Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стресс и состояние здоровья человека




Стресс, не превоcходящий резервные возможности организма, имеет приспособительный характер (например, при уме­ренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характери­стик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптив­ной реакции, вызывающей мобилизацию организма.). Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем орга­низма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе полу­чило название дистресса. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельно­сти, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции, что может привести к возникновению болезненных расстройств в организме человека [4,11,12,16,20,40].

Эмоциональный стресс и здоровье - одна из важнейших проблем нашего времени. Это обуслов­лено тем, что большинство психологов, физиологов и врачей все больше внимания уделяют так называемым эмоциогенным причинам заболеваний. Если в доиндустриальных культурах главными сти­мулами болезней были паразитарные, пищевые, инфекционные факторы, то в развитых цивилизованных обществах первостепен­ное значение приобретают факторы эмоционального порядка. При этом к заболеваниям могут приводить как стрессовые, так и дистрессовые состояния [7,8,16,2842,45].

Особенно опасны для здоровья человека различные дистрес­совые состояния. Так, ученым Ю. М. Губачевым (1974), например, показано, что дистрессовые состояния, ускоряя па­тологические изменения в сосудах, ведут к атеросклерозу, кото­рый, в свою очередь, способствует развитию ишемической бо­лезни сердца. Иногда эти дистрессовые состояния являются даже неосознаваемыми. «Годовщинная реакция» на смерть близкого человека или достижение возраста умершего родителя могут являться своеобразными «толчками», способными вызвать сильный стресс на фоне кажущегося благополучия [16].

При ишемической болезни в миокарде происходят наруше­ния в перераспределении ионов, при этом нехватка ионов калия и магния приводит к утрате мышечными волокнами эластич­ности. Обычно ионное равновесие нарушается при снижении доступа кислорода к клеткам миокарда. Эта нехватка кисло­рода, как правило, возникает в результате частых и периоди­ческих эмоционально-стрессовых состояний, при которых значи­тельно увеличивается концентрация гормонов коркового (корти-коидов) и мозгового (катехоламинов) слоев надпочечников и в особенности адреналина. Гормоны резко усиливают способ­ность сердца потреблять кислород и тем самым нарушают ба­ланс между поступлением его в отдельные мышечные волокна и потреблением его [7,8,16,42,49,53].

Ишемическая болезнь сердца является эпидемией XX века. Общая смертность от этой болезни, по данным мировой стати­стики, составляет около 50%, то есть она оказывается смертельной для каждого второго больного. В связи с бурным развитием цивилизации «возраст» ишемической болезни становится все меньше. По свидетельству известного ряда авторов, взрослые люди нынешнего поколения рискуют подвергнуться приступам стенокардии на 13 лет раньше, чем их отцы [4,23,42].

Основная причина ишемической болезни сердца — это обилие стрессоров, вызывающих дистрессовые состояния. Во многих случаях ишемическая болезнь сердца начинается с неприметных нервных расстройств и более или менее выраженных неврозов.

Вопрос о происхождении неврозов весьма сложен. Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу (1966) считают, например, что у здоро­вого человека передний и задний отделы гипоталамуса, регули­рующие автономные отправления с помощью симпатической и парасимпатической нервной системы, находятся в равновесии. Эмоциональные стрессоры могут нарушить это равновесие. Взаимодействие между отделами гипоталамуса обусловлено различными факторами и в том числе типом нервной системы, конституцией, личностными особенностями человека и другими. Ссылаясь на И. П. Павлова и его классические опыты с опре­делением типов нервной системы у собак, Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу указывают, что неврозы чаще возникают либо у «неуравновешенных» людей, либо у личностей со слабым ти­пом нервной системы, с доминирующей парасимпатической системой. Во многих реакциях преимущественное возбуждение одной системы уравновешивается сильными разрядами другой. Например, в условиях возбужденного, «невротического состоя­ния», обусловливаемого симпатическими влияниями, имеют место такие симптомы, как рвота, непроизвольное выделение кала и другие, вызываемые парасимпатической системой. Отмечено, например, что у больных неврозами сопротивляе­мость эмоциональным стрессорам значительно меньше, чем у здоровых лиц. Профессор Б. Д. Карвасарский (1976) по этому по­воду замечает, что при наличии невротических особенностей личности «стресс повседневной жизни» становится особенно значимым.

Одним из характерных признаков невротического состояния является так называемый астенический синдром. При нем на­блюдается снижение работоспособности, ухудшение памяти, внимания, повышенная утомляемость, возбудимость и раздра­жительность; значительная эмоциональная неустойчивость с рез­кими перепадами настроения, которое улучшается при незначи­тельной удаче и резко ухудшается при малейшей неудаче. Асте­нические проявления характеризуются фазовым развитием и могут быть по аналогии сравнимы с фазами самого эмоциональ­ного стресса. Астенический синдром часто сопровождается го­ловными болями. Механизм развития различных видов психо­генных головных болей, возникающих под действием эмоцио­нального стресса, может быть обусловлен повышением тониче­ского напряжения мышц головы и шеи [1,10,32,46].

Частыми спутниками неврозов являются невротическая тре­вога, страх и фобия (страх с определенной фабулой). Было, например, показано, что у больного с канцерофобией при приме­нении словесных раздражителей, возбуждающих представления о заболевании раком, имели место резкое угнетение моторики желудка, а также чувство тошноты [].

Как было обнаружено Н. В. Тарабриной (1996), при навяз­чивых состояниях усиливается выделение адреналина и ослабляется выделение норадреналина. Напротив, высокие показатели норадреналина наблюдаются при истерии. Эти данные на­ходят подтверждение в работах и других авторов, показавших преимущественное повышение адреналина при страхе и норадреналина при гневе [16,28,33,39].

Существует много приемов и методов направленной терапии хронического эмоционального стресса, ярким выражением кото­рого являются невротические заболевания. В. Н. Мясищев и Б. Д. Карвасарский (1960) сформулировали систему патогене­тической психотерапии, которая представляет собой многопро­фильное лечебное воздействие, имеющее прямые и обратные связи между больным, психотравмирующим комплексом и вра­чом. Патогенетическая психотерапия направлена на устранение эмоционального стресса и повышение устойчивости к послед­нему [16,25].

В случаях невозможности осуществления обратной связи: больной — врач — существуют методы психотерапии, не требу­ющие присутствия врача или психолога и использующие совре­менные технические средства (фильмы, магнитофонные записи, пластинки и т. д.). Иногда для лечения некоторых больных ис­пользуют чтение литературных произведений [1,20,23].

Огромное развитие в последнее время получила психофарма­кология. Она использует различные препараты (транквилиза­торы, антидепрессанты и т. д.), с помощью которых осущест­вляется направленное воздействие на неокортекс и лимбические структуры мозга человека. Однако к применению этих препара­тов надо относиться с крайней осторожностью и принимать их только по предписанию врача. Для профилактики эмоциональ­ного стресса у здоровых людей многие авторы рекомендуют использование аутогенной и психотонической тренировки [4,21,28,34].

Патогенное действие стрессоров может быть уменьшено пу­тем изменения как природы самого человека, так и окружаю­щих его условий. Если направленное воздействие на природу или генетику человека является вопросом отдаленного будущего, то рационализация условий, в которых живет и трудится чело­век, — проблема сегодняшнего дня. Урбанизация (в мире свыше нескольких сотен городов с миллионным и более населением), потоки инфор­мации (увеличивающиеся вдвое каждые 10—15 лет), механиза­ция и автоматизация (способствующая диспропорции между развитием мозга и мускулатурой), шум, порой беспечное отно­шение человека к природе и неразумный подход к организации своего досуга — вот те далеко неполные и разноплановые при­чины, которые порождают огромное число эмоциональных стрес­соров.

Для человека, в отличие от животных, стрессорами могут выступать как физические, так и социальные раздражители (поэтому он и подразделяется на системный и психический (или эмоциональный) [7,8,20,40].

Следует отметить, что у человека адаптация происходит иначе, чем у живот­ных. Это связано с тем, что человек обладает сознанием и что он по своей природе является биосоциальным существом, т. е. одновременно представителем конкрет­ного биологического вида и социума. Поэтому причины стресса у человека более многообразны, чем причины, вызывающие адаптивные реакции у животных. Так, стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздра­жители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напомина­ние о ней.

Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический (рис. 2). Поскольку человек является социальным существом и в деятель­ности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции [4,8,29,42].

Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в си­туациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляет­ся с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать пра­вильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса боль­шинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсив­ный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протека­ния психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

 

Рис. 2. Разновидности стресса

 

Стресс
Системный (физиологический Психологический
Информационный Эмоциональный
    импульсив­ный   тормозной   генерализованный

 

Следует подчеркнуть, что подобное деление психического стресса на инфор­мационный и эмоциональный весьма условно [4,20,32]. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональны стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущим. Чаще всего в стрессовой ситуации ин­формационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирова­ние чувств всегда связано с переработкой информации. Очень часто в результате ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева. В свою очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не свя­занных с переработкой информации. В большинстве работ психический и эмоцио­нальный виды стресса отождествляются [8,26,28].

Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический. Например, перед выходом космическо­го корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана би­лось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта — Э. Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. Аналогичная картина наблюдалась у другого астронавта — Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энерго­системы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту [7,8,22,39].

Подобные физиологические изменения вызывает не только опасность, но и ситуации, связанные с высокой ответственностью за выполняемую деятельность и ожидание поступления новой, совершенно нестандартной и необычной инфор­мации. Например, во время спуска советского лунохода с посадочной площадки на поверхность Луны частота пульса у членов наземного экипажа резко повыси­лась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было.

Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, ко­гда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

В качестве основного условия возникновения стресса многие авторы указыва­ют наличие угрозы. Но бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека.

Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повы­шение активности. Существует стресс кролика и стресс льва [4,8,14,18,38].

В одном случае при стрессе эффективность деятельности достаточно долго продолжает расти (так называемый «стресс льва»). У других людей, наоборот, от­мечается снижение активности, эффективность их деятельности быстро падает («стресс кролика»). При этом стресс-факторы могут быть как психосоциальны­ми, так и физическими.

Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стрес­са, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, известных как реакции тре­воги [6,16,18,35,41,52]. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощуще­ние служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.

Очень часто тревогу рассматривают как форму адаптации при остром или хро­ническом стрессе. Однако тревога имеет личностную обусловленность и по на­правленности своего проявления может выполнять как охранительные, мобили­зующие, так и дезорганизующие функции. В случае, когда уровень тревоги не­адекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестает соответствовать ситуации.

В большинстве работ, посвященных изучению тревоги, разграничивается нор­мальная и патологическая тревога. Принципиальное разделение тревоги на нор­мальную и патологическую привело к выделению многочисленных ее аспектов и разновидностей: нормальной, ситуативной, невротической, психотической и др. В то же время большинство авторов расценивает тревогу как единое по сути явле­ние, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер. Анализ патогенной роли тревоги при пси­хопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выражен­ные нарушения психической адаптации, дает основание считать тревогу ответ­ственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения. Такое утверждение основывается на том, что существует тесная взаимосвязь меж­ду тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которая была обна­ружена при исследовании механизмов эмоционального стресса. Так, во многих исследованиях отмечается связь тревоги с эрготропным синдромом — выражен­ным повышением активности симпатоадреналовой системы, сопровождающейся сдвигами в вегетативном и моторном регулировании [4,12,14,32].

Таким образом, роль тревоги в адаптационном процессе может существенно изменяться в зависимости от ее интенсивности и требований, предъявляемых к адаптационным механизмам индивидуума. Если рассогласование в системе «че­ловек—среда» не достигает значительной степени и уровень тревоги не превыша­ет средних значений, то на первый план выступает ее мотивационная роль, и тогда тревога обусловливает активизацию целенаправленного поведения. При выра­женном нарушении сбалансированности в системе «человек—среда», когда про­исходит перенапряжение механизмов регуляции, тревога значительно возраста­ет, отражая формирование состояния эмоционального стресса, который может приобретать хронический характер и снизить эффективность психической адап­тации, что, в свою очередь, является одной из предпосылок к развитию болезни [2,6,18,19,39].

Однако, рассматривая взаимозависимость тревоги с некоторыми физиологи­ческими показателями, следует учитывать, что тревога — это прежде всего субъек­тивное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. В настоящее время хорошо известно, что особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организ­ма на воздействие окружающей среды.

Установлено, что характер реакции предопределяет возникающие вследствие стресса заболевания. Например, в результате обследования 88 врачей медицин­ского факультета Вашингтонского университета выяснилось, что из 96 серьезных заболеваний, перенесенных ими за последние 10 лет, 90 приходились на год, не­посредственно следовавший за потрясением. У кого из них было потрясение осо­бо сильное, те заболели или получили травму быстрее — в течение 8 месяцев после него. Кроме этого было установлено, что из веселых и добродушных врачей, участ­вовавших в эксперименте, через 25 лет умерло только 2 %, а из раздражительных и злых — 14 %. (Вначале всем им было по 25 лет.) Аналогично среди юристов: 4 % и 20 % соответственно. Таким образом, те, кто часто сердится и раздражается, рис­куют потерять не только расположение друзей, но и жизнь. У них вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина [7,8,20,49,52].

Существуют также доказательства того, что у человека, постоянно подавляю­щего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы, по­скольку во время гнева и ярости увеличивается содержание кислоты в желудке. Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии. Многолетняя печаль также не проходит даром. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет «плакать» другие органы. Как показывают результаты исследования, в 80 % случаях инфаркта миокарда заболе­ванию предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психи­ческое напряжение.

Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими забо­леваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Например, если человек стремится за­нять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, т. е. обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен раз­витию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюби­ем и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. А главной особенностью личности, страдающей гипертонией, является злопамятство. Вместе с тем обнару­жено, что к гипертонии могут приводить и ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающи­ми. Если человека подавляют, игнорируют окружающие, то у него развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду» [1,16,34].

Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, связанная с такими особенностями личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «выяснению отношений». Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходя­щиеся. При неблагоприятной ситуации или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, умень­шая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными. Тогда для них становится характерной повышенная чувствительность к словесным раз­дражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких травмирующих факторов, как дефицит времени, элементы соревнования [1,24,27,28].

Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Именно это имеют в виду, когда говорят, что язвы желудка возникают не от того, что вы едите, а от того, что «съедает» вас. Язвенникам свойственна пониженная самооценка, сопро­вождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуве­ренностью в себе, и в то же время повышенная требовательность к себе, мнитель­ность. В научной литературе имеются факты, свидетельствующие о том, что язвенный колит часто провоцируется ударом по самоуважению и лишением соци­альной поддержки. Замечено, что эти люди проявляют пониженную способность к активной самозащите и стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в соче­тании с сильной внутренней тревогой. Предполагается, что указанная тревога по­рождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами глад­ких мышц, стенок пищеварительных органов и их сосудов. Наступающее ухудше­ние кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию их желудочным соком и к последующему образованию язвы. Причем вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем выше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психо­логическими особенностями [4,5,17,19,25 и др.].

При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные, спо­собные с помощью аргументации уменьшить субъективную значимость негатив­ных последствий воздействия стрессора. Они стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором.

Таким образом, каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особен­ности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и веро­ятностью развития негативных последствий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...