Стресс и состояние здоровья человека
Стресс, не превоcходящий резервные возможности организма, имеет приспособительный характер (например, при умеренном стрессе отмечается позитивное изменение таких психических характеристик, как показатели внимания, памяти, мышления и др. Таким образом, стресс, как целостное явление, должен рассматриваться в качестве позитивной адаптивной реакции, вызывающей мобилизацию организма.). Тем не менее существуют стрессовые реакции, которые, наоборот, приводят к демобилизации систем организма. Это крайне отрицательное проявление стресса в научной литературе получило название дистресса. Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельности, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции, что может привести к возникновению болезненных расстройств в организме человека [4,11,12,16,20,40]. Эмоциональный стресс и здоровье - одна из важнейших проблем нашего времени. Это обусловлено тем, что большинство психологов, физиологов и врачей все больше внимания уделяют так называемым эмоциогенным причинам заболеваний. Если в доиндустриальных культурах главными стимулами болезней были паразитарные, пищевые, инфекционные факторы, то в развитых цивилизованных обществах первостепенное значение приобретают факторы эмоционального порядка. При этом к заболеваниям могут приводить как стрессовые, так и дистрессовые состояния [7,8,16,2842,45]. Особенно опасны для здоровья человека различные дистрессовые состояния. Так, ученым Ю. М. Губачевым (1974), например, показано, что дистрессовые состояния, ускоряя патологические изменения в сосудах, ведут к атеросклерозу, который, в свою очередь, способствует развитию ишемической болезни сердца. Иногда эти дистрессовые состояния являются даже неосознаваемыми. «Годовщинная реакция» на смерть близкого человека или достижение возраста умершего родителя могут являться своеобразными «толчками», способными вызвать сильный стресс на фоне кажущегося благополучия [16].
При ишемической болезни в миокарде происходят нарушения в перераспределении ионов, при этом нехватка ионов калия и магния приводит к утрате мышечными волокнами эластичности. Обычно ионное равновесие нарушается при снижении доступа кислорода к клеткам миокарда. Эта нехватка кислорода, как правило, возникает в результате частых и периодических эмоционально-стрессовых состояний, при которых значительно увеличивается концентрация гормонов коркового (корти-коидов) и мозгового (катехоламинов) слоев надпочечников и в особенности адреналина. Гормоны резко усиливают способность сердца потреблять кислород и тем самым нарушают баланс между поступлением его в отдельные мышечные волокна и потреблением его [7,8,16,42,49,53]. Ишемическая болезнь сердца является эпидемией XX века. Общая смертность от этой болезни, по данным мировой статистики, составляет около 50%, то есть она оказывается смертельной для каждого второго больного. В связи с бурным развитием цивилизации «возраст» ишемической болезни становится все меньше. По свидетельству известного ряда авторов, взрослые люди нынешнего поколения рискуют подвергнуться приступам стенокардии на 13 лет раньше, чем их отцы [4,23,42]. Основная причина ишемической болезни сердца — это обилие стрессоров, вызывающих дистрессовые состояния. Во многих случаях ишемическая болезнь сердца начинается с неприметных нервных расстройств и более или менее выраженных неврозов.
Вопрос о происхождении неврозов весьма сложен. Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу (1966) считают, например, что у здорового человека передний и задний отделы гипоталамуса, регулирующие автономные отправления с помощью симпатической и парасимпатической нервной системы, находятся в равновесии. Эмоциональные стрессоры могут нарушить это равновесие. Взаимодействие между отделами гипоталамуса обусловлено различными факторами и в том числе типом нервной системы, конституцией, личностными особенностями человека и другими. Ссылаясь на И. П. Павлова и его классические опыты с определением типов нервной системы у собак, Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу указывают, что неврозы чаще возникают либо у «неуравновешенных» людей, либо у личностей со слабым типом нервной системы, с доминирующей парасимпатической системой. Во многих реакциях преимущественное возбуждение одной системы уравновешивается сильными разрядами другой. Например, в условиях возбужденного, «невротического состояния», обусловливаемого симпатическими влияниями, имеют место такие симптомы, как рвота, непроизвольное выделение кала и другие, вызываемые парасимпатической системой. Отмечено, например, что у больных неврозами сопротивляемость эмоциональным стрессорам значительно меньше, чем у здоровых лиц. Профессор Б. Д. Карвасарский (1976) по этому поводу замечает, что при наличии невротических особенностей личности «стресс повседневной жизни» становится особенно значимым. Одним из характерных признаков невротического состояния является так называемый астенический синдром. При нем наблюдается снижение работоспособности, ухудшение памяти, внимания, повышенная утомляемость, возбудимость и раздражительность; значительная эмоциональная неустойчивость с резкими перепадами настроения, которое улучшается при незначительной удаче и резко ухудшается при малейшей неудаче. Астенические проявления характеризуются фазовым развитием и могут быть по аналогии сравнимы с фазами самого эмоционального стресса. Астенический синдром часто сопровождается головными болями. Механизм развития различных видов психогенных головных болей, возникающих под действием эмоционального стресса, может быть обусловлен повышением тонического напряжения мышц головы и шеи [1,10,32,46].
Частыми спутниками неврозов являются невротическая тревога, страх и фобия (страх с определенной фабулой). Было, например, показано, что у больного с канцерофобией при применении словесных раздражителей, возбуждающих представления о заболевании раком, имели место резкое угнетение моторики желудка, а также чувство тошноты []. Как было обнаружено Н. В. Тарабриной (1996), при навязчивых состояниях усиливается выделение адреналина и ослабляется выделение норадреналина. Напротив, высокие показатели норадреналина наблюдаются при истерии. Эти данные находят подтверждение в работах и других авторов, показавших преимущественное повышение адреналина при страхе и норадреналина при гневе [16,28,33,39]. Существует много приемов и методов направленной терапии хронического эмоционального стресса, ярким выражением которого являются невротические заболевания. В. Н. Мясищев и Б. Д. Карвасарский (1960) сформулировали систему патогенетической психотерапии, которая представляет собой многопрофильное лечебное воздействие, имеющее прямые и обратные связи между больным, психотравмирующим комплексом и врачом. Патогенетическая психотерапия направлена на устранение эмоционального стресса и повышение устойчивости к последнему [16,25]. В случаях невозможности осуществления обратной связи: больной — врач — существуют методы психотерапии, не требующие присутствия врача или психолога и использующие современные технические средства (фильмы, магнитофонные записи, пластинки и т. д.). Иногда для лечения некоторых больных используют чтение литературных произведений [1,20,23]. Огромное развитие в последнее время получила психофармакология. Она использует различные препараты (транквилизаторы, антидепрессанты и т. д.), с помощью которых осуществляется направленное воздействие на неокортекс и лимбические структуры мозга человека. Однако к применению этих препаратов надо относиться с крайней осторожностью и принимать их только по предписанию врача. Для профилактики эмоционального стресса у здоровых людей многие авторы рекомендуют использование аутогенной и психотонической тренировки [4,21,28,34].
Патогенное действие стрессоров может быть уменьшено путем изменения как природы самого человека, так и окружающих его условий. Если направленное воздействие на природу или генетику человека является вопросом отдаленного будущего, то рационализация условий, в которых живет и трудится человек, — проблема сегодняшнего дня. Урбанизация (в мире свыше нескольких сотен городов с миллионным и более населением), потоки информации (увеличивающиеся вдвое каждые 10—15 лет), механизация и автоматизация (способствующая диспропорции между развитием мозга и мускулатурой), шум, порой беспечное отношение человека к природе и неразумный подход к организации своего досуга — вот те далеко неполные и разноплановые причины, которые порождают огромное число эмоциональных стрессоров. Для человека, в отличие от животных, стрессорами могут выступать как физические, так и социальные раздражители (поэтому он и подразделяется на системный и психический (или эмоциональный) [7,8,20,40]. Следует отметить, что у человека адаптация происходит иначе, чем у животных. Это связано с тем, что человек обладает сознанием и что он по своей природе является биосоциальным существом, т. е. одновременно представителем конкретного биологического вида и социума. Поэтому причины стресса у человека более многообразны, чем причины, вызывающие адаптивные реакции у животных. Так, стрессорами для человека могут быть как физические, так и социальные раздражители, как реально действующие, так и вероятные. Причем человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический (рис. 2). Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции [4,8,29,42]. Некоторые авторы разделяют факторы, вызывающие психический стресс, на две большие группы. Поэтому и психический стресс они условно делят на два вида: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Возникновение эмоционального стресса большинство авторов связывают с ситуациями угрозы, опасности, обиды и т. д. С этой точки зрения принято выделять три формы эмоционального стресса: импульсивный, тормозной и генерализованный. При эмоциональном стрессе отмечаются определенные изменения в психической сфере, в том числе изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
Рис. 2. Разновидности стресса
Следует подчеркнуть, что подобное деление психического стресса на информационный и эмоциональный весьма условно [4,20,32]. Данная классификация исходит из основных характеристик факторов, вызывающих стресс. На практике очень редко удается разделить информационные и эмоциональны стрессоры и определить, какие из стрессоров являются ведущим. Чаще всего в стрессовой ситуации информационные и эмоциональные стрессоры неразделимы, поскольку формирование чувств всегда связано с переработкой информации. Очень часто в результате ошибочной оценки ситуации у человека возникает чувство обиды или гнева. В свою очередь, так называемый информационный стресс всегда сопровождается высоким эмоциональным возбуждением и определенными чувствами. Однако возникающие при этом чувства могут встречаться и в других ситуациях, не связанных с переработкой информации. В большинстве работ психический и эмоциональный виды стресса отождествляются [8,26,28]. Следует отметить, что эмоциональный стресс вызывает такие же изменения в организме, как и стресс физиологический. Например, перед выходом космического корабля на лунную орбиту сердце у американского астронавта Э. Бормана билось с частотой 130 ударов в минуту, а в момент посадки на Луну пульс у другого астронавта — Э. Армстронга — достиг 156 ударов в минуту вместо обычных 77. Аналогичная картина наблюдалась у другого астронавта — Ч. Эрвина, у которого пульс составлял 180 ударов в минуту при обнаружении неисправности энергосистемы. У летчиков в момент дозаправки самолета в воздухе пульс возрастает до 186 ударов в минуту [7,8,22,39]. Подобные физиологические изменения вызывает не только опасность, но и ситуации, связанные с высокой ответственностью за выполняемую деятельность и ожидание поступления новой, совершенно нестандартной и необычной информации. Например, во время спуска советского лунохода с посадочной площадки на поверхность Луны частота пульса у членов наземного экипажа резко повысилась и достигла 130-135 ударов в минуту, хотя никакой опасности для их жизни не было. Таким образом, психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной. В качестве основного условия возникновения стресса многие авторы указывают наличие угрозы. Но бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности. Существует стресс кролика и стресс льва [4,8,14,18,38]. В одном случае при стрессе эффективность деятельности достаточно долго продолжает расти (так называемый «стресс льва»). У других людей, наоборот, отмечается снижение активности, эффективность их деятельности быстро падает («стресс кролика»). При этом стресс-факторы могут быть как психосоциальными, так и физическими. Среди свойств личности, обусловливающих вероятность возникновения стресса, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, известных как реакции тревоги [6,16,18,35,41,52]. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Это ощущение служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов. Очень часто тревогу рассматривают как форму адаптации при остром или хроническом стрессе. Однако тревога имеет личностную обусловленность и по направленности своего проявления может выполнять как охранительные, мобилизующие, так и дезорганизующие функции. В случае, когда уровень тревоги неадекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестает соответствовать ситуации. В большинстве работ, посвященных изучению тревоги, разграничивается нормальная и патологическая тревога. Принципиальное разделение тревоги на нормальную и патологическую привело к выделению многочисленных ее аспектов и разновидностей: нормальной, ситуативной, невротической, психотической и др. В то же время большинство авторов расценивает тревогу как единое по сути явление, которое при неадекватном увеличении интенсивности проявления может приобретать патологический характер. Анализ патогенной роли тревоги при психопатологических явлениях, которые представляют собой клинически выраженные нарушения психической адаптации, дает основание считать тревогу ответственной за большую часть расстройств, в которых проявляются эти нарушения. Такое утверждение основывается на том, что существует тесная взаимосвязь между тревогой и некоторыми физиологическими показателями, которая была обнаружена при исследовании механизмов эмоционального стресса. Так, во многих исследованиях отмечается связь тревоги с эрготропным синдромом — выраженным повышением активности симпатоадреналовой системы, сопровождающейся сдвигами в вегетативном и моторном регулировании [4,12,14,32]. Таким образом, роль тревоги в адаптационном процессе может существенно изменяться в зависимости от ее интенсивности и требований, предъявляемых к адаптационным механизмам индивидуума. Если рассогласование в системе «человек—среда» не достигает значительной степени и уровень тревоги не превышает средних значений, то на первый план выступает ее мотивационная роль, и тогда тревога обусловливает активизацию целенаправленного поведения. При выраженном нарушении сбалансированности в системе «человек—среда», когда происходит перенапряжение механизмов регуляции, тревога значительно возрастает, отражая формирование состояния эмоционального стресса, который может приобретать хронический характер и снизить эффективность психической адаптации, что, в свою очередь, является одной из предпосылок к развитию болезни [2,6,18,19,39]. Однако, рассматривая взаимозависимость тревоги с некоторыми физиологическими показателями, следует учитывать, что тревога — это прежде всего субъективное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида. В настоящее время хорошо известно, что особенности личности непосредственно влияют на характер ответного реагирования организма на воздействие окружающей среды. Установлено, что характер реакции предопределяет возникающие вследствие стресса заболевания. Например, в результате обследования 88 врачей медицинского факультета Вашингтонского университета выяснилось, что из 96 серьезных заболеваний, перенесенных ими за последние 10 лет, 90 приходились на год, непосредственно следовавший за потрясением. У кого из них было потрясение особо сильное, те заболели или получили травму быстрее — в течение 8 месяцев после него. Кроме этого было установлено, что из веселых и добродушных врачей, участвовавших в эксперименте, через 25 лет умерло только 2 %, а из раздражительных и злых — 14 %. (Вначале всем им было по 25 лет.) Аналогично среди юристов: 4 % и 20 % соответственно. Таким образом, те, кто часто сердится и раздражается, рискуют потерять не только расположение друзей, но и жизнь. У них вырабатывается и поступает в кровь слишком много адреналина [7,8,20,49,52]. Существуют также доказательства того, что у человека, постоянно подавляющего вспышки гнева, развиваются различные психосоматические симптомы, поскольку во время гнева и ярости увеличивается содержание кислоты в желудке. Хотя подавленный гнев и не единственная причина этих заболеваний, показано, что он участвует в развитии ревматического артрита, крапивницы, псориаза, язвы желудка, мигрени, гипертонии. Многолетняя печаль также не проходит даром. Печаль, которая не проявляется в слезах, заставляет «плакать» другие органы. Как показывают результаты исследования, в 80 % случаях инфаркта миокарда заболеванию предшествовала либо острая психическая травма, либо длительное психическое напряжение. Психологи и психиатры установили зависимость между соматическими заболеваниями человека и его личностными особенностями, а также психологическим климатом, в котором он живет и работает. Например, если человек стремится занять в коллективе место, не соответствующее его реальным возможностям, т. е. обладает повышенным уровнем притязаний, то он в большей мере подвержен развитию сердечно-сосудистой патологии. Хронические коронарные заболевания гораздо чаще встречаются у лиц с выраженной целеустремленностью, честолюбием и нетерпимостью к своему ближайшему окружению. А главной особенностью личности, страдающей гипертонией, является злопамятство. Вместе с тем обнаружено, что к гипертонии могут приводить и ситуации, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими. Если человека подавляют, игнорируют окружающие, то у него развивается чувство постоянного недовольства собой, не находящее выхода и заставляющее его ежедневно «проглатывать обиду» [1,16,34]. Для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями типична завышенная самооценка, связанная с такими особенностями личности, как индивидуализм, неудовлетворенность своим положением в жизни (профессией, должностью), конфликтность, пристрастие к «выяснению отношений». Это, как правило, люди сдержанные, скрытные, обидчивые, тянущиеся к другим, но трудно с ними сходящиеся. При неблагоприятной ситуации или заболев, они нередко порывают свои социальные связи, замыкаются на анализе своих субъективных ощущений, уменьшая не только количество контактов, но и делая их более поверхностными. Тогда для них становится характерной повышенная чувствительность к словесным раздражителям, особенно к порицаниям, уход от острых конфликтных ситуаций и от таких травмирующих факторов, как дефицит времени, элементы соревнования [1,24,27,28]. Для больных язвенной болезнью характерны тревожность, раздражительность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Именно это имеют в виду, когда говорят, что язвы желудка возникают не от того, что вы едите, а от того, что «съедает» вас. Язвенникам свойственна пониженная самооценка, сопровождающаяся чрезмерной ранимостью, стеснительностью, обидчивостью, неуверенностью в себе, и в то же время повышенная требовательность к себе, мнительность. В научной литературе имеются факты, свидетельствующие о том, что язвенный колит часто провоцируется ударом по самоуважению и лишением социальной поддержки. Замечено, что эти люди проявляют пониженную способность к активной самозащите и стремятся сделать значительно больше, чем реально могут. Для них типична тенденция к активному преодолению трудностей в сочетании с сильной внутренней тревогой. Предполагается, что указанная тревога порождает состояние напряжения, которое может сопровождаться спазмами гладких мышц, стенок пищеварительных органов и их сосудов. Наступающее ухудшение кровоснабжения (ишемия) приводит к снижению сопротивляемости этих тканей, перевариванию их желудочным соком и к последующему образованию язвы. Причем вероятность возникновения повторных обострений заболевания тем выше, чем меньше скорректирована самооценка, связанная с указанными психологическими особенностями [4,5,17,19,25 и др.]. При прочих равных условиях стресс легче переносят люди рассудочные, способные с помощью аргументации уменьшить субъективную значимость негативных последствий воздействия стрессора. Они стремятся предвидеть дальнейшее развитие событий и относиться к ситуации с юмором. Таким образом, каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|