Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология стресса; разновидности стресса и его основные фазы по Г.Селье.




 

Стресс является одной из разновидностей эмо­ционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологи­ческой и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблаго­приятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для ко­торого характерно снижение работоспособности и эффективности функциониро­вания систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Слово «стресс» прочно вошло в современный язык. Это многогранное понятие мы используем для описания на­ших переживаний и настроений. Если раньше мы говори­ли, что ощущаем тревогу, нервозность, напряжение, испы­тываем чувство горя или паники, то сегодня мы чаще на­зываем это стрессом. Нередко мы используем это слово, имея в виду неудачно сложившийся прошедший день: кон­фликт с начальником, ссору с детьми или просто утоми­тельную поездку в городском транспорте.

Стрессу нелегко дать четкое определение из-за широко­го толкования этого слова. Да и влияет стресс на всех по-разному. Событие, от которого у одного может подскочить давление, другого оставит равнодушным. Часть проблемы при борьбе со стрессом — привычка. Мы настолько привыкли жить с многочисленными его проявлениями: пере­утомлением, переездами, перегрузками на работе или по­исками новой, чувством тревоги, что уже не замечаем, как глубоко он вошел в наше существование. Стресс влияет не только на наше эмоциональное благополучие, но и на на­ше здоровье.

Проблема изучения, диагностики и коррекции негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события, относится к числу наиболее актуальных.

В то же время остается малоизученной тематика, связанная с рассмотрением взаимовлияния индивидуально-психологических особенностей, пола, возраста с особенностями преодолевающего поведения человека, позволяющего ему справиться с воздействующими стресс-факторами.

 

 

1.Общее понятие о стрессе

 

Стресс является одной из разновидностей эмо­ционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологи­ческой и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблаго­приятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для ко­торого характерно снижение работоспособности и эффективности функциониро­вания систем и органов, истощение энергетических ресурсов [4,7-10,20,39].

Под стрессом понимают неспецифический ответ организ­ма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. Данное понятие было предложено Г. Селье [36-38]. Ему удалось установить, что на неблагоприятные воз­действия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защит­ной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависи­мости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежут­ке между воздействием и ответом организма развертываются определенные про­цессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного про­цесса [1,4,16,20,22,].

Стресс лежит в основе таких состояний, как тревожность и депрессия.

Чтобы запустить стресс-реакцию, повреждающий фактор должен быть достаточно сильным или же продолжительным. Согласно исследованиям Холмса иРея, вероятность забо­леть после стресса напрямую связана как с количеством стрес­сов, так и с их «качеством». «Качество» стресса определяется в баллах (табл. 1).

Таблица 1. Шкала социальной адаптации Холмса-Рея

 

  Жизненные события Значение собы­тия в баллах
1.Смерть супруга  
2.Развод  
3.Разъезд супругов (без оформления развода)  
4.Тюремное заключение  
5.Смерть близкого члена семьи  
6.Травма или болезнь  
7.Свадьба  
8.Увольнениес работы  
9. Примирение супругов  
10.Уход на пенсию  
11.Изменение в состоянии здоровья члена семьи  
12.Беременность  
13. Сексуальные проблемы  
14.Появление нового члена семьи  
15. Реорганизация на работе  
16.Изменение финансового положения  
17. Смерть близкого друга  
18.Изменение профессиональной ориентации  
19.Усиление конфликтное отношений с супругом  
20.Ссуда или заем на крупную покупку (например дома)  
21.Окончание срока выплаты ссуды или займа  
22.Изменение должности  
23. Сын или дочь покидают дом  
24.Проблемы с родственниками мужа (жены)  
25. Выдающееся личное достижение  
26. Супруг бросает работу (или приступает к работе)  
27.Начало или окончание обучения в учебном заведении  
28. Изменение условий жизни  
29. Отказ от каких-то индивидуальных привычек  
30.Проблемы с начальством  
  31. Изменение условий или часов работы  
32. Перемена места жительства  
33. Смена места обучения  
34.Изменение привычек, связанных с про ведением отпуска  
35. Изменение привычек, связанных с вероисповеданием  
36.Изменение социальной активности  
37.Ссуда или заем для покупки машины, телевизора и т.д.  
38.Изменение привычек, связанных со сном  
39.Изменение числа живущих вместе членов семьи  
40.Изменение привычек, связанных с питанием  
41. Отпуск  
42.Рождество  
43.Незначительное нарушение правопорядка  

 

 

При определении общего числа баллов суммируются баллы всех событий, случившихся с человеком за последний год. 150 баллов означает 50% вероятности возникновения какого-либо заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90% [1,31,32].

Обращает на себя внимание тот факт, что, согласно этой шкале, имеет значение только интенсивность действия факто­ра, а не его знак. Как эмоционально отрицательные, так и эмоционально положительные события вызывают стресс. На это обращал внимание еще Г. Селье.

Селье доказал, что в любой стрессовой ситуации присутствует три фазы: непосредственная реакция на воздействие, требующая адаптационной перестройки (так называемая фаза тревоги и мобили­зации), период максимально эффективной адаптации (фаза резистенции) и нару­шение адаптационного процесса в случае неблагоприятного исхода (срыв адапта­ции) (рис. 1.).

 

Рис. 1. Общий адаптационный синдром (по Г.Селье)

 

 

В первой фазе — фазе тревоги — осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глу­бинных структурных перестроек. Физиологически первичная мобилизация про­является, как правило, в следующем, кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмеча­ется увеличение печени или селезенки и т. д. У большинства людей к концу пер­вой фазы отмечается некоторое повышение работоспособности [20,32,36-38].

Вслед за первой фазой наступает вторая. Ее обычно называют фазой резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организ­ма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирова­ние организма на воздействующие факторы среды. Но если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза — фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй фазах, в организме происходят структурные пере­стройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальней­шее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществ­ляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением [36,46,54,55].

Вызывает стресс лишь то воздействие, которое превосходит обычные приспособительные возможности человека. Вызывают стресс либо интенсивные и кратковременные воздействия, либо менее интенсивные и длительные [1,4,10,20].

Таким образом, стресс возникает тогда, когда организм вынужден адаптиро­ваться к новым условиям, т. е. стресс неотделим от процесса адаптации.

Сущность стрессовой реакции заключается в подготовительном возбужде­нии и активации организма, необходимой для готовности к физическому напря­жению.

Следовательно стресс всегда предшествует зна­чительной трате энергетических ресурсов организма, а затем и сопровождается ею, что само по себе может приводить к истощению функциональных резервов. При этом стресс ни в коей мере не может рассматриваться как отрицательное яв­ление, поскольку лишь благодаря ему возможна адаптация. Кроме этого, умерен­но выраженный стресс оказывает положительное влияние как на общее состояние организма, так и на психические характеристики личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...