ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ. Заключение. Также в классе можно читать и обсуждать истории, в которых звучит тема отвержения («День рождения инфанты» О
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ Заключение
одноклассникам тему для обсуждения: кто из них что написал, кто чем интересуется и т. д. Так невольно ребята узнавали что-то новое друг о друге. Также в классе можно читать и обсуждать истории, в которых звучит тема отвержения («День рождения инфанты» О. Уайлда, повести Ю. Яковлева, В. П. Крапивина, В. К. Железникова), обсуждать способы разрешения конфликтов. В задачу психолога входит взаимодействие с классным руководителем и родителями. Кроме того, он должен осуществлять сбор информации. С этой целью я наблюдаю за учащимися на переменах и уроках, в каждом классе регулярно (два раза в год) провожу социометрический опрос. Наибольшие опасения вызывают дети, не получившие ни одного выбора вообще, — они составляют группу риска. По желанию классного руководителя провожу опросы «Идеальный одноклассник» и «Считаете ли вы свой класс дружным»*. Результаты анализируются и обсуждаются с классными руководителями. Помощь отвергаемым детям — работа непростая и долгая, здесь не обойтись несколькими мероприятиями. Психологу необходимо запастись терпением и надежными союзниками — учителями и родителями. К сожалению, непонимание со стороны родителей и бездействие со стороны учителя способны вызывать отчаяние — психологу в одиночку сложно справиться с проблемой отвержения в классе. Иногда приходилось ждать перехода ребенка из начальной школы в среднюю, чтобы начать серьезную работу с классом, ограничиваясь на первом этапе лишь индивидуальными занятиями. Но какой бы безнадежной ни казалась ситуация, задача психолога — сделать все возможное, чтобы помочь отвергаемому ребенку. Смысл своей работы в школе я вижу именно в создании для каждого ребенка психологического комфорта, потому что только в этом случае у него появятся желание и возможность учиться.
* Описание методик см. в приложениях 1-3. Проблема популярности-непопулярности среди сверстников актуальна для всех детей. Во многих американских фильмах, посвященных молодежи, именно взаимоотношения в коллективе чаще всего становятся главной темой. К чему только не прибегают отвергаемые тинейджеры — герои таких фильмов, чтобы завоевать признание товарищей. Подкупают самую популярную в школе девочку, стараются достичь небывалых успехов в учебе или спорте, колдуют, заключают контракт с дьяволом. И это не только фантазия американских сценаристов, — как мы уже говорили, ребенок (особенно подросток) часто бывает готов на все, лишь бы его приняли, признали, обратили на него внимание. В жизни практически каждый ребенок становится если не участником (зачинщиком, жертвой, преследователем), то хотя бы наблюдателем травли, и не только в школе, но и в лагере, во дворе, на даче. Кем вырастут униженные и оскорбленные дети? Забитыми и неуверенными в себе людьми или, наоборот, защитниками слабых? Одни, пройдя в детстве через издевательства и травлю, никогда сами не станут унижать других. «Я была на костре, — ответила Ленка. — И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду травить... Хоть убейте! » А другие, наоборот, будут стремиться отыграться за свои унижения на других (часто выясняется, что те, кто издевается над слабыми, в детстве сами были объектами издевательств). Кем вырастут преследователи и зачинщики? Одни одумаются, и им будет стыдно вспоминать о случившемся. Другие войдут во вкус и будут и дальше самоутверждаться подобным образом. Детская нетерпимость к сверстникам может стать первым шагом к юношескому фашизму.
Если сверстники будут безнаказанно обижать ребенка, а взрослые позволят им это делать, то ему будет очень сложно ЗАКЛЮЧЕНИЕ научиться доверять, дружить и любить. Жестокость и равнодушие окружающих в большинстве случаев порождают в детской душе обиду и желание отомстить. Только своевременная защита и поддержка со стороны окружающих уберегут личность ребенка от негативных последствий травли. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам и знать, что иногда правильнее посвятить в свои проблемы взрослых, чем разбираться самостоятельно. Если кормить домашнего удава живыми мышами на глазах у ребенка, то не стоит удивляться, когда через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Как ему объяснить, что собаке или брату больно, а мышам — нет? Дети — максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва. Только личным примером можно научить ребенка сочувствию, сопереживанию и терпимости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|