Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Прокурорский и административный надзоры, как способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. (4 часа)




План

1. занятие – 1-5 вопросы + 1-5 задачи

2. занятие – 6-12 вопросы + 6-14 задачи

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Раскройте роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти.

2. Дайте понятие и охарактеризуйте основные задачи прокурорского надзора.

3. Охарактеризуйте систему органов прокуратуры в РФ.

4. Раскройте основные полномочия Генерального прокурора РФ при осуществлении управления прокуратурой.

5. Раскройте содержание принципов прокурорского надзора.

6. Каким образом соотносятся прокурорский и административный надзоры?

7. Значение актов реагирования для целей восстановления законности и правопорядка. Приведите современные правоприменительные примеры.

8. Перечислите основные направления административно-надзорной деятельности органов внутренних дел.

9. Роль прокурорского надзора в обеспечении трудовых прав граждан.

10. Понятие и виды прокурорских проверок.

11. Стадии прокурорской проверки и сроки.

12. Понятие и задачи методики прокурорского надзора.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ

1. Эволюция органов прокуратуры и прокурорского надзора в истории России (основные этапы развития и становления).

2. Система органов прокуратуры США и РФ: сравнительно-правовая характеристика.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ

№1.

Задержанный за нарушение общественного порядка гражданин С. в дежурной части ОМВД отказался сообщить сведения о себе и давать какие-либо объяснения по факту правонарушения. Объяснив свое поведение конституцион­ным правом пользоваться услугами адвоката с момента воз­буждения дела об административном правонарушении, С. просил предоставить ему адвоката. Как должны поступить сотрудники полиции в этой ситуации?

Как современное законодательство об административ­ных правонарушениях регламентирует участие адвоката и представителя потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении? Какие правовые и организационные проблемы могут при этом иметь место в правоохранительной практике?

Охарактеризуйте действующий порядок обжалования и опротестования постановления по делу об администра­тивном правонарушении. Какова компетенция прокуро­ров различного уровня по опротестованию вступивших и не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях?

№2.

Соседи по квартире, находясь в неприязненных отноше­ниях с поднадзорным П., написали заявление в ОМВД о том, что П. несколько дней не ночевал дома. Участковый уполномоченный полиции на основании заявления составил про­токол о нарушении П. ст. 19.24 КРФобАП и вместе с заявлением направил его в районный суд.

Правомерны ли действия участкового уполномоченного полиции? Каким судам подведомственны подобные правонарушения?

№3.

Находящийся под административным надзором А., ранее совершивший особо тяжкие преступления, был замечен участ­ковым уполномоченным в компании ранее судимых К. и В.

А. был вызван в ОМВД, где от него потребовали объяс­нения об обстоятельствах встречи с ранее судимыми К. и В, и о содержании их разговора. Поднадзорный дать объясне­ние отказался, мотивируя тем, что это его право выбирать, с кем общаться, и такого ограничения нигде нет.

Можно ли считать, что такое объяснение основано на законе? Как должны поступить сотрудники полиции?

№4.

Сотрудник полиции С. приказом начальника ОМВД был освобожден от занимаемой должности за грубые наруше­ния дисциплины. В течение двух месяцев С. был отстранен от исполнения обязанностей по прежней должности, но на другую должность не назначен. За это время ему не выпла­чивалось денежное содержание. По истечении двух меся­цев после издания приказа С. обратился к вышестоящему начальнику с рапортом о переводе его в другой орган вну­тренних дел и выплате денежного содержания за два месяца, так как он не был уволен из органов внутренних дел. В слу­чае неудовлетворения рапорта С. собирался обратиться в суд за защитой своих прав.

Правомерны ли требования С.? Как должен поступить вышестоящий руководитель органа внутренних дел? Обо­снуйте ответ.

№5.

Прокурор Саратовской областной природоохранной прокуратуры в порядке надзора за соблюдением законо­дательства в области охраны природы внес представление директору химического предприятия в г. Саратове об усо­вершенствовании системы очистки и фильтрации воздуха и прекращении выброса в окружающую среду уксусного ангидрида.

Директор направил ответ прокурору, в котором сообщал, что усовершенствовать систему не представляется возмож­ным в связи с отсутствием финансирования. Через месяц директор химкомбината был вызван к прокурору для объ­яснения по вопросу выброса вредных веществ в окружаю­щую среду, изложенному в жалобе жителей микрорайона, находящегося в непосредственной близости к предпри­ятию. Однако директор к прокурору не явился. В беседе по телефону с прокурором он объяснил свою позицию тем, что прокурор природоохранной прокуратуры не уполномо­чен вносить представления по фактам нарушений, причи­ной которых является недофинансирование предприятий, и вины предприятия, и тем более директора, в этом нет.

Правомочен ли прокурор природоохранной прокуратуры по условию задачи осуществлять подобные контрольно-над­зорные функции?

Какие меры могут быть приняты прокурором в данной ситуации? Ответ аргументируйте ссылками на нормативные правовые акты.

№6.

Военнослужащие К. и П. за ущерб, причиненный при исполнении служебных обязанностей, были привле­чены к материальной ответственности командиром воинской части. При этом с каждого из них были удержаны по одному окладу месячного денежного содержания и месячная над­бавка за выслугу лет. Гарнизонный военный суд по жало­бам К. и П. приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ положений законодательства, в соответствии с которым был издан приказ командира части. Изложите свое мнение по этому вопросу.

№7.

Глава городского органа местного самоуправления предписал прокурору города провести совместно с департаментом ЖКХ проверку финансовой деятельности муниципального унитарного предприятия «Водоканал» и материалы проверки представить в администрацию. Соответствует ли такое предписание действующему законодательству?

Районный прокурор опротестовал приказ руководителя департамента органа местного самоуправления. Данный протест был отклонен — и, по мнению прокурора, необо­снованно. Какие меры в данном случае могут быть приняты прокурором?

№8.

Глава администрации одного из городов Саратовской области издал распоряжение, в соответствии с которым все граждане, обращающиеся в миграционную службу по поводу оформления и выдачи загранпаспортов, обязаны предостав­лять вместе с необходимыми документами сведения о флю­орографическом обследовании. Распоряжение было мотиви­ровано сложной ситуацией, связанной с распространением туберкулеза.

Законно ли распоряжение главы администрации?

Какой орган и в каком порядке должен осуществлять над­зор за законностью актов органов местного самоуправления? Обоснуйте ответ.

№9.

Майор К., уволенный с военной службы по достиже­нии предельного срока службы, обратился в городской суд с жалобой, в которой указал, что ему в нарушение законо­дательства о пенсионном обеспечении военнослужащих, уволенных с военной службы, не выплачивается процентная надбавка за соответствующий уровень полученной квали­фикации (классность). Судья Ж. в принятии жалобы к рас­смотрению отказала, мотивировав свое решение тем, что К. является военнослужащим запаса и вправе обращаться с жалобами в военный суд.

Законно ли решение судьи? Дела о каких административ­ных правонарушениях рассматриваются военными судами?

№10.

Назовите и охарактеризуйте правовые основания, условия и порядок вынесения и рассмотрения частных определе­ний суда как своеобразных и специфических форм судебного контроля за соблюдением законности и дисциплины в сфере реализации своих полномочий субъектами исполнительной части.

№11.

В краевой суд нередко поступают письма-жалобы граждан на беззаконие, бюрократизм, отсутствие порядка в деятельности работников домоуправлений и жилищно-коммунальных контор и других органов без предъявления конкретных требований. Может ли суд отправлять письма-жалобы граждан в конкретные организации и органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит рассмотрение затрагиваемых в них вопросов?

№12.

Может ли прокурор города, района или Генеральный прокурор РФ опротестовать незаконный акт органа исполнительной власти субъекта РФ или использовать какую-либо другую форму прокурорского реагирования?

№13.

Прокурор города опротестовал незаконное решение городской администрации и направил протест главе город­ской администрации, но протест был необоснованно, по мне­нию прокурора, отклонен. Каковы могут быть дальнейшие действия прокурора?

№14.

Президент РФ своим указом объявил выговор губерна­тору области за неудовлетворительную работу по обеспе­чению законности при проведении выборов мэра города. Может ли губернатор пожаловаться прокурору на незакон­ность решения Президента РФ, а прокурор соответственно опротестовать его?

№15.

Областная дума приняла постановление, которым не реко­мендовала изучать в школах области историю по учебнику К. для 9-го класса, рекомендованному школам для использова­ния Минобрнауки России. Не противоречит ли это постанов­ление некоторым нормам Конституции РФ и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»? Если да, то кто и с использова­нием каких конкретно организационно-правовых средств может восстановить нарушенную законность?

№16.

Международная конфедерация общества потребителей обратилась в суд с заявлением о признании недействитель­ными постановления Правительства Москвы от 13 июня 1995 г. № 498 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию службы эвакуации автотранспорта в г. Москве» и распоряжения мэра Москвы от 2 декабря 1996 г. № 549/1-РМ «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 13 июня 1995 г. № 498», ссылаясь на то, что указанными нормативными актами предусмотрены случаи, не закрепленные в законо­дательстве РФ об административных правонарушениях и потому незаконно ограничивающие права граждан (вла­дельцев транспортных средств) свободно использовать свою собственность, а также устанавливаются незаконные пла­тежи за возврат автомобилей со штрафных стоянок.

Прокомментируйте ситуацию с точки зрения действующего законодательства. Какую позицию в данной сфере отношений занимает КРФобАП?

Библиографический список

Основная литература

1. Агапов А.Б. Административное право: учебник для бакалавров. – 7-е издание, перераб. И доп.- М.: Юрайт, 2011.- 820 с.. – Бакалавр.- гриф МО «Рекомендовано».

2. Алехин, А. П. Административное право России [Текст]: учебник для юридических вузов и факультетов / А. П. Алехин, А. А Кармолицкий; под ред. А.П. Алехина. – 6-е изд. – М.: ИКД Зерцало-М, 2009. – 608 с.

3. Попов, Л. Л. Административное право России [Текст]: учебник / Л. Л. Попов, Ю. И. Мигачев, С. Т. Тихомиров; отв. ред. Л. Л. Попов. – 2-е изд. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 688 с.

 

Дополнительная литература

  1. Агапов, А.Б. Административная ответственность [Текст]: учебник / А.Б. Агапов. – М., 2011. – 400 с.
  2. Бахрах, Д.Н. Административное право [Текст]: учебник / Д.Н. Бахрах. – М., 2013. – 528 с.

Нормативные акты

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]:[принята 12 декабря 1993 г.]// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  2. Российская Федерация. Законы. О Правительстве. Федеральный конституционный закон [Текст]:[принят 17 декабря 1997 г.]// Российская газета. – 1997. – 22 декабря.
  3. Российская Федерация. Законы. О Судебной системе. Федеральный конституционный закон [Текст]:[принят 31 декабря 1996 г.]// Российская газета. – 1997. – 3 января.
  4. Российская Федерация. Законы. О Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон [Текст]:[принят 21 июля 1994 г.]// Российская газета. – 1994. – 25 июля.
  5. Российская Федерация. Законы. Кодекс об Административных Правонарушениях [Текст]:[принят 30 декабря 2001 г.]// Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
  6. Российская Федерация. Законы. О прокуратуре [Текст]:[принят 17 января 1992 г.]// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. N 8, ст. 366

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...