Школа,
направление, концепция
| Исследователь
| Факторы, влияющие на возникновение и развитие культуры
| Выделяемые типы культур
|
Немецкая классическая идеалистическая философия
| Г. Гегель (1770-1831)
| культура есть реализация мирового разума или мирового духа.
| Мировая культура
|
Марксистская
| К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. Ленин (1870-1924)
| В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией
| Социализм
Коммунизм
|
Психоаналитичес-кая
| З. Фрейд (1856-1939)
| в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечеством (филогенез, родовое развитие - происхождение)
| Психология человека.
Оно
Я
Сверх-Я
|
К. Юнг (1875-1961)
| создал учение о «коллективном бессознательном» человечества, которое является своего рода хранилищем опыта всех поколений людей. Это родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия
| Архетип
|
Общественно-историческая
| Н. Данилевский (1822-1885)
| наличие у племени или наро-да близкого по фонетической основе языка. Политическая независимость. Выработка каждым культурно-историче-ским типом только ему при-сущих черт, не передаваемых по наследству и не воспри-нимаемых " в полной мере" другими цивилизациями. Разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип. Процесс развития культурно-исторических типов подобен " тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу"
| 1. египетский
2. китайский
3. ассирийско-вавилонофиникий-ский или древносимитский
4. индийский
5. иранский
6. еврейский
7. греческий
8. римский
9. новосимитский или аравийский
10. германо-романский или европейский
|
О. Шпенглер (1880-1936)
| наличие кризисов - закон всемирной истории
| мифо-символическая ранняя культура;
метафизикорелиги-озная высокая куль-тура; поздняя цивилизационная структура.
|
А. Тойнби (1889-1975)
| цивилизаций есть посто-янный процесс " вызовов-и- ответов". В случае, если цивилизация не находит адекватного ответа вызову, она обречена на гибель (как, впрочем, и в случае отсутствия вызова)
| Цивилизации
|
Социологическая
| М. Вебер (1864-1926)
| решение проблемы взаимодействия социально-политических, экономических и идеологических и, прежде всего, религиозных, факторов.
| идеальный тип
|
П. Сорокин (1899-1968)
| Сорокин анализирует историческую действительность как целостное единство различных культурных систем
| три суперсистемы: идеациональная и чувственная и идеалистическая культуры
|
Типологическая
| Ф. Ницше (1844-1900)
| понятие «жизнь», основу которой образует воля
| элитарная концепция культуры. сверхчеловек
|
Н. Бердяев (1874-1948)
| Бердяев отстаивает достоинство человека как творца культуры.
| мыслит в русле христианской традиции
|
К. Ясперс (1883-1969)
| единое происхождение человечества и единую историю культуры.
| Прометеевская эпоха. Эпоха великих культур древности. Осевое время. Эпоха развития техники
|
Структуралисти-ческая
|
К. Леви-Стросс (р. 1908)
|
С точки зрения структурализма, все культурные системы - язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т. д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы
|
первобытные и современные культуры
|
Игровая
| Й. Хёйзинга (1872-1945)
| человеческая культура возникает и развертывается в игре как игра
| культура Ренессанса
(эпоха Возрождения)
|
Экзистенциальная
| Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955)
| Являлся беспощадным критиком массовой культуры
| «живая» культура
|
Этическая
| А. Швейцер (1875-1965)
| характеризует современную западную культуру, как культуру, в которой исчезли этические нормы, а гуманизм заменен принципом техни-ческой целесообразности и материальной эффективности
| делит культуры на этические и неэтические (последние, как антигуманные, не могут претендовать на то, чтобы считаться культурами)
|