Основные методы исследования
Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмотренным принципам, помогает его правильная организация. Исходя из порядка операций с объектами в научном исследовании, Б. Г. Ананьев разработал классификацию методов современной психологии. В основу ее он положил целостный цикл психологического исследования и все методы распределил по четырем группам. – организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (т.е. исследование одних и тех же лиц в течение длительного времени) и комплексный методы: «Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования...»). – эмпирические способы добывания научных данных. В эту группу входят: обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы), праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ), моделирование (математическое, кибернетическое) и биографические методы (приемы исследования жизненного пути, изучение документации); – приемы обработки результатов эксперимента и наблюдений (стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка) и приемы качественного анализа, включая дифференциацию материала по классам, разработку типологии, составление психологической казуистики (описание случаев); – интерпретационные методы (генетический и структурный методы. Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, а структурный метод — в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы).
Как и все естественные науки, психосоматика располагает двумя основными методами получения психологических фактов: методом наблюдения (описательный метод) и методом эксперимента. Каждый из этих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя, который никогда не вмешивается в наблюдаемое явление и лишь описывает его как можно более объективно. Наблюдение — это систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдиналъное (длительное, иногда многолетнее наблюдение за одной и той же группой испытуемых), сплошное (исследуются все представители изучаемой группы), выборочное (получение информации о больших группах людей, путем изучения только какой-то их части, составляющей репрезентативную, или представительную, выборку) и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Задачами наблюдения может быть изучение психологических особенностей не только отдельной личности, но и целого коллектива. Изучение собственных психических процессов осуществляется путем самонаблюдения (интроспекции) С интроспекцией не следует смешивать так называемую рефлексию — размышление и переживания по поводу собственных психических качеств и состояний, которая по сути является вторичной переработкой данных самонаблюдения и анализом собственных поступков или умозаключений. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Наблюдение становится научным методом изучения психики лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Формой такого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Гипотеза — это высказанное исследователем предположение о наличии (или отсутствии) связей и зависимостей, существующих между интересующими его объектами и явлениями.
Подобного рода зависимости оцениваются преимущественно статистическими методами. В частности, при статистической проверке гипотез часто вычисляют коэффициент корреляции. Корреляционный анализ позволяет за очень короткое время получить множество данных для значительного числа испытуемых, однако он не позволяет решить проблемы интерпретации зависимостей. Недостатки корреляционного анализа связаны с тем, что он позволяет констатировать наличие какой-то связи между параметрами, но не может доказать, что эта связь представляет собой причинно-следственную зависимость. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в ситуацию. При этом осуществляется планомерное манипулирование одной из переменных, которую называют независимой (ее изменяет исследователь), с последующей регистрацией сопутствующих изменений в изучаемом явлении (зависимая переменная). Под переменной понимается любая реальность, которая может изменяться в экспериментальной ситуации. Таким образом, эксперимент в психологии заключается в том, что намеренно создаются и видоизменяются условия, в которых действует испытуемый, ставятся перед ним определенные задачи, и по тому, как они решаются, судят о возникающих при этом психических явлениях. Выделяют две основные разновидности психологического эксперимента: естественный и лабораторный. При естественном эксперименте обследуемый может даже не подозревать, что он подвергается психологическому исследованию. Обычность, естественность условий и введение на этом фоне экспериментальных переменных позволяют исследователю проследить действие этих переменных и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление. Лабораторный эксперимент проводят в специально созданных условиях, часто с применением аппаратуры. Испытуемый знает, что над ним экспериментируют и действия его определяются инструкцией.
При проведении эксперимента имеется возможность изучения влияния на изучаемое явление не одной независимой переменной, а нескольких (фактор). Для статистической обработки результатов эксперимента в последнем случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Кроме того, при эксперименте требуется учитывать и другие (промежуточные) переменные, которые могут влиять на результаты исследования. Одни из них можно контролировать (контролируемые переменные — пол, возраст и др.), а другие контролировать невозможно (например, интерес или безразличие испытуемого к исследованию, его настроение и пр.). Даже при строгом обеспечении нужного уровня контроля всех переменных в проводимом эксперименте искажения возможны за счет ожиданий как экспериментатора, так и испытуемых (Годфруа Ж., 1992). Убежденность экспериментатора в том, что реакции испытуемых изменятся под влиянием независимой переменной (например, после приема изучаемого препарата), невольно передается испытуемым, и это может повлиять на их поведение (эффект Розенталя). Аналогичным образом может проявиться и эффект Хоторна, особенно если испытуемым известна гипотеза исследования. Они в этом случае ненамеренно будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора. Частным случаем эффекта Хортона является эффект плацебо, обнаруженный врачами (плацебо — фармакологически индифферентное вещество). Если пациент убежден в эффективности препарата или назначенного режима, у него очень часто можно наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле ни препарат, ни режим никакого действия не оказывают. Для устранения подобных артефактов при проведении психологического эксперимента используется так называемый двойной слепой метод, когда в неведении относительно принятых гипотез держат испытуемых, а экспериментатор не знает, введена ли в данном опыте независимая переменная (например, вместо изучаемого препарата дается внешне похожее вещество — плацебо).
К дополнительным методам клинической психологии относятся тесты, моделирование, метод анализа продуктов деятельности человека и беседа (опрос). Тестами называют наборы задач и вопросов, которые дают возможность быстро оценить психическое явление и степень его развития. В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты, тесты достижений и специальных способностей (перцептивных, мнестических, мыслительных, музыкальных, профессиональных и др.), личностные тесты (интересов, установок, ценностей), а также тест диагностирующие межличностные отношения. Моделирование (как метод) применяется в том случае, когда исследован интересующего явления другими способами затруднено. Модель с тем или иным допущением позволяет описать исследуемое явление. Модели могут быть математическими (выражение или формула, включающая переменные и отношения между ними), техническими (прибор или устройство, имитирующее изучаемое явление) и кибернетическими (использование в модели понятий из области информатики и кибернетики). Метод анализа продуктов деятельности. Продуктами деятельности людей являются созданные ими различные вещи, написанные книги, письма, изо ретения и т.п. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельное психических процессах. Одним из самых распространенных продуктов человеческой деятельности является текст. Кроме традиционного анализа (понимание, интуиция, осмысление) в психологии широко используют формализованные методы изучения текстов, в частности процентный контент -анализ. Суть метода заключается выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом их частоты и процентного соотношения по различны частям текста и в общем объеме информации. Однако наибольшее внимание из продуктов деятельности у психологов всегда вызывали детские рисунки, а также творчество душевнобольных. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом исследования, т.к. он дает надежные результат только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом). Метод беседы. Больше значение в клинической психологии придается беседе с пациентом; Беседа как метод психологического исследования — это выяснение при помощи специально подобранных вопросов тех или иных особенностей психических явлений или психических качеств человека. Можно выделить следующие разновидности этого метода: сбор анамнеза, интервью и психологические анкеты.
Анамнез — сведения о прошлом изучаемого человека, полученные от не самого (субъективный анамнез) или от хорошо знающих его лиц (объективный анамнез). Анкетирование имеет место в том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме. Анкеты могут давать достоверные результаты только при тщательной разработке предлагаемых вопросов, часто при этом структурируют и сами ответ предлагая испытуемому (в данном случае респонденту) выбор из предложенных вариантов. В известном смысле, по мнению известного французского психолога Т А Рибо, анкета может занимать промежуточное положение между наблюдением и экспериментом. Компетентная обработка материала дает результаты более близкие к действительности, чем даже непосредственное восприятие. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы на определенные и обычно заранее приготовленные вопросы. Особое место в выявлении первичных сведений о лицах с той или иной патологией принадлежит тщательно собранным сведениям в ходе интервью, поэтому более подробно остановимся на нем.
Выбор методов исследования, используемых клиническим психологом, обусловлен теми задачами, которые возникают перед ним при выполнении профессиональных обязанностей. Диагностическая функция диктует использование психологических методик (батареи тестов, опросников и др.)» способных оценить как деятельность отдельных психических функций, индивидуально-психологических особенностей, так и дифференцировать психологические феномены и психопатологические симптомы и синдромы. Психокоррекцион-ная функция подразумевает применение различных шкал, на основании которых возможен анализ эффективности психокоррекцион-ных и психотерапевтических методик. Подбор необходимых методик осуществляется в зависимости от целей психологического обследования; индивидуальных особенностей психического, а также соматического состояния испытуемого; его возраста; профессии и уровня образования; времени и места проведения исследования. Всевозможные методы исследования в клинической психологии позволительно разделить на три группы: 1) клиническое интервьюирование, 2) экспериментально-психологические методы исследования, 3) оценка эффективности психокоррекционного воздействия. Остановимся на них подробнее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|