В.А.Моцарт (1756 – 1791). «Волшебная флейта», KV 620
В. А. Моцарт (1756 – 1791) «Волшебная флейта», KV 620
Жанровая разновидность Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen – петь и Spiel – игра), это австро-немецкая разновидность комической оперы. Зингшпиль звучит на немецком языке, содержит разговорные диалоги, чередующиеся с законченными номерами, обычно написан на сказочный сюжет.
История создания «Волшебная флейта» – последняя опера Моцарта – закончена 28 сентября 1791 году, за 2 месяца до смерти. Одновременно сочинялся Реквием. Премьера оперы состоялась 30 сентября в театре «Андервин» в пригороде Вены. Первыми двумя спектаклями дирижировал сам Моцарт, сидя за роялем. Достаточно быстро спектакль стал очень популярным. Доходы от исполнения оперы были потрачены впоследствии на строительство нового здания театра, увенчанного фигурой Папагено.
Либретто Автором либретто является Э. Шиканедер, актер и директор театра. Сюжетные источники: § сказка «Лулу, или Волшебная флейта» из сборника фантастических поэм «Джиннистан» Виланда, § текст оперы Хенслера «Солнечный праздник браминов», § роман Ж. Террассона «Сетос, рассказ или действительность, извлеченная из документальной занимательной истории Древнего Египта, переведенная по греческой рукописи». В либретто явно присутствует прославление масонства (Шиканедер и Моцарт – члены одной масонской ложи, Моцарт с 1784 года).
Масонские черты в сюжете: · идея выхода из духовной тьмы путем исполнения нравственных постулатов (в речах героев подчеркнуты необходимость честности, братской дружбы, верности, прощения, справедливости, служения людям и т. д. ); · прохождения героями испытаний, подобных обрядам посвящения в масоны;
· «разоблачение» религии и католической церкви. Это связано с конфликтом масонства и католической церкви в XVIII веке и позднее, вплоть до XX века. Католическая церковь преследовала масонство, отлучая от участия в таинствах вступивших в масонские ложи. Гонение на масонов развернулось и в царствование императора Леопольда II, правившего Австрией в год создания «Волшебной флейты». · место действия (Египет), а также обращение в тексте к Осирису и Изиде связаны с тем, что масоны считали источником своих идей древние египетские тайные знания; · типичная для масонов символика числа 3: три дамы, три мальчика, три храма, три испытания, в музыке тональность с тремя знаками (Es-dur), три аккорда и т. д. · герои оперы символичны: -Тамино представляет человека, ищущего истину и готового ради ее обретения на любые испытания. Также неслучайно то, что Тамино – принц, в его лице выражается надежда авторов текста на воспитание просвещенного императора; -Памина – символ души, источника любви; -Папагено олицетворяет простой народ с его природной естественностью; по мнению авторов, простому народу необходимы лишь материальные радости и семейное благополучие; -Царица ночи являет собой католическую церковь, кажущуюся поначалу «родной матерью», но постепенно открывающую свои коварные намерения погубить царство Разума; -образ Зарастро, мудреца из храма Разума, может трактоваться очень различно: воплощать руководителя «вольных каменщиков» или просвещенного монарха, ведущего подданных в царство добра, справедливости, высокой нравственности, альтруизма и братской дружбы (подобным властителем казался авторам оперы прежний император, Иосиф II). В одном из прочтений «Волшебной флейты», в фильме режиссера Ингмара Бергмана Зарастро явно ассоциируется с Христом, а его окружение – с апостолами. Имя «Зарастро» неслучайно, оно отсылает к зороастризму и пророку Заратуштре – основателю одной из древних религий. В основе его учения – свободный выбор человеком благих деяний, добрых мыслей и благих слов, что внешне близко и масонству, и христианству.
Драматургия Опера состоит из коротких сцен, происходящих, как и положено в сказке, в самых разных местах. Вокальные номера перемежаются большими разговорными диалогами. Два действия заканчиваются финалами (финалы – это большие музыкальные построения, состоящие из нескольких сцен, без разговорных диалогов).
Образные сферы Основными являются образные сферы мудрости, зла, наивно-народная, возвышенно-человеческая. К сфере мудрости относятся арии Зарастро, терцеты трех мальчиков и их косвенная характеристика у трех дам в квинтете 1 акта, марш и хоры жрецов, дуэт стражников. В музыке этой сферы соединяется песенная простота, хоральность и гимничность. Моцарт подчеркивает ее возвышенность, мистичность, духовность, пронизанность светом. Сфера зла представлена образами Царицы Ночи и частично ее служанок, а также Моностатоса. Царица Ночи показана средствами итальянской оперы seria. Колоратуры в ее партии очень сложны (ария №14 «Ужасной мести жаждет мое сердце» из II акта) и передают нечеловеческий, магический облик волшебницы-злодейки. Три дамы и Моностатос полностью примыкают к этой интонационной линии лишь в 10-й картине, в марше заговорщиков. До того Моностатос показан интонациями скороговорки, как типичный «злодей» из оперы buffa. Наивно-народная образная сфера связана с образами Папагено и Папагены, по одному разу к этой группе присоединяется Памина и Моностатос. Ранее уже говорилось о символике такой фигуры, как Папагено (собирательный образ простого народа, которому в плане построения нового общества не отводится серьезного духовного задания). В эту область входят две арии «человека в птичьих перьях» – «Я всем известный птицелов» и «Девчонку или женушку», дуэт «Па-па» из финала 2 акта, дуэт Моностатоса с Папагено и дуэт Папагено с Паминой «Когда чуть-чуть влюблен мужчина» из 1 акта. Для этих номеров характерно родство с австрийской бытовой песенно-танцевальной музыкой и опоэтизированным стилем Гайдна.
К возвышенно-человеческой сфере принадлежат арии Тамино с портретом (№3) и Памины («Ах, зачем», № 17). Их чувства отличает нравственная чистота, благородство, глубина. Мелодии этих героев лишены украшений и виртуозного блеска. К этой же интонационной сфере можно отнести и мелодию волшебной флейты, которая звучит в финале 1-ого действия сначала инструментально, а потом в исполнении Тамино. Различные образные сферы не вступают в конфликт, они мирно сосуществуют в опере-сказке.
Некоторые особенности замысла Моцарта С одной стороны, «Волшебная флейта» может восприниматься масонско-философским, хотя и утопическим, произведением, содержащим программу нравственного обновления человечества. С другой стороны, можно считать оперу мистерией, приближающейся к духовной музыке. Это особенно проявляется в номерах, связанных с Зарастро, которые перекликается с церковными произведениями, созданными Моцартом в последний год жизни. Это, прежде всего, Реквием, его мажорные части – Tuba mirum, Recordare и Hostias, а также мотет Ave verum corpus, KV 618 (1791 г. ). К этой же группе можно отнести и произведение, написанное для масонской ложи («Маленькая масонская кантата» KV 619, которая была последним из законченных Моцартом произведений - исполнена 20 ноября 1791 г., за 15 дней до смерти композитора, продолжавшего еще работу над Реквиемом). Эти сочинения близки своей строгостью, простотой и возвышенностью и отличаются от ранних католических произведений Моцарта. Они несут на себе печать влияния Баха и Генделя (оратории Генделя и сочинения Баха Моцарт обрабатывал для исполнения у барона ван Свитена). Они фактически создают ростки нового высокого стиля духовной музыки, который оборвался со смертью Моцарта. Действующие лица · Тамино, принц (тенор) · Папагено, птицелов (баритон) · Памина, дочь Царицы ночи (сопрано) · Царица ночи (сопрано) · Зарастро, Верховный жрец Осириса и Исиды (бас) · Папагена (сопрано) · Моностатос, мавр (тенор) · старый жрец (бас) · первая, вторая, третья дамы (два сопрано и контральто) · первый, второй, третий пажи (два дисканта, альт) · два стража (тенор и бас) · оратор (бас) · жрец (тенор) · первый, второй, третий жрец (разговорные роли) · первый, второй, третий раб – разговорные роли.
План оперы Увертюра – Adagio, Allegro (соединение сонатной формы и фуги)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|