Хронобиология, ее медицинские аспекты
Живые организмы окружает неживая природа, которую характеризуют ритмические процессы. Ритмы – это повторные отклонения и возврат к исходному состоянию через равные промежутки времени. Например: смена дня и ночи, смена сезонов года. У живых организмов вырабатывались к ним приспособления – ритмические процессы жизнедеятельности, или биологические ритмы (биоритмы). Ритмические процессы имеются на всех уровнях организации живого – от молекулярно-генетического до биосферного. Проблема биологического времени впервые сформулирована К. Бэром в 1861 году. Время, связанное с жизненными явлениями, называется биологическим временем. Биологическое время, биоритмы изучает раздел биологии – хронобиология (греч. chronos – время). Если ритмы регулируются внешними факторами, они называются экзогенными ритмами. Эндогенные ритмы регулируются внутренними факторами. Чаще биоритмы являются смешанными. Во многих случаях главным внешним фактором регуляции ритмической активности функций живых организмов являются изменения длины светового дня (фотопериод). Например: цветки большинства растений раскрываются утром и закрываются вечером; мухи дрозофилы выходят из куколок на рассвете; в ночное время происходят 59 % родов.
Выделяют 5 классов биоритмов: 1-й класс – ритмы высокой частоты (от долей секунды до 30 минут); примеры: сокращения сердца, дыхательные движения, перистальтика кишечника; 2-й класс – ритмы средней частоты (суточные, или циркадные, – от 30 минут до 28 часов); примеры: у растений изменения дыхания и роста; изменения активности у животных (дневные и ночные животные). Около 69 физиологических процессов человека связаны с суточными колебаниями, цифровые показатели которых в течение суток могут изменяться в 3-5 и более раз. Примеры разного суточного ритма физиологических функций у человека:
- сократительная функция миокарда больше днем; - максимальная температура тела в 18 часов; - артериальное давление у человека выше днем, ниже ночью; - свертываемость крови выше в дневные часы; - скорость деления клеток интенсивнее утром, чем ночью. По колебаниям работоспособности люди могут быть: «жаворонки» «голуби» «совы» ♀ 25 % 50 % 25 % ♂ 50 % – 50 % Это объясняется тем, что генетический водитель суточного ритма человека локализован в Х-хромосоме. Регуляция циркадных ритмов осуществляется на уровне гипоталамуса. 3-й класс – месячные ритмы (пример: менструации у женщин); 4-й класс – годовые или сезонные (от нескольких месяцев до 1 года): синхронизатором является свет, длина светового дня. Примеры: перелеты птиц; зимняя и летняя спячка у животных; максимальная активность надпочечников у человека летом; артериальное давление выше в осенне-зимний период; частота приступов бронхиальной астмы больше в январе и апреле и меньше в летние месяцы. 5-й класс – ритмы низкой частоты: 3-х, 7-ми, 11-ти, 80-90- летние изменения солнечной активности. С ними связаны: - 3-х годичные ритмы частоты рецидивов туберкулеза у человека; - эпидемии некоторых инфекционных заболеваний; - при наибольшей активности Солнца увеличивается число сердечно-сосудистых и психических заболеваний. Зависимость физиологических процессов от циклов активности Солнца изучает гелиобиология. В литературе имеется большое количество данных о влиянии на живые организмы Луны и ее фаз. Фазы Луны повторяются через 29, 53 земных суток. Под влиянием Луны поверхность Земли поднимается максимально на 35,6 см и опускается на 17,8 см. Под влиянием Солнца подъем поверхности составляет 16,4 см, опускание ее – 8,2 см. Это «дыхание» Земли под действием сил гравитации.
В полнолуние возрастает работоспособность человека, возбудимость его нервной системы, раздражительность. В новолуние отмечаются слабость, снижение активности, творческих сил и способностей. Достоверно показана связь психических заболеваний с фазами Луны. Наименьшая частота рождений детей отмечается в новолуние, наибольшая частота – в полнолуние. С момента рождения у каждого человека выделяют 3 цикла активности: 1 – физиологическая активность (периодичность 23 дня); 2 – эмоциональная активность (периодичность 28 дней); 3 – интеллектуальная активность (периодичность 33 дня). В середине каждого периода находится критический (нулевой) день. 1-я половина цикла – положительный период, 2-я половина цикла – отрицательный период. Все критические дни совпадают один раз в год. Прикладными разделами хронобиологии являются хрономедицина и более частные разделы – хронопатология, хронофармакология и хронотоксикология, хронотерапия. Хронобиологический подход позволяет прогнозировать (предсказывать) обострение хронических заболевания, и ускорение выздоровления больных. Хрономедицина исследует биологические ритмы организмов здорового и больного человека. Хронопатология изучает изменения в организме при нарушении биоритмов. Рассогласованность биоритмов – десинхроноз – может быть проявлением имеющейся в организме патологии или приводит к патологии. Он приводит к гастритам, язвенной болезни, возникновению опухолей, нервным расстройствам. Десинхроноз существенно влияет и на работоспособность человека. Хронофармакология исследует различную эффективность лекарств в разное время суток – чувствительность к ним может колебаться от 0 до 100%. Изучением чувствительности организма к лекарствам в разное время суток занимается хронотоксикология. Например, применение циклофосфана в 18 ч. в 5 раз повышало частоту излечения мышей от лейкоза по сравнению с воздействием его в 9 часов. Учитывая данные хронобиологии, хронотерапия должна пересмотреть дозы лекарств, назначение их в то время суток, когда они наиболее эффективны. Например, в целях профилактики сердечной астмы и отека легких, которые чаще возникают в ночное время, усиливать дозировку сердечных гликозидов и преднизолона следует не в утренние часы, а в вечерние.
Достижения хронобиологии и хрономедицины используются для разработки положения хронопрофилактики: - составление суточных хронограмм нормы; - учет особенностей биоритмов для составления рационального режима труда и отдыха, рационального питания людей разных профессий – рабочих ночных смен, пилотов, космонавтов; - прогноз обострений различных заболеваний; - решение проблем акклиматизации и адаптации. ЛЕКЦИЯ 19 РЕГЕНЕРАЦИЯ И ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ План лекции: 1. Регенерация: ее виды, уровни и способы. 2. Трансплантация органов и тканей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|