Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

- расчитанных на массовое потребление и на усреднённый масовый вкус




Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Тогда началось активное развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

 

3. Назовите философов, внесших наибольший вклад в осмысление феномена массовой культуры.

  Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»).

 

4. Назовите основные концепции теории масс.

   А) при помощи средств массовой коммуникации

   Б) посредством создания особой эстетической системы, где реальность уничтожается в копиях и вариантах

   В) через мифологизацию реальности и создание особых структур массового сознания, которые базируются на архетипах пространства и времени, близких по своим характеристикам к представленным в архаическом мифе

 

5. Перечислите:

черты массовой культуры,

- расчитанных на массовое потребление и на усреднённый масовый вкус

- стандартизированных по форме и содержанию

- предпологающих коммерческий успех

- распространяемых средствами массовой информации

 

 черты человека масс

- врожденную, глубокую уверенность в том, что жизнь легка, изобильна, в

ней нет трагических ограничений; вследствие чего заурядный человек

проникнут ощущением победы и власти;

- ощущения эти побуждают его к самоутверждению, к полной

удовлетворенности своим моральным и интеллектуальным багажом.

Самодовольство ведет к тому, что он не признает никакого внешнего

авторитета, никого не слушается, не допускает критики своих мнений и

ни с кем не считается. Внутреннее ощущение своей силы побуждает его

всегда выказывать свое превосходство; он ведет себя так, словно он и

ему подобные – одни на свете, а поэтому

- он лезет во все, навязывая свое пошлое мнение, не считаясь ни с кем и

ни с чем, то есть – следуя принципу “прямого действия”.

 

6. Назовите основные позиции в культурологической мысли по отношению к массовой культуре. С какой из них вы бы согласились?

Феномен массовой культуры понимается по-разному. Некоторые исследователи трактуют ее буквально, т. е. как культуру масс, создаваемую массами, тем самым отождествляют с народной культурой. Иногда ее рассматривают как профессиональную, институционализированную культуру,  заменившую якобы окончательно ушедшее в прошлое традиционное народное творчество в его классическом (историческом) варианте.  Есть точка зрения, согласно которой массовая культура предстает как всеобщая, космополитическая, переходящая в фазу глобальной культуры (в масштабах планеты), когда профессиональная (классическая), модернистская и пр. культурные ипостаси превращаются в субкультуры. Каждая из них заключена в своем ограниченном социокультурном пространстве и ориентирована на узкую аудиторию. Соглашусь, что массовая культура – это культура создаваемая массами.

7. Заполните таблицу:

Виды культур Достоинства    Недостатки
  Массовая   Широкий круг потребителей     Крайне низкое качество
  Элитарная   Высокое качество произведений     Узкий круг потребителей, люди с очень высоким вкусом

 

 

9. Каково соотношение понятий “массовая культура” и “народная культура”?

Народная культура – это фольклор. Пример народной культуры – это песни, мифы, сказки.

Массовая культура появилась вместе с изобретением средств массовой информации – кино, радио, эстрады, телевидения, видео.

10. Расположите указанные понятия в логической последовательности по степени убывания от общего к частному, указав нужную цифру.

1. Субкультура 5

2. Культурно – исторический тип 6

3. Доминирующая культура 3

4. Общечеловеческая культура 1

5. Контркультура 4

6. Культура личности 7

7. Национальная культура. 2

 

11. Можно ли согласиться с утверждением о том, что массовая культура – это фольклор индустриальной эпохи? Обоснуйте свою точку зрения.

  Думаю, что нет. Фолькло́ р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, зародившееся глубоко в древности, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Может быть в будущем это определение будет уместно.

 

12. Почему философы (А. Я. Флиер) называют школу феноменом массовой культуры?

  Общеобразовательную школу можно выделить как одно из основных проявлений и направлений массовой культуры. Она приобщает учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые знания к упрощенным формам детского сознания и понимания.

13. Какова диалектика массовой и элитарной культуры?

  Массовая культура благодаря своей всеядности хорошо приспосабливается к разным условиям более того она использует эстетические нормы, технологические приемы многих разновидностей культуры и даже вытесняет другие разновидности культуры имея основательную техническую и финансовую базу. Но может и взаимодействовать с этими культурными разновидностями. Элитарная культура - это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. На первый план в элитарной культуре выходит культуротворчесткая функция, функция самореализации, самоактуализации личности, эстетико-демонстрационная (ее иногда называют выставочной).

 

14. Дайте краткую характеристику одной из субкультур.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...