. Поступаем следующим образом. 1. Вверх от оси строим линию влияния Mкб (на рис. 6. 9 показана сплошной линией). 2. На той же оси откладываем ординаты линии влияния Н, умноженные на координату точки «к» ук(пунктирная линия). Для этого достаточно построить левую ветвь л. в. Н, умножив ее ординаты на ук, Правая ветвь будет представлена прямой, соединяющей конец левой ветви (проекция т. С) с нулевой точкой на правой опорной вертикали (проекция т. В).
3. В результате получаем разность ординат линий влияния Mкб и Нук (заштрихованная область на рис. 6. 9 и представляет собой линию влияния Mк). Точка F′ – нулевая точка линии влияния Mк. Положение нулевой точки F′ можно найти графическим построением на чертеже арки (графически). Нулевое значение Mк получается при положении единичной силы в интервале между сечением «к» и ключевым шарниром С. Так как единичная сила приложена к левому диску арка, линия действия правой реакции В должна проходить через центр ключевого шарнира, поскольку . Поскольку единичная сила правее сечения «к», то для выполнения условия, что Mк = 0, реакция А должна действовать по линии Ак. Проводим линии Ак и ВС, под точкой пересечения которых и находится нулевая точка F′ . Для построения линии влияния Mк способом нулевой точки откладываем на левой опорной вертикали ординату 1∙ ак, далее соединяем ее с нулевой точкой F′ - получаем 1-ю правую ветвь. Проводя вертикаль через шарнир С получаем границу 1-й и 2-й правых ветвей (то есть правая ветвь представляет собой ломаную линию). Левую ветвь находим по 1-й правой ветви, соединяя ее начало с левой опорной точкой. Ординату нулевой точки можно определить аналитически. Она равна (без вывода) (6. 9)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|