Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Симфония №6, «Патетическая», соч.74




Симфония №6, «Патетическая», соч. 74

Симфония №6 – вершина симфонического творчества Чайковского.

 

История создания

Сочинялась с февраля по август 1893 года в Клину. Премьера состоялась 16 (28) октября 1893 года, в Петербурге, под управлением автора, за 9 дней до его смерти. Симфония была встречена с недоумением, но после второго исполнения с Э. Ф. Направником в качестве дирижера ей сопутствовал шумный успех. Посвящена племяннику Владимиру Давыдову.

                                                      

Программа – название симфонии «Патетическая» придумано братом композитора, Модестом. Содержание симфонии глубоко личное, автором полностью не раскрывалось. По воспоминаниям Модеста Чайковского, в первой части передается страх смерти и, вместе с тем, слышится стремление к Великому, Возвышенному, Прекрасному, Добру и Истине – всему, что «сулит вечность и небесное милосердие». Вторая часть передает радость жизни. Триумфальный марш третьей части рисует достижение композитором мировой славы. Четвертая часть выражает «ужас перед вечным Ничто, где всему…угрожает бренность». (Из письма к чешскому музыковеду Р. Батке. ) Основа драматургии – противостояние грозных, мрачных и светлых лирических тем.

 

Состав оркестра                                                                                                                          

3 флейты (в т. ч. флейта-пикколо), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, там-там, струнные.

 

Строение цикла                                                                                                                       

· I часть– сонатное Allegro (h-moll) со вступлением (e-moll) и кодой (H-dur)

· II часть – Allegro con grazia (D-dur), сложная 3-хчастная форма с кодой

· III часть – Allegro molto vivace (G-dur), сонатная форма без разработки

· IV часть – Adagio lamentoso (h-moll), сонатная форма без разработки.                   

Особенность цикла – медленный трагический финал, использование жанра вальса на 5/4 во II части и жанра марша в III части.

 

Интонационные и тональные связи  

Между частями существуют глубокие интонационные и тональные связи. Особое значение в цикле имеют тональности h-moll и D-dur. Трагично в h-moll звучат Г. т. I части, трио II части, Г. т. и реприза финала. В D-dur проводятся П. п. I части, крайние разделы II части и П. т. в экспозиции финала. Эта группа тем воспринимается как воплощение счастья жизни, добраи божественной любви. Парадоксально, но поступенной нисходящей интонацией объединяются образно противоположные темы – светлая П. т. I части, сумрачное трио II части и трагическая Г. т. финала. Так связываются воедино вопросы смерти и бытия души.

 

Краткий музыкальный анализ                                                                                         

I часть

Особенности данной сонатной формы: во вступлении формируются интонации Г. т. и коды, разработка состоит из 3-х волн нарастания и спада, последняя из которых срастается с началом репризы, в репризе – кульминация части, побочная сокращена, кода – эпилог драмы.                                                                                                      

                                                                                                                                                        

Вступление – мрачное Adagio (e-moll), основной мотив у фагота в низком регистре на фоне контрабасов. Возможно, передается леденящий душу образ смерти.

 

 

                                                                                                           

 Главная тема (Allegro non troppo, h-moll) – тот же мотив, но у альтов в стремительном темпе, короткими фразами, как бы задыхаясь. Он рисует отчаянную попытку человека избавиться от мучительной мысли о конце.

 

 

В дальнейшем в главной партии мелькают скерцозные маршевые мотивы и грозная фанфара медных. Партия замкнута, заканчивается на diminuendo и ritardando.  

Побочная партия (Andante, D-dur)является воплощением идеального, возвышенного лирического образа и стремления к Божественной любви и свету. Нисходящий мотив роднит эту тему, изливающуюся из вершины-источника, с Adagio из «Щелкунчика» и ариозо Татьяны «Кто ты, мой ангел ли хранитель» из «Евгения Онегина». В теме слышен благородный покой (органный пункт Т, хоральная фактура в сопровождении, пентатоника) и щемящие уменьшенные септаккорды, передающие мысль о недостижимости идеала.

 

 


 

Побочная партия экспозиции написана в трехчастной форме. После середины с соло флейты побочная тема возвращается в мощном, кульминационном звучании, воспринимаясь как воплощение цели человеческой жизни. Заключительная часть с обилием хроматизмов полна светлой грусти и утешения. Соло кларнета с основным мотивом побочной завершает экспозицию на ppppp, после чего малый уменьшенный аккорд tutti на ff звучит страшным вторжением, разрушением всех основ (началась разработка).

 

                                                                                                          

Разработка состоит из трех волн нарастания и спада, третья срастается с началом репризы. Первая волна, как уже было сказано, начинается вторжением, далее – жестко звучащее фугато на мотиве Г. т. (feroce, ff), которое подводит к первой драматической кульминации – властным и угрожающим нисходящим унисонам труб, fff.

 

 


 

 

 Результатом звучания этого мотива, олицетворяющего неумолимую Судьбу, становится тема «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих», кондак из православного обряда погребения (вторая волна разработки).

 

 

 Третья волна начинается умоляющей интонацией из Г. т., на органном пункте D в b-moll.

 

 


 Вершиной нарастания в этом гребне становится появление Г. т. в основном виде на fff у меди (реприза, срастающаяся с разработкой). Реприза расчленена на два различные мира: до катастрофы и после. Первый продолжает трагическую линию разработки. Подлинным торжеством Смерти ощущается новый мощный нисходящий мотив труб и тромбонов (fff, pesante). Отчаянное сопротивление этой силе слышится в трепещущей фигурации струнных и деревянных. Демонстрация гнета Судьбы приводит к еще более острому пику драмы – cтрастному диалогу струнных и медных. На отчаянную мольбу струнных и деревянных (forte possible) бесстрастным приговором отвечают тяжелые, не оставляющие надежды, фразы тромбонов и тубы (вестники Смерти).

 

 

За ними остается и последнее слово (заканчивается главная партия репризы).                                                                                                             Побочная тема в репризе c ее сияющим H-dur появляется на pp как невозможный после всего произошедшего, но все же восход солнца над полем битвы. В репризе побочной гармоническое сопровождение темы «мерцает» то мажором, то минором (то ли свет, то ли сумерки).                                                                                               

 Последний раздел I части – кода (H-dur). Подобно теме пассакалии, в басу 8 раз отрешенно и мерно проходит нисходящая гамма (струнные pizz. ). Медные на piano интонируют мажорный хоральный вариант мотива Г. т.. Кода звучит как знак бесстрастной Вечности, как символ ухода.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...