Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Й.Брамс. § вокальные ансамбли.




Й. Брамс

(7 мая 1833, Гамбург – 3 апреля 1897, Вена)

 

Биография

– родился 7 мая 1833 года в немецком городе Гамбурге. Любимая игра детства, в которой оттачивается искусство создания многочисленных комбинаций, – оловянные солдатики – сохранилась у Брамса на всю жизнь.

– начальные навыки игры на струнных получил у отца, контрабасиста и валторниста, владевшего также другими музыкальными инструментами. С 7 лет берет уроки игры на фортепиано у превосходного преподавателя О. Ф. В. Косселя, отвергавшего воспитание пустой виртуозности.

– в 1843 году Коссель убеждает родителей Брамса отказаться от гастролей юного музыканта по Америке, передав ученика самому блестящему педагогу Гамбурга – Э. Марксену. Марксен бесплатно преподает юноше курс теории и композиции, поддерживая стремление Брамса к сочинению. Методика Марксена базировалась на изучении произведений Баха и Бетховена. Значение творчества Баха для Брамса видно в его словах, сказанных на склоне лет: «Два самых крупных события моей жизни – это объединение Германии и завершение издания сочинений Баха».

– много читает, со временем собирает у себя огромную библиотеку.

– с 13 лет вынужден подрабатывать в портовых кабачках, играя танцы матросам.

– в 14 лет создает первые фортепианные сочинения, обрабатывает для хора народные песни (эти ранние сочинения Брамс уничтожил).

– в 1853 году совершает гастрольное турне по Германии в качестве аккомпаниатора венгерского скрипача Эде Ременьи, в Ганновере знакомится с другим выдающимся скрипачом, Йозефом Иоахимом. По его рекомендации представлен Ф. Листу в Веймаре. Сочинения Брамса производят сильное впечатление на Листа, а Брамс остается равнодушен к стилю листовской музыки, чем оскорбляет великого маэстро. Ременьи отказывается от дальнейшего сотрудничества. Брамс изучает музыку Шумана и наносит ему визит в Дюссельдорфе.

– хвалебная статья «Новые пути» Шумана о Брамсе в «Новой музыкальной газете» (основана Шуманом). В ней сказано: «Вот музыкант, который призван дать самое высокое и идеальное выражение духу нашего времени». Статья вызывает интерес любителей музыки к Брамсу и внимание издателей. На концерте в Лейпциге присутствуют Лист и Берлиоз.

– безнадежная любовь к жене Шумана Кларе, которая на 13 лет его старше. Оказывает ей помощь и поддержку во время болезни Роберта, но проявляет лишь преданную дружбу после смерти Шумана в 1856 году. Переписка Брамса и Клары длится всю жизнь (в основном уничтожена в 90-х).

– служит придворным композитором в Детмольде (1857–59), дирижирует любительскими женскими хорами в Гамбурге в (1859-62), служит капельмейстером Певческой академии в Вене (1863-64), в 1872 году начинает работать артистическим директором и дирижером «Общества друзей музыки» в Вене и до 1875 года исполняет с оркестром и хором общества ряд произведений эпохи барокко и классицизма, способствуя лучшему пониманию венцами Баха, Генделя, Моцарта.

– исполнительская деятельность заключается в гастрольных турне по Европе и Америке в качестве пианиста и дирижера. С середины 70-х годов в связи с растущей популярностью исполняет преимущественно свои сочинения. Концертирует зимой, сочиняет летом. С 80-х годов имеет возможность отдавать исполнительству меньше времени.

– расцвет композиторской деятельности приходится на 70-80-е годы. С 70-х годов – финансовая обеспеченность, безбедное существование на доходы от композиторского творчества, возможность путешествовать.

– газетная «война» последователей Вагнера и Брамса в Вене.

– поддержка молодых композиторов, в частности Дворжака. Высоко оценивает Грига и Бизе. Интересуется венгерским и славянским фольклором.

– член академии искусств в Берлине, почетный доктор музыки Кембриджского и Бреславльского университетов.

– всегда отличавшийся крепким здоровьем, в 90-х годах начинает болеть. Тяжело переживает смерть Клары Шуман в 1896 году. Умирает 3 апреля 1897 года в Вене от рака печени.

 

Основные сочинения

§ оркестровые : 4 симфонии – №1 с-moll (1876), № 2 D-dur (1877), №3 F-dur (1883), №4, e-moll (1885);

§ для солирующего инструмента с оркестром: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1859 и 1878), концерт для скрипки с оркестром (1879), двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром (1887).

§ вокально-инструментальные:

– «Немецкий реквием» для сопрано и баритона соло, хора, оркестра и органа ad libitum на слова из различных частей Библии в немецком переводе Лютера (тексты подобраны Брамсом) (1868);

– «Песня судьбы» для хора и оркестра на слова Гельдерлина (1871);

– «Триумфальная песнь» для баритона соло, хора и оркестра на слова из «Апокалипсиса», XIX гл. (1871);

– XIII псалом для трехголосного хора в сопровождении органа или фортепиано (текст из «Псалмов Давида», Библия);

– «Нения» для хора и оркестра на слова Шиллера («нения» на латыни – погребальная песня) (1881);

– «Песня парок» для 6-голосного хора и оркестра (парки в древнеримских мифах – богини, прядущие и обрывающие нить судьбы) (1882).

§ фортепианные:

– вариации на тему 24-го каприса Паганини,

– вариации на тему Генделя,

– вариации на тему из «Пестрых листков» Шумана,

– 51 упражнение, в том числе Упражнение №5 (Вариации для левой руки на тему скрипичной Чаконы d-moll Баха);

– баллады, рапсодии, каприччио, интермеццо;

– 3 сонаты (1852-1853): №1 C-dur, №2 fis-moll, №3 f-moll;

– «Песни любви. Вальсы» и «Новые песни любви. Вальсы» в 4 руки для домашнего музицирования;

– «Венгерские танцы» (также в 4 руки);

§ органные: «11 хоральных прелюдий» (1896);

§ камерные сочинения: трио, квартеты, квинтеты, секстеты, сонаты для различных инструментов и фортепиано;

§ хоровые a cappella на светские и духовные тексты;

§ песни и романсы (около 200), в том числе «Четыре строгих напева» для баса на тексты из Библии (1896);

§ обработки народных песен (около 100);

§ вокальные ансамбли.

 

Особенности творчества

Брамс – крупнейший композитор второй половины XIX века, младший современник Листа и Вагнера. Особенность стиля Брамса заключается в том, что яркая эмоциональность его музыки сочетается со строгой логикой строения его произведений. Будучи романтиком, Брамс отрицал крайности романтизма (надрыв, преувеличение), а также такие характерные черты романтических произведений, как программность, свобода формы. Он не писал симфонических поэм, фортепианных циклов и программных пьес. Брамс находил опору в классических и доклассических традициях. Так, его четырехчастные симфонии не имеют заголовков и литературных эпиграфов, он возрождает классические формы вариаций, сонатно-симфонического цикла, в его органном и хоровом творчестве присутствуют жанры прелюдии и фуги, среди последних произведений встречается барочный жанр хоральной прелюдии, в финале 4-й симфонии использована старинная форма пассакалии. Хоровые и органные сочинения Брамса содержат примеры высокого контрапунктического мастерства. Подчеркивая преемственность Брамса с композиторами – классиками, дирижер и пианист Г. Бюлов называл Первую симфонию Брамса 10-ой Бетховена.

Наряду со старинными и классическими традициями в творчестве Брамса следует отметить влияние Шуберта в области вокальной лирики, в опоре на бытовые песенно-танцевальные жанры и в обращении к традициям бытового музицирования (см. произведения для фортепиано в 4 руки). В фортепианном творчестве с его страстным напряженным тоном ощущается влияние Шумана.

В творчестве Брамса велико воздействие музыкального фольклора, который композитор любил и изучал. В частности, большое внимание он уделил обработкам немецких народных песен. «Народная песня – мой идеал», – говорил композитор. Брамс интересовался также венгерским и славянским народным творчеством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...