Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия сестринского дела.




Новые технологии в клинической медицине, современные и принципиально новые подходы к диагностике и лечению меняют представление о медицинском работнике. Соответственно становятся другими и требования как к медсестре и фельдшеру, так и студенту медицинского ВУЗа на этапе овладения простейшими навыками и манипуляциями. Возникает реальная необходимость повышения уровня образования и роста соответствующей квалификации. Становится необходимым формирование специалиста, способного самостоятельно мыслить – т.е. ставить задачи, определять пути их решения в рамках имеющихся специальных знаний, анализировать и оценивать свои действия в постоянно изменяющихся условиях. При этом на фоне внедрения достижений научной мысли в клинику и совершенствования медицинской практики не следует уходить от самого больного, не должна отодвигаться на второй план личность пациента со всеми ее индивидуальными особенностями, проблемами, огорчениями и надеждами.

Одной из важных и неотъемлемых составных частей лечебного процесса является уход за больными. Собственно процесс ухода за больными включает в себя совокупность мероприятий, направленных на облегчение состояния больного, его выздоровление. От эффективности предпринимаемых мер по уходу за больным зависит конечный результат лечения. Однако следует понимать, что в понятие ухода кроме выполнения лечебных назначений входит создание должной санитарно-гигиенической обстановки вокруг больного, проведение лечебных процедур и наблюдение за всеми изменениями в состоянии пациента. В основном, комплекс этих мероприятий в стационаре, и при необходимости и на дому, осуществляет медицинская сестра, которая может привлекать для некоторых манипуляций младший медицинский персонал.

Научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих при этом проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон носит название - сестринского процесса.

Вся деятельность медсестры должна быть направлена на удовлетворение потребностей пациента в уходе, поддержании и восстановлении независимости пациента.

Сестринский уход включает ряд действий, отражающих основные функциональные обязанности любой медицинской сестры:

1. создание и обеспечение лечебно-охранительного и санитарно-эпидемического режима медицинского учреждения;

2. выполнение врачебных назначений;

3. оказание помощи тяжелобольным при проведении мероприятий личной гигиены, во время приёма пищи, физиологических отправлений;

4. проведение санитарно-гигиенической обработки;

5. оказание первой доврачебной мед. помощи при некоторых состояниях (лихорадка, обморок, боли в области сердца, рвота и т.д.);

6. специальный уход (по отношению к больным определённой группы) например, помощь терапевту при плевральной или абдоминальной пункции, помощь урологу при катетеризации и промывании мочевого пузыря.

Существует выражение, ставшее уже крылатым и полностью отражающее ролевые функции медицинских работников в лечебном процессе. Врач лечит, а медсестра выхаживает. Плохой уход, небрежное отношение к своим обязанностям могут не только задержать выздоровление больного, но и усугубить его тяжелое состояние.

Для понимания профессиональной деятельности медицинской сестры, следует знать об основных аспектах модели изучения сестринского дела:

1. пациент; 2. сестринское дело; 3. окружающая среда; 4. здоровье.

В настоящее время появилась реальная возможность использования накопленного мирового опыта в области сестринского дела.

В мировой сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Эти модели базируются на оценке основных жизненных потребностей человека, которых в разных моделях насчитывается до 10 и более. Во всех предложенных сестрам моделях к жизненным потребностям человека относятся физиологические, психологические и социальные потребности.

Так, в рамках Европейского региона ВОЗ сестрам рекомендуется использовать модель Вирджинии Хендерсон, основанную на учете физиологических, психологических и социальных потребностей, оцениваемых медицинскими сестрами. Вирджиния Хендерсон окончила Училище армии, в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1921 году. Она имела степень магистра в области сестринского образования. Ею была подготовлена и опубликована работа «Принципы и практика нуждающихся в уходе». Вот, одна из известных цитат из книги Вирджинии Хендерсон – «Virginia Henderson defined nursing as "assisting individuals to gain independence in relation to the performance of activities contributing to health or its recovery" (Henderson, 1966, p. 15). Медсестра это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенности молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить».

Виды повседневной деятельности (по Хендерсон):

1. нормальное дыхание;

2. адекватная вода и питьё;

3. нормальные отправления организма;

4. движение и различные позы;

5. сон и отдых;

6. выбор соответствующей одежды, одевание и раздевание;

7. поддержание температуры тела на нормальном уровне путем подбора соответствующей одежды;

8. содержание тела в чистоте и уходе, забота о внешности;

9. способность избегать воздействия опасных факторов окружающей среды и не навредить другим;

10. общение с другими, выражение эмоций, нужд, страха, мнения;

11. сохранение соответствующих религиозных мнений;

12. работа, приносящая результаты;

13. игра или участие в других формах отдыха;

14. познание, открытие или удовлетворение любопытства, ведущие к нормальному развитию и здоровью, использование имеющихся средств для укрепления здоровья.

 

Этапы сестринского процесса, их содержание и взаимосвязь.

Сестринский процесс состоит из ряда последовательных этапов:

I этап – процесс оценки ситуации методом сестринского обследования, который состоит из:

- сбора необходимой информации о пациенте, субъективных, объективных данных;

- оценки психосоциальной ситуации, в которой находится пациент;

- определение факторов риска, данных об окружающей среде, влияющих на состояние здоровья;

- анализа собранной информации с целью определения потребностей пациента в уходе.

Потребность – осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, который он испытывает на протяжении всей своей жизни.

Основные потребности человека по А.Маслоу.

 

1.дышать; 2.есть; 3.пить; 4.выделять; 5.спать, отдыхать; 6.быть чистым; 7.одеваться, раздеваться; 8.поддерживать температуру тела; 9.быть здоровым; 10.избегать опасности; 11.двигаться; 12.общаться; 13.иметь жизненные ценности материальные и духовные; 14.играть, учиться, работать.

 

II этап – сестринское диагностирование или определение проблем пациента в уходе – включает в себя:

- определение настоящих (явных) и потенциальных (скрытых) проблем пациента и его потребности в уходе;

- разработку первоочередных задач ухода, определение приоритетных проблем (сестринских диагнозов), требующих немедленного решения;

- обсуждение и решение с пациентом, где это возможно, его выявленных проблем, неудовлетворенных потребностей и намеченных приоритетов.

III этап – планирование необходимой помощи:

- постановку целей (краткосрочных, долгосрочных);

- определение вместе с пациентом желаемых результатов ухода;

- определение типов сестринского вмешательства (зависимых, взаимозависимых, независимых);

- планирование сестринских вмешательств с использованием:

- оказания доврачебной помощи;

- выполнения врачебных назначений;

- создания комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его основных потребностей;

- оказание психологической поддержки и помощи пациенту и его семье;

- выполнение технических манипуляций, процедур;

- осуществление мероприятий по профилактике осложнений и укреплению здоровья;

- организации обучения проведения бесед и консультирования пациента и членов его семьи.

Обсуждение с пациентом плана ухода и знакомство с планом ухода тех, кто осуществляет сестринский уход.

IV этап – реализация плана ухода. Требует координации сестринских услуг в соответствии с согласованным планом.

 

V этап – итоговая оценка сестринского ухода, включает:

- сравнение достигнутого результата с запланированной целью;

- оценку эффективности запланированного вмешательства;

- дальнейшую оценку и планирование, если желаемые результаты не достигнуты;

- критический анализ всех этапов сестринского процесса и внесение необходимых поправок.

Роль координатора должна выполнять опытная, высококвалифицированная медсестра. Сестринский процесс документируется в сестринской истории или карте сестринского наблюдения и ухода. Важно установить эффективное общение с пациентом и привлекать его к сотрудничеству.

Глава 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...