Людвиг ван Бетховен (1775 – 1827)
Людвиг ван Бетховен (1775 – 1827) «Аппассионата» Соната Оp. 57, написанная в 1806 году, посвящена Францу Брунсвику, другу композитора. «Аппассионата» принадлежит к числу величайших произведений Бетховена. Это вершина в развитии героико-драматического типа сонаты, произведение потрясающей силы воздействия. Французский писатель Ромен Роллан, определяя значение «Аппассионаты» среди других сонат, сравнил ее с Монбланом, «который царит над альпийским массивом». Сам композитор считал «Аппассионату» самой лучшей своей сонатой.
История создания Соната постепенно складывалась на протяжении трех лет, когда автор работал также над Пятой и Шестой симфониями. Подобное «соседство» вылилось в родство интонаций – мотив сонаты с трехзвучным стучащим затактом буквально повторяет знаменитую «тему судьбы».
Круг образов Название дано не автором, оно появилось только в одном из посмертных изданий и принадлежит гамбургскому издателю Кранцу. Латинское «passio» означает страсть, а также страдание, испытание. Название очень точно отражает сущность бетховенского творения, в музыке которого бушуют титанические страсти. Вместе с тем, их необыкновенное напряжение подчиняется железной мощи логики: чувство и разум поразительно едины (тот же Роллан назвал Аппассионату «пламенным потоком в гранитном русле»). Известно, что Бетховен связывал содержание Аппассионаты (как и сонаты №17) с шекспировской «Бурей». Бетховен утверждает: смысл человеческой жизни – в преодолении страха и отчаяния, в упорном сопротивлении обстоятельствам, в неустанной борьбе.
Строение цикла «Аппассионата» – самая симфоничная из всех бетховенских сонат. Ее трехчастный цикл, с одной стороны, отмечен поразительным единством: он представляет неразрывное целое, в котором развитие устремлено к финалу (в симфоническом творчестве автора «симфониями финалов» являются 5-я и 9-я). Один из факторов единства – неаполитанская гармония (в главных темах 1-й части и финала). С другой стороны, части сонаты предельно контрастны, так же, как в сонате №14 (" Лунной" ).
Краткий анализ музыки I часть, Allegro assai (f-moll) Особенности сонатного Allegro этой части: – связь всех тем с музыкой главной партии; – непрерывность развития – постоянное видоизменение тем, а также слитность разделов (экспозиции, разработки, репризы и коды); – в каждом из 4-х разделов использован материал обеих партий, главной и побочной. Главная тема – это одна из самых «неожиданных» тем Бетховена: из четырех ее мотивов два первых, противоположных, элемента трактованы нетрадиционно. Первый мотив – это унисонное движение по тонам минорного трезвучия, охватывающее широкий диапазон (интересная деталь: унисон «раздвинут» на 2 октавы; в фортепианной литературе до Бетховена такой прием почти не встречается). Характер суровый, трагедийный, затаенно-властный. Другой элемент, с трелью в мелодии и уменьшенным трезвучием в гармонии, основан на секундовом мотиве жалобы и отличается от предыдущего четырехголосной аккордовой фактурой в узком диапазоне. Знакомый по вступлению из 8-й сонаты контраст «фанфара – lamentо» лишен многих привычных деталей: – нет ярких смен р и f – всецело господствует затаенное, тревожное pp; – два элемента почти неразделимы – между ними нет цезуры, развитие непрерывно; – второй элемент дан без характерного слабого окончания и звучит как момент размышления и сомнения.
После секвентного повторения начального мотива в тональности II низкой ступени в развитие неожиданно вторгается еще один, третий элемент. Это полутоновая интонация VI – V (т. 10) в ритме «темы судьбы» из 5-й симфонии, настойчиво-угрожающе звучащая в басу. Новый мотив вступает в диалог со вторым элементом, мотивом «сомнения». Усиление тревоги и напряжения готовит исключительный по силе кульминационный «взрыв»: стремительная волна арпеджио по звукам уменьшенного трезвучия охватывает почти всю фортепианную клавиатуру (тт. 14 – 15). Это четвертый элемент Г. т. Яркость кульминации подчеркивает первое в развитии главной темы forte. Главная тема представляет собой своеобразный прототип всего дальнейшего развития. Развертывание музыкальных «событий» как в I части, так и во всем цикле идет по проложенному ею «руслу» – по принципу ярчайшего выделения конечной кульминации: для главной темы это 4-й элемент; для всей экспозиции – 2-я побочная; для сонатного Аllegro I части – кода; для всего цикла – финал.
В ладотональном отношении главная тема чрезвычайно неустойчива: тоника после начального двутакта не появляется ни разу. Связующая часть начинается как второе, но динамизированное, предложение Г. т. и представляет новый, более высокий этап развития главной темы, ее элементов. Начальный мотив теперь сопровождают могучие аккорды, мощными волнами устремляющиеся вверх от р к громоподобному ff. 2-ой элемент – «мотив жалобы, или сомнения» – теперь звучит более напряженно на фоне стучащего остинатного ритма из «мотива судьбы» (3-й элемент). Этот раздел воспринимается как предыкт к побочной (остинато на звуке «es», доминанте побочной).
1-я побочная тема (As-dur), в отличие от Г. т., имеет светлый, уверенный и устойчивый характер. Благодаря фанфарным интонациям напевная протяженная мелодия близка жанру массовой песни-марша. В первом проведении она звучит в теноровом регистре, в октавном удвоении, с необычно решенным сопровождением (аккордовая фигурация в тесном расположении в большой октаве, что создает впечатление отдаленного гула военных сражений). Особенностью гармонического развития темы является ее устойчивость. При всем контрасте 1-й П. т. и Г. т. их объединяют интонационные связи: движение по звукам трезвучия роднит 1-ю побочную с начальным мотивом главной, а завершение этой побочной темы строится на 2-м элементе Г. т. (с трелью) и воспринимается как еще один момент сомнения.
2-ая побочная тема осуществляет сдвиг в побочной партии, опровергающий предшествующее образное развитие (порой тему определяют как заключительную). Она начинается остро-контрастно, на ff, в as-moll, мрачно, яростно и бурно. Тематизм 2-й побочной тоже производен от Г. т. (4-го и 3-го элементов: фанфары по звукам уменьшенного трезвучия и «мотива судьбы»).
Разработка, впервые в истории жанра сонаты, начинается без повторения экспозиции и без цезуры после нее («движение страсти слишком сильно, чтобы можно было возвращаться назад» – Р. Роллан). Разработка повторяет тематический план экспозиции (Г. т., Св. ч., 1-я П. т. ), но является новым, еще более драматичным этапом их преобразования с очень активным тонально-гармоническим, регистровым, интонационным развитием. Музыка рождает ощущение острой борьбы, мучительных усилий, предельного напряжения душевных сил. Главная тема в разработке звучит в двух вариантах – светлом мажорном (E-dur) и страстно-мрачном на фоне бурлящих фигураций (e-moll). Этот вариант темы секвенцируется (фигурации близки фактуре 2-й П. т. ). Связующая часть в разработке расширена и готовит Des-dur. 1-я побочная (Des-dur) в разработке драматизирована, что выражается в омрачении звучания уже в первом предложении (отклонение в минор). Динамическое нарастание приводит к кульминации – арпеджированной каденции (преобразование 2-й П. т. ). На ее вершине вновь появляется мощно проводимый «мотив судьбы». Идея довлеющей над всем судьбы становится выводом в развитии разработки. Реприза продолжает единую линию развития, вносит важные изменения в характер тем. Все репризное проведение главной темы звучит еще более тревожно, т. к. проходит на фоне остинатной пульсации на доминанте (выросла из кульминации разработки – долбящего «мотива судьбы»). Тем самым стирается грань между разделами сонатной формы. Остинатный бас еще сильнее скрепляет отдельные элементы темы. Связующая часть неожиданно вносит ощущение света, прорвавшегося сквозь тучи (звучит в мажоре).
Высшая кульминация и новое разработочное развитие тем даны в коде. Кода-разработка осуществляет новое преобразование материала: 1-я П. т. в высоком регистре звучит как бы обессиленно и крайне неустойчиво; новый поток арпеджио с «темой судьбы» на вершине как бы вновь и вновь ставит роковой вопрос «быть или не быть». Ответ появляется в коде-заключении, где тематизм главной и побочной сливается в некий новый синтез – П. т. звучит хотя и минорно, как Г. т., но властно и сильно, а «мотив судьбы» преобразовался в утверждение силы и стойкости (как П. т. в экспозиции). Несмотря на минорное звучание он демонстрирует волю человека жить и непрестанно бороться.
II часть, Andante con moto (Des-dur), форма вариаций. Круг образов 2-й части – созерцание, размышление, молитва, полнота бытия, единство с Богом, сила. Величавая, спокойно-торжественная тема сочетает черты хорала, гимна и шествия (четырехголосная аккордовая фактура, простая запоминающаяся мелодия, ясная форма, от марша – пунктирный ритм в басу). Плагальные обороты придают теме ощущение покоя и умиротворения. Яркая гармоническая деталь – «ложная» доминанта в кадансе первого периода – вызывает впечатление волевого усилия (считается, что проявление героических черт в лирических темах характерно для зрелого периода творчества композитора).
Четыре вариации объединены настроением возвышенного просветления.
III часть, Allegro ma non troppo (f-moll). Резкий контраст вновь возникает на грани частей: финал начинается attacca резким вторжением. 13 раз повторяется уменьшенный VII43, на котором прервался каданс Andante. Эти аккорды звучат как сигнал к буре, динамика при этом резко переключается от рр во 2-й части к ff в 3-й. Образы финала – это вихри душевных страстей. В отличие от победных финалов героико-драматических симфоний Бетховена, в последней части «Аппассионаты» мрак сгущается, драматизм становится предельным. Форма финала – сонатная с новой темой в разработке (как в 3-й симфонии) и еще одной новой темой в коде. Решение сонатного Allegro очень своеобразно: оно все охвачено стремительным волнообразным вихрем, в нем почти отсутствуют рельефные остановки или цезуры, здесь все – порыв, борьба (движение приостанавливается лишь однажды - это «затишье» перед репризой). Кроме того, в финале нет отчетливых образных контрастов - побочная начинается так же, как и главная, только в c-moll. Главная партия финала, подобно тому, как это было в 1 части, рождается постепенно – в ней сначала нет протяженных законченных мелодий, на фоне безостановочного потока вздымающихся и низвергающихся волн пассажей (f-moll, ges-moll, как в 1 части) возникают краткие мотивы-вздохи:
Из отдельных мотивов на фоне бурлящих пассажей наконец вырастает Главная тема, сильная и трогательная одновременно:
В разработке выделяется новая тема в b-moll с болезненно-скорбными, но неожиданно «колючими» интонациями lamento, исполняемыми на sfp. Смысловым итогом всей сонаты является кода (Presto). В ней, возможно, нашла выражение идея, которая с новой силой прозвучит в 5-й симфонии: только в единении с другими людьми человек способен победить, обрести силы. Начало коды – еще одна новая тема. Своим простым ритмом она напоминает могучий пляс, создающий образ Человечества. В завершении коды с еще большей силой утверждается идея борьбы, вновь взмывают пассажи главной партии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|