Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для студентов 1 курса




Специальности «Лечебное дело»

к практическому занятию

по дисциплине «Экономика»

 

Тема: «Основные типы рыночных структур».

Цель занятия: научиться определять тип рыночной структуры.

Задачи: изучить основные типы рыночных структур; обучить определять тип рыночной структуры; рассмотреть основные закономерности ценообразования на этих рынках.

Студент должен знать:

1) до изучения темы: понятие рыночной структуры;

2) после изучения темы: основные типы рыночных структур и их отличительные особенности.

Студент должен уметь: определять тип рыночной структуры, используя вербальное описание и статистические данные; анализировать влияние факторов, определяющих структуру рынков; определять объем продаж и цену, максимизирующие прибыль.

Студент должен владеть: методами анализа конкретных экономических ситуаций; навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий.

Содержание занятия:

Вводный контроль.

Перечень контрольных вопросов:

1) Что такое рыночная структура?

2) Что лежит в основе классификации рыночных структур?

3) Какие типы рыночных структур вы знаете?

Беседа по теме занятия.

Перечень вопросов для собеседования:

1. Почему каждый из участников совершенной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на рынок?

2. Как конкурируют фирмы в условиях совершенной конкуренции, если все они выпускают однородную продукцию?

3. Может ли фирма иметь власть над рынком, не будучи чистым монополистом?

4. В силу каких причин на конкурентном рынке может возникнуть монополия?

5. Целесообразно ли, с Вашей точки зрения, проводить ликвидацию монополии на услуги газо- и теплоснабжения населения? Ответ аргументируйте.

Практическая работа.

1) Выполнить практическую работу №8: «Основные типы рыночных структур».

2) Цель работы: научиться определять тип рыночной структуры.

3) Методика проведения работы: самостоятельное выполнение заданий, обсуждение.

4) Результаты: записи в тетрадях, таблица.

5) Выводы: подведение итогов выполнения работы студентами.

Ситуационные задачи для разбора на занятии.

1) на основе изученного материала заполните таблицу:

Формы рыночных структур

Признаки Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Кол-во продавцов        
Вход в отрасль        
Продукт        

2) проведите анализ представленных утверждений и ответьте: какой тип рыночной структуры характерен для каждого утверждения?

А) небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами;

Б) большое количество фирм производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами;

В) однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами;

Г) определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами;

Д) в США 50 самых мощных компаний осуществляют 94% выпуска различных продуктов нефтепереработки.

3) в каком случае понятие «фирма» и «отрасль» совпадают, или являются синонимами? Приведите примеры.

4) решите задачу:

Олигополистическая фирма производит пылесосы. Ее MR = 500-8Q (предельный доход); TR = 450Q-16 (валовой доход фирмы TR=PxQ); MC = 50+2Q (предельные издержки). Сколько пылесосов будет производить фирма и какую цену она установит?

5) решите тестовые задания.

1. Что из перечисленного не относится к признакам совершенной конкуренции?

1) однородность продукции

2) отсутствие барьеров

3) высокая степень экономической власти предприятия

4) совершенная информация

2. Для какого из рынков наиболее характерна ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции?

1) для рынка легковых автомобилей

2) для рынка зерна

3) для рынка карандашей

4) для рынка услуг преподавателей

3. Что из нижеперечисленного не является условием совершенной конкуренции?

1) свобода выхода на рынок

2) свобода входа на рынок

3) большое число продавцов и покупателей

4) диверсификация производства

4. Что из перечисленного относится к признакам монополии?

1) уникальность продукта

2) закрытость отрасли для входа новых фирм

3) высокая степень экономической власти

4) все перечисленное

5. Какая из перечисленных компаний может служить примером естественной монополии?

1) «Нестле»

2) «Газпром»

3) «Дженерал Моторс»

4) «Лукойл»

6. Дифференциация продукта ¾ это

1) легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм

2) ситуация несовершенной конкуренции, когда одинаковые товары продаются разным покупателям по разной цене

3) действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм

4) изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара

7. Что из перечисленного относится к методам неценовой конкуренции?

1) улучшение качества продукции

2) реклама

3) стимулирование сбыта

4) все перечисленное

8. Что из перечисленного относится к чертам монополистической конкуренции?

1) однородность продукции

2) отсутствие барьеров для входа в отрасль

3) дифференциация продукции

4) совершенная информация

9. Что из перечисленного не относится к признакам олигополии?

1) небольшое число крупных фирм в отрасли

2) производство однородного или дифференциального продукта

3) отсутствие барьеров для входа в отрасль

4) эффект слияния

10. Какая из перечисленных отраслей не является олигополией?

1) машиностроение

2) авиастроение

3) сельское хозяйство

4) нефтяная промышленность

11. Какой из перечисленных критериев размера предприятия является наилучшим показателем рыночной власти?

1) доля объема продаж предприятия в общем объеме производства в отрасли

2) величина финансовых активов предприятия

3) получаемый чистый доход

4) численность работающих

12. Что производится в условиях олигополии?

1) однородный и дифференцированный продукт

2) однородный продукт

3) дифференцированный продукт

13. Что является отличительной особенностью олигополии?

1) низкая степень экономической власти фирмы

2) независимость фирм друг от друга

3) отсутствие конкуренции

4) взаимозависимость друг от друга

6) А) Как руководитель крупной компании, занимающей монопольное положение в области производства прохладительных напитков, приведите доводы против принятия антимонопольного законодательства.

Б) Как глава комиссии по антимонопольному регулированию приведите доводы в пользу принятия антимонопольного законодательства.

 

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Кудина М.В. Основы экономики: учебник: учебник.- М.: Форум - ИНФРА-М, 2008

Дополнительная литература:

1. Экономика здравоохранения: учебное пособие/ А.В. Решетникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. (www.studmedlib.ru - «Консультант Студента»).

2. Экономика [Электронный ресурс]: учебник/ Е.Ф. Борисов.- М.: КноРус, 2009.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. – М.: Юрайт, 2005.

4. Сломан Дж. Экономикс / пер. с английского под ред. С.И. Лукина.- СПб: Питер, 2005.

5. CD-Rom: Экономика: электронный учебник/ Е.Ф. Борисов.- М.: КноРус, 2009.

6. Экономическая теория: учебник для студентов/ под ред.В.Л. Камаева. – М.: Юрайт, 2006.

7. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. В.И. Кушлина.- М.: Изд-во РАГС, 2006.

8. Журнал «Экономическое обозрение - Высшая школа» (http://www.review.uz).

9. Электронный научный журнал «Региональная экономика и управление»(http://www.region.mcnip.ru).

10. http://www.minfin.ru – сайт Министерства финансов Российской Федерации.

11. http://www.cbr.ru – сайт Банка России.

12. http://kirovstat.kirov.ru – сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.

Методические рекомендации подготовлены: преподавателем кафедры Худяковой Е.Л.______________

                                                                        ст. преподавателем Копытиной Ю.А. ____________

Методические указания утверждены на заседании кафедры от 27.06.2011 №6

Зав. кафедрой: _______________ Н.В. Козловских


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра экономики и управления

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...