Тема 8. История российской цивилизации и культуры
Тема 8. История российской цивилизации и культуры 1. Назовите признаки цивилизации в данном ее определении: «Цивилизация есть «социокультурная общность, формируемая на основе универсальных, т. е. сверхлокальных ценностей, получающих отражение в мировых религиях, которые составляют целостные системы социокультурной регуляции, включая подсистемы морали, права, искусства, философии и т. д. » (Ерасов Б. С. Цивилизации. Универсальность и самобытность. – М., 2002. – С. 33). Применимо ли данное определение к российской цивилизации? Применимо. 2. Как соотносится приведенное рассуждение с характеристикой русской цивилизации периода ее становления? «С татаро-монгольским игом не идет в сравнение никакое другое явление в европейской истории. Оно тяготело над русскими почти два с половиной века (1238–1480), и тем не менее ни в государственном плане, ни в духовном они не погибли, хотя это и нанесло их душе глубокий ущерб, не преодоленный по сей день» (Шубарт В. Европа и душа Востока. – М., 2000. – С. 62–63).
3. Используйте характеристику возникновения русской цивилизации к периоду ее зарождения. «... Российская цивилизация зарождалась как гетерогенная общность, образуемая из трех хозяйственных регионов: земледельческого, скотоводческого и промыслового; трех типов образа жизни: оседлого, кочевого и бродячего; на пересечении нескольких религиозных потоков и в смещении этнических субстратов. Более 150 племен населяло территорию, на которой образовалось впоследствии русское государство». (Моисеева Л. А. История цивилизаций. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 336).
4. Можно ли назвать данное суждение признаком русской цивилизации?
«Мы, православные, ближе к тем, кто слабее, к мировым изгоям и неудачникам, чем к сильным и процветающим. Но это – не столько предопределенность нашей истории и географии, сколько наш выбор» (Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М., 2002. – С. 489). Соглашусь, потому что в истории Россия старалась помогать соседним странам, хоть и в своих интересах. 5. Прокомментируйте сравнение европейской и российской цивилизации на основе данного рассуждения: «Сегодня, как никогда, необходимо изучение отечественной истории. Знание прошлого помогает нам понять настоящее и приоткрывает завесу будущего. А прошлое таково, что если на Западе издавна приоритет отдается индивидууму и индивидуальности, то в России ее историческими судьбами определялась приверженность к «соборности», «коллективности», «товариществу». (Георгиева Т. С. История русской культуры. – М., 1998. – С. 523). Историю своего государства необходимо знать. Тема 9. Культура, субкультура, контркультура. Понятие массовой и элитарной культуры
1. Дайте определения понятиям: Массовая культура – культура, распространенная, т. е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п. элитарная культура – высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, которая создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. контркультура – это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. субкультура – термин, обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
кич – термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве. (нем. Kitsch — халтура, безвкусица, «дешевка»). граффити – изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков. кинетическое искусство – направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. (греч. kinetikos — движение, приводящий в движение). минимализм – художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. (minimal art — англ.: минимальное искусство). хай-тек – течение в архитектуре авангарда и футурологического проектирования середины и второй половины XX в. Демонстрирует возможности применения новых материалов — полированной стали, цветных пластмасс, синтетических " композитов" — и новейших технологий строительства и обработки материалов. (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии).
маргинальное искусство – искусство, вынесенное на обочину жизни, по содержанию и форме далекое от актуальных идей, художественных направлений, течений и стилей, определяющих " стиль эпохи". Поэтому маргинальным называют прежде всего дилетантское творчество любителей, не имеющих специального образования. маркетинг – процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли. (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке). коллаж – техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т. д. ) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. (фр. collage – приклеивание, наклейка). деколлаж – один из технических приемов, введенных новейшим авангардизмом. отрывание наклеенной бумаги противоположно коллажу. (фр decollage — отклейка) вестернизация - это распространение западных ценностей по всему миру. (англ. western – западный). девиантная эстетика – поведение, нарушающее социальные нормы определенного общества. Выражается в поступках, поведении (действиях или бездействии) как отдельных индивидов, так и социальных групп, отступающих от установленных законодательно или сложившихся в конкретном социуме общепринятых норм, правил, принципов, образцов, обычаев, традиций. (от лат. deviatio - отклонение).
2, Когда и в связи с какими культурно-историческими процессами возникло понятие “массовая культура”?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|