«Культуры керамики импрессо» можно отнести к одному из типов культур - хозяйственный уклад, но не выделять как отдельный тип культуры.
«Культуры керамики импрессо» можно отнести к одному из типов культур - хозяйственный уклад, но не выделять как отдельный тип культуры. 4. Строгим ли в теоретико-методологическом плане является деление мировой культуры в следующем суждении? Обоснуйте ответ. «... Я обычно мыслю в категориях больших культурных миров: христианский мир, мир ислама, индуистско-буддийский мир Южной Азии и дальневосточный мир, который характеризуется присутствием конфуцианства и буддизма». (Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры. Альманах. Т. 1. – М., 1995. – С. 445). Каждый из этих миров (христианский, ислам и т. д. ) подразумевает свой тип культуры. Тестовые задания 5. Кто разработал понятие «культурный архетип»? 1. И. Гердер. 2. А. Фергюссон. 3. К. Юнг. 4. М. Шелер. 5. Э. Трельч. 6. Определите автора концепции идеального типа культуры: 1. А. Вебер. 2. П. Сорокин. 3. А. Тойнби. 4. М. Вебер. 5. О. Шпенглер.
7. Отберите признаки, характеризующие культуру XX в. как исторический тип:
8. Составьте логические цепочки:
К. Юнг – Психолог - Архетип M. Вебер – Социолог - Идеальный тип культуры К. Маркс – Философ - Формационное развитие общества
Л. Мечников - Социолог и географ - Океанический тип цивилизации К. Ясперс – Философ - Смысл истории Тема 7. Культура XIX – XX вв. 1. Поясните приведенное ниже суждение с точки зрения соотношения материальной и духовной культуры в истории общества. «... Мировая история – это прогресс в создании свободы. Это ее основной внутренний закон. Дух, правда, есть свободное в себе, но свобода действительна лишь тогда, когда тот, кто ее имеет, знает о ней. В противном случае, он скорее на самом деле несвободен. Издревле народы были свободны в той мере, в какой они знали о своей свободе». (Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология. XX век. Антология. – М., 1995. – С. 614. )
2. Используйте точку зрения К. Ясперса для обоснования преемственности мировой культуры XIX и XX веков: «Подражать тому, что некогда было великим, невозможно. Однако сравнение ситуации позволяет ощутить, какое душевное беспокойство сегодня уместно и какой покой душа может искать» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. – С. 503).
3. Используя современную классификацию религий и норму свободы совести, определите ваше отношение к следующему суждению: «Основная черта географии религии – то, что ни одна конкретная религия не является в мире преобладающей. Хотя авторитеты многих религий на протяжении истории утверждали, что именно их вера – лучший и единственно верный путь, на самом деле продолжают возникать новые религии и новые варианты старых... » (Фишер М. П. Живые религии. – М., 1997. – С. 326).
4. Согласны ли вы с приведенным выражением? Обоснуйте свою позицию. «Современное рыночное производство самой жесткостью своих конкурентных требований вызвало к жизни массовое проявление таких морально-практических качеств, как честность, исполнительность, добросовестность, уважение чужих потребностей и прав, соблюдение договоров». (Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 418).
5. По мнению испанского культуролога X. Ортеги-и-Гассета, основными параметрами искусства XX в. являются:
Можно ли согласиться с такой оценкой? Обоснуйте ответ. (См.: Культурология. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 329). Тестовые задания 6. Составьте логические цепочки:
С. Дали – Художник - «Дневник одного гения» А. Тойнби - Культуролог и историк - «Постижение истории» Дж. Масуда – Социолог - «Информационное общество» К. Ясперс – Философ - «Смысл и назначение истории» Н. Винер – Математик - «Кибернетика»
7. Сциентизм означает: 1) стиль в изобразительном искусстве; 2) признание науки ведущим фактором развития материальной и духовной культуры; 3) отрицание роли науки в техническом развитии; 4) метод интеллектуального мышления XX века; 5) характерную черту развития духовной культуры.
8. Первый компьютер появился: в 1947 г., 1948 г., 1957 г. , 1976 г.
9. Массовая культура – это: 1) народная культура; 2) духовная культура; 3) коммерциализованное специализированное художественное творчество для больших масс людей; 4) создание произведений искусства для народа; 5) синтез народного художественного творчества и элитарного искусства.
10. Выберите три наиболее существенных признака постмодернизма: 1) абсолютизация современного творчества, не связанного с «несовершенным» прошлым искусством, 2) утверждение новых стилей в видах искусства, 3) новизна – способ оценки мира,
4) обращение к психике, внутреннему миру человека, 5) абсолютная внутренняя свобода и ее выражение в творчестве: все дозволено, 6) доминирование коммерческого отношения к художественному творчеству, 7) использование технических средств в создании произведений искусства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|