Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические: естественные науки и общественные науки.




  Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Индуизм – религия сосредоточенная в основном на Индийском субконтиненте.

 

6. Составьте логические цепочки:

Ф. Бэкон Философ-эмпирик «Знание – сила»
И. Ньютон Философ-рационалист «Гипотез не измышляю! »
Р. Декарт Естествоиспытатель «Мыслю, следовательно, существую»
Дж. Беркли Священник «Трактат о началах человеческого знания»
Т. Мор Социалист-утопист «Утопия»

7. Определите основания классификации наук и объедините перечисленные науки в две группы:


1. естественные науки;

2. прикладные науки;

3. общественные науки;

4. фундаментальные науки;

5. технические науки.


Теоретические: естественные науки и общественные науки.

Практические: прикладные науки, фундаментальные науки и технические науки.

 

8. Определите четыре признака религии:


1. вера в сверхъестественное и почитание его;

2. религиозные мифы;

3. символы веры;

4. строительство храмов;

5. религиозный культ;

6. наличие религиозных книг;

7. сострадание к людям;

8. верующие;

9. ожидание от сверхъестественного поддержки или наказания.


 

9. Выберите четыре положения.

Наука осуществляет вклад в культуру общества своим содержанием, осуществляя:


1. получение и систематизацию теоретических знаний;

2. воздействие на политику государства;

3. влияние на искусство;

4. подготовку научных кадров;

5. разработку и внедрение новых технологий

6. объяснение сущности человека;

7. научные дискуссии;

8. внедрение научных знаний в практическую деятельность


Тема 4. Культура и цивилизация

1. Сравните определения цивилизации и соотнесите их с пониманием культуры:

  1. цивилизация – это совокупность способов бытия и способов деятельности группы людей, выражающихся в материальной жизни, в интеллектуальной жизни, в моральной жизни, в политической и социальной организации рассматриваемой группы;
  2. каждая цивилизация определяется совокупностью идей и политической жизни, производительными силами и общественными отношениями, всеми проявлениями религиозной, интеллектуальной и художественной деятельности (см.: Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. – С. 13).

  

    В социальной сфере всем цивилизациям присущи: 1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда. 2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом. 3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг. 4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Формирование цивилизации сопровождается радикальным преобразованием этических систем, что приводит к всесторонним изменениям в социальных отношениях.

 

2. О каком понимании культуры и цивилизации идет речь в приведенном отрывке? Согласны ли вы с логическим построением (логической культурой) данного суждения?

«Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» (Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1978. – С. 18).

 

Явления культуры у различных человеческих обществ представляют предмет, удобный для изучения законов человеческой мысли и деятельности. С одной стороны, однообразие, так широко проявляющееся в цивилизации, в значительной мере может быть приписано однообразному действию однообразных причин. С другой стороны, различные ступени культуры могут считаться стадиями постепенного развития, из которых каждая является продуктом прошлого и в свою очередь играет известную роль в формировании будущего.

3.     Л. И. Мечников обосновывал три стадии мировой социально-культурной эволюции:

  1. низший период: преобладание подневольных союзов, основанных на принуждении и устрашении;
  2. переходный период: преобладание подчиненных союзов, объединенных на основе социальной дифференциации;
  3. высший период: преобладание свободных союзов и групп, возникающих на основе свободного договора и общности интересов людей. Каким историческим эпохам и культурам они соответствуют. (см.: Мечников Л. И. Цивилизации и великие исторические реки. – М., 1995. – С. 258).

 

    Мечников выделял три основные эпохи (цивилизации) мировой истории: речную (люди расселялись по берегам рек, солидарность была принудительной), морскую (выход к морям, развитие торговли, добровольная солидарность) и океаническую, или всемирную.

4. Найдите наиболее существенные культурологические признаки русской усадьбы как особой формы отечественной бытовой культуры:


    • архитектура:
    • провиантские склады;
    • земельная территория;
    • родовые архивы;
    • экономика;
    • библиотеки;
    • обслуживающий персонал;
    • подъездные пути;
    • паркостроение;
    • галереи;
    • интерьер;
    • контакты с соседями.

(см.: Мир русской усадьбы. – М., 1996).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...