Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные задачи для разбора на занятии.




Методические указания для студентов 1 курса

Специальности «Лечебное дело»

к практическому занятию

по дисциплине «Экономика»

 

Тема: «Основные этапы развития экономической теории».

Цель занятия: уяснить причины возникновения экономической науки. Объяснить изменение предмета экономической теории на разных этапах развития человеческой цивилизации.

Задачи: рассмотреть возникновение и развитие экономической теории, обучить методу «синквейн», изучить наиболее известных экономистов.

Студент должен знать:

1) до изучения темы: школу меркантилистов, школу физиократов, английскую классическую политэкономию, марксистскую политэкономию, вульгарную политическую экономию, ее основные течения и школы. Основные черты современной экономической науки;

2) после изучения темы: основных представителей разных школ, их вклад в разработку основных категорий и принципов экономического анализа.

Студент должен уметь: разбираться в причинах возникновения экономических знаний, основных факторах развития экономического образа мышления, периодизации процесса формирования экономической теории.

Студент должен владеть: методами анализа конкретных экономических ситуаций, навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий.

Содержание занятия:

Вводный контроль.

Перечень контрольных вопросов:

1. Какая фундаментальная экономическая проблема лежит в основе предмета экономической теории?

2. В чем состоит различие между микроэкономикой и макроэкономикой?

3. Какие признаки характеризуют экономическое благо?

4. Взаимодействие каких институтов исследует экономика?

5. В чем заключается сущность методов используемых для познания экономических явлений и процессов?

Беседа по теме занятия.

Перечень вопросов для собеседования:

1. Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления?

2. Почему политическая экономия как научная система зародилась только в эпоху становления капитализма?

3. В чем состояла заслуга меркантилистов как исторически первой школы экономического анализа?

4. Сформулируйте основные положения теорииклассической политэкономии.

5. В чем заслуга Дж. М. Кейнса в развитии экономической науки?

Практическая работа.

1) Выполнить практическую работу №1: «Основные этапы развития экономической теории».

2) Цель работы:уяснить причины возникновения экономической науки. Объяснить изменение предмета экономической теории на разных этапах развития человеческой цивилизации.

3) Методика проведения работы: самостоятельное изучение материала, работа в группах, выступления с докладами (используя метод резюмирования и обобщения информации – синквейн).

4) Результаты: таблицы, записи в тетрадях.

5) Выводы: подведение итогов по выполнению работы студентами.

Ситуационные задачи для разбора на занятии.

1) алгоритм решения:

№ строки Структура синквейна Пример
1 понятие заяц
2 признаки (2 существительных) уши, хвост
3 функции (3 глагола) прыгает, боится, прячется
4 роль (фраза – 4-5 слов) связующее звено в природе
5 синоним (слово, раскрывающее сущность понятия и место) животное

2) задания для самостоятельного разбора на занятии: изучить экономистов Дж.М. Кейнса, Д. Рикардо, Ж-Б. Сэя, А. Смит, А. Маршал.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Кудина М.В. Основы экономики: учебник: учебник.- М.: Форум - ИНФРА-М, 2008

Дополнительная литература:

1. Экономика здравоохранения: учебное пособие/ А.В. Решетникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. (www.studmedlib.ru - «Консультант Студента»).

2. Экономика [Электронный ресурс]: учебник/ Е.Ф. Борисов.- М.: КноРус, 2009.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт, 2005.

4. Сломан Дж. Экономикс / пер. с английского под ред. С.И. Лукина.- СПб: Питер, 2005.

5. CD-Rom: Экономика: электронный учебник/ Е.Ф. Борисов.- М.: КноРус, 2009.

Методические рекомендации подготовлены: преподавателем кафедры Худяковой Е.Л.______________

                                                                        ст. преподавателем Копытиной Ю.А. ____________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры от 27.06.2011 №6

Зав. кафедрой: _______________ Н.В. Козловских

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра экономики и управления

 

Методические указания для студентов 1 курса

Специальности «Лечебное дело»

к практическому занятию

по дисциплине «Экономика»

Тема: «Экономические системы и их основные типы».

Цель занятия: научиться различать основные типы экономических систем.

Задачи: рассмотреть структуру и закономерности развития экономических отношений, изучить способы производства и основные типы экономических систем.

Студент должен знать:

1. до изучения темы: проблемы, решаемые экономической теорией;

2. после изучения темы: основные типы экономических систем.

Студент должен уметь: определять тип экономической системы.

Студент должен владеть: методами анализа конкретных экономических ситуаций, навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий.

Содержание занятия:

Вводный контроль.

Перечень контрольных вопросов:

1. Какие проблемы решает экономическая теория?

2. По каким признакам классифицируют экономические системы?

Беседа по теме занятия.

Перечень вопросов для собеседования:

1. Охарактеризуйте основные типы экономических систем.

2. В чем отличие между смешанной и переходной экономикой?

Практическая работа.

1) Выполнить практическую работу №2: «Экономические системы и их основные типы».

2) Цель работы: научиться различать основные типы экономических систем.

3) Методика проведения работы: самостоятельное изучение материала, структурирование и обобщение, сравнительный анализ, обсуждение.

4) Результаты: записи в тетрадях, таблицы.

5) Выводы: подведение итогов по выполнению работы студентами.

Ситуационные задачи для разбора на занятии.

1) пример задачи: в деревне рабочий день летом длится с восхода до заката. Как встарь, каждое утро на рассвете хозяева выгоняют коров пастись…Определите тип экономической системы.

Алгоритм:

- выделяем главные признаки (черты) системы (натуральное хозяйство);

- на основании признаков и характерных черт, присущих той или иной системе, определяем тип экономической системы (традиционная система).

2) задачи для самостоятельного разбора на занятии: ниже приводятся высказывания, описывающие различные виды экономической деятельности. Классифицируйте их в зависимости от типа экономической системы, к которой они, на Ваш взгляд, относятся:

- очень сложно было найти квалифицированных рабочих. Хорошо обученных людей просто не хватало. Джон решил установить на своей фирме минимальную зарплату в пять долларов в час, что вдвое превышало средние расценки конкурентов.

- практика предоставления некоторым отраслям промышленности преимущественного права использовать дефицитное сырье привела к ускоренному экономическому росту.

- по распоряжению главы государства впредь до дальнейших указаний в стране были прекращены все виды банковских операций…

- люди, за которыми я наблюдал, питались только мясом тюленя и не делали никаких попыток охотиться на многочисленных оленей. Сначала я подумал, что существует какое-нибудь табу, запрещающее им убивать оленей. Они же сказали, что это не так. Просто они никогда не охотились на оленей на льду и не думали, что это возможно…

- держать цены под контролем было трудно. На Службу ценового управления, созданную для того, чтобы держать цены в узде, устанавливая потолок для огромного числа товаров повышенного спроса, легло тяжелое бремя…

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Кудина М.В. Основы экономики: учебник: учебник.- М.: Форум - ИНФРА-М, 2008

Дополнительная литература:

1. Экономика здравоохранения: учебное пособие/ А.В. Решетникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. (www.studmedlib.ru - «Консультант Студента»).

2. Экономика [Электронный ресурс]: учебник/ Е.Ф. Борисов.- М.: КноРус, 2009.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт, 2005.

4. Сломан Дж. Экономикс / пер. с английского под ред. С.И. Лукина.- СПб: Питер, 2005.

5. CD-Rom: Экономика: электронный учебник/ Е.Ф. Борисов.- М.: КноРус, 2009.

6. Экономическая теория: учебник для студентов/ под ред.В.Л. Камаева. – М.: Юрайт, 2006.

7. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. В.И. Кушлина.- М.: Изд-во РАГС, 2006.

 

Методические рекомендации подготовлены: преподавателем кафедры Худяковой Е.Л.______________

                                                                        ст. преподавателем Копытиной Ю.А. ____________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры от 27.06.2011 №6

Зав. кафедрой: _______________ Н.В. Козловских

 

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра экономики и управления

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...