Тема 1. Предмет и задачи культурологии
Стр 1 из 9Следующая ⇒ Тема 1. Предмет и задачи культурологии 1. К какому этимологическому значению термина «культура» вы отнесетесь предпочтительнее и почему? a. культура – от лат. culture, что означает «возделывание; обработка земли; воспитание человека»; b. культура – oт слова «культ» – религиозный ритуал, обряд
Культура (лат. cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. Под термином «культура» понимаю области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний).
2. Достаточным ли является следующее определение: «Культура – это вторая природа»? Что в нем требует уточнения?
Культура – это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. 3. Сравните два определения: «Общество – это обособившаяся часть природы, характеризующая жизнь людей производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ, ценностей, функционированием социальных отношений и институтов, нормами и принципами». «Культура – это способ и содержание жизни людей, которые отличают их от жизни растений и животных производством, распределением и потреблением материальных и духовных благ (ценностей), системой общественных отношений и институтов, нормами и принципами». Как соотносятся понятия «общество» и «культура»?
Нет общества без культуры, а культуры без общества. Социальное и культурное противопоставляется природному. Поведение общества является функцией его культуры.
4. Прокомментируйте следующее положение: «В обычном употреблении слово «цивилизация» означает то же, что и немецкое «Kultur», а именно достижение высокого уровня развития и высоких моральных принципов» (Швейцер А. Об этических основаниях цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. – М., 1999. – С. 86). Что означает понятие «высокие моральные принципы»?
Показателем высоких моральных принципов является свобода противостояния человека воздействию на него внешних, поверхностных, модных событий повседневной жизни. Способность сдерживать себя характеризует высокие моральные принципы человека гораздо больше, чем способность совершить какое- то действие. Умение сдержать себя — это умение удержать себя в направлении к цели.
5. Можно ли определить объект и предмет культурологии на основании суждения: «Культурология – это совокупность всех наук, изучающих культуру»? Сравните приведенное суждение с другим: «Культурология – наука, изучающая культуру, способы и формы ее проявления». Какое из двух определений более точно отражает предмет культурологи как самостоятельной науки?
Культурология - это наука, изучающая культуру. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания. Поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется один, единый, объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта. Это предопределяет то обстоятельство, что культурология имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга, утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии.
Тестовые задания 6. Что означает древнегреческий термин «пайдейя»? Подберите три наиболее характерных признака: 1) воспитание; 5) образованность; 2) просвещение; 6) письменность; 3) нравственность; 7) мудрость; 4) образование; 8) религиозность.
Первая часть слова от «паис» – мальчик. Вторая часть слова – «дейя» – от широко распространенного индоевропейского слова делать, действовать: пайдейя – делание мальчиков Тема 2. Генезис культуры 1. Прокомментируйте понимание «осевого времени» возникновения культуры: Ось мировой истории «... следует искать там, где возникли предпосылки, позволяющие человеку стать таким, каков он есть... Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э... Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 32, 37. ) Осевое время (нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые до осевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование.
Тестовые задания 2. «Одиссею» написал: 1) Софокл; 3) Эсхил; 2) Гомер; 4) Гесиод. 3. Пользуясь «ключом»: культура там, где есть свидетельства культуры, определите, к какому периоду первобытной эпохи человечества (в каменном веке) относится так называемая мустверская культура?
1) палеолиту (древний каменный век), 2) мезолиту (средний каменный век), 3) неолиту (новый каменный век). 4. Назовите два наиболее точных признака. Магия как первооснова духовной культуры верхнего палеолита – это 1) гадание; 4) чародейство; 2) демоническое действие; 5) колдовство; 3) религиозный культ; 6) волшебство. 5. Найдите один признак: тотемизм – это 1) почитание умерших; 2) почитание сил природы; 3) охотничий культ древних людей; 4) земледельческий культ древних людей; 5) запрет на истребление видов растений и животных; 6) ритуал образа жизни древних обществ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|