Эмоциональные проявления сильного стресса.
Физическое и психологическое напряжение возрастают. Способность к мышечной расслаблению, хорошему самочувствию, снятию беспокойства и тревоги уменьшается. Болезненная мнительность возрастает. Воображаемые недомогания добавляются к подлинным расстройствам, вызванным стрессом. Ощущение здоровья и хорошее самочувствие исчезают. Личностные особенности изменяются. Аккуратные и заботливые люди могут стать неопрятными, неряшливо одетыми, безразлично относящимися к окружающим; у демократично настроенных возможно появление авторитарных замашек. Имеющиеся личностные проблемы усиливаются. Присущие человеку тревожность, повышенная чувствительность, склонность к самозащите и враждебность возрастают. Моральные и эмоциональные ограничения ослабевают. Нормы поведенческого и сексуального контроля ослабевают (или становятся нереалистично жесткими). Возрастает число эмоциональных взрывов. Депрессия и беспомощность появляются. Душевные силы слабеют, возникает ощущение невозможности повлиять на события или отношение к этим событиям. Самооценка резко падает. Развивается ощущение некомпетентности и неполноценности. Только у некоторых людей и в случае крайне выраженного стресса наблюдаются все вышеописанные эффекты. Появление одного или нескольких признаков указывает, что человек близок или уже находится в стадии истощения в развитии стресса. Если вы обнаружили у себя любой из этих признаков, можно считать, что это — опасный знак. Основными причинами психоэмоционального стрессамогут быть [1,7,8,14,34,39]: 1) факторы окружающей среды, 2) ваша реакция на них. Основным фактором, вызывающим стресс, является профессиональная деятельность. Это могут быть:
1. Низкий статус, маленькая зарплата, плохие перспективы служебного роста. Некоторые люди работают там, где у них невысокая зарплата, но они чувствуют себя нужными, и это компенсирует им недостаточно высокий оклад. Согласно исследованиям Р. Дилтса, изучавшего психологические особенности гениев, такая позиция была, например, у Леонардо да Винчи — великого итальянского художника и ученого эпохи Возрождения, автора знаменитой картины «Джоконда». Когда художник приступал к изучению анатомии, то говорил, что его «цель — делать чудеса», даже если это и означает, что он будет «иметь меньше покоя в жизни», чем другие, и ему «долгое время придется жить в крайней бедности». Сложнее положение у людей, которые хотят иметь не только высокую зарплату, но и удовлетворяющую их работу. Если вы хотите получать высокую зарплату, вам нужно искать работу, где такую сможете получать. Она, вполне возможно, будет вам не по специальности и совсем непрестижной. Пусть вам будет успокоением, что это — всеобщая проблема, а не только российская. Тенденции на мировом рынке труда свидетельствуют о том, что количество рабочих мест, приносящих удовлетворение и возможность самореализации в профессиональной деятельности, сокращается. В самом деле, трудно говорить о профессиональной самореализации рабочего, занятого на конвейерном производстве. А поскольку профессиональная деятельность занимает как минимум 50% нашего времени, то образующаяся пустота и бессмысленность при такой работе (человек не видит продукта своего труда) переносятся и на личную жизнь. Появляется негативное отношение не только к своим близким, но и к себе и своей жизни. Способом выхода из такого состояния может быть дело, которое не относится к работе, но приносит радость, удовлетворение вам как человеку, придает смысл вашей жизни. Это может быть семья (для женщины), увлечения (как для мужчины, так и для женщины). На Западе, где интенсификация труда очень высока, таким способом самореализации часто является участие в различных негосударственных организациях (помощь инвалидам, пожилым людям, детям-сиротам, охрана природы и т.д.). Иногда к психологу приходят люди и говорят, что у них нет денег, но вообще-то деньги — не главное. В таком случае денег не будет точно, т.к. подсознательно вы не хотите их зарабатывать. Для решения этой проблемы требуется работа с вашими убеждениями и целями.
2. Нереалистично высокие ожидания от работы. Особенно это касается выпускников вузов и школ. Их представления о характере работы, о перспективах служебного роста и служебных отношениях во многом идеалистичны, а расставание с идеальными схемами происходит всегда нелегко. 3. Сверхурочные и неподходящие для вас часы работы. Сверхурочные ведут к перенапряжению уже просто потому, что вы не успеваете полноценно отдохнуть. Неподходящими часами считаются те, при которых не учитываются ваши естественные биоритмы. Имеется в виду разделение по суточному — циркадианному — ритму на вечерний («совы») и утренний («жаворонки») типы. В связи с этим ритмом по-разному должна планироваться и работа. Особенно это касается людей умственного труда и студентов. В период зачетной и экзаменационной сессий планируйте свою работу так, чтобы наиболее напряженная и ответственная приходилась на пик вашей работоспособности: у «жаворонков» это — утренние часы и первая половина дня, а у «сов» — вечерние и конец суток. В то время, когда ваша умственная работоспособность наименьшая, можете отдохнуть, заняться другими видами работ, не требующими большого умственного напряжения. При такой временной организации умственного труда эффективность вашей работы будет намного выше. «Жаворонкам» противопоказана работа в ночные часы «Совы» ночную смену переносят легче. Кроме того, специфическим стрессовым фактором, связанным с естественными биоритмами, является перемещение по часовым поясам с запада на восток (но не наоборот). С этим постоянно сталкиваются летчики, стюардессы, бизнесмены. 4. Организационные проблемы, когда вы вынуждены работать не только за себя, но и еще за кого-то, особенно если это связано с дефицитом времени. Повышается нагрузка, ответственность и как следствие количество ошибок.
5. Неопределенность. Если ваше предприятие реорганизуется, перепрофилируется и т.д. и вы не знаете, что будет с вами. Останется ли ваша должность в штатном расписании или вам предстоит увольнение. 6. Небезопасность. Если в вашей профессиональной деятельности встречаются ситуации, несущие угрозу жизни. Единственный способ снижения риска этой угрозы — высокая профессиональная подготовка, включающая и отработку способов реагирования в опасных ситуациях.. 7. Нечеткие ролевые обязанности, когда вы не знаете, что входит в ваши должностные обязанности, а что не входит. Поэтому и неизвестно, что вам делать и за что отвечать. Вы можете делать все, что вам скажут, но тогда к концу дня вы так устаете, что «валитесь с ног». 8. Частые конфликты с руководителем. 9. Конфликты с коллегами из-за того, что вы не умеете или не хотите общаться с ними по каким-либо причинам. Наконец, могут быть и специфические источники стресса, связанные с определенными видами работы: 1) недостаток разнообразия, 2) трудные клиенты или подчиненные, 3) недостаточная профессиональная подготовка, 4) слишком эмоциональные отношения к клиентам и подчиненным (синдром «сгорания», бывает у профессиональных практических психологов, врачей, медсестер, социальных работников), 5) профессиональная ответственность (хирурги, авиадиспетчеры, диспетчеры на атомных станциях). Перечисленные факторы являются объективными, они независимо от личностных особенностей человека приводят к стрессу. Однако профессиональная деятельность, к сожалению, не единственный источник стресса. Объективные факторы, вызывающие стресс в личной жизни, указаны в шкале Холмса-Рея. Существуют и субъективные стресс-факторы. К ним относятся индивидуальные и ситуативные особенности. К индивидуальным особенностям можно отнести определенные характерологические особенности. В психологической литературе описан тип личности А, который наиболее подвержен стрессу. У людей типа А высокая мотивация достижения. Как известно, существует разделение людей на два типа: один из них мотивирован на достижения, а другой — на избегание неудачи. Люди типа А — это те, которые «за ценой не постоят». Цена же — собственное здоровье: у них чаще встречаются такие сердечно-сосудистые заболевания. как гипертония, инсульты, инфаркты [4,28,46,50,51,53].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|