Экологическое направление в географии
В последней трети XX в. массовое экологическое движение захватило и географию. Появились призывы к ее экологизации, географы заговорили об экологической парадигме, экологическом мышлении, экологическом императиве. Однако за стремительной экспансией экологической терминологии нередко скрывались риторика и конъюнктурная мода на экологию, но явно недоставало научного осмысления самой сущности экологии, экологизации и их отношения к географии. Отсутствие четкости в этих исходных понятиях породило изрядную путаницу в том, что называется экологизацией географии. Нельзя не отметить существующую неопределенность в представлениях об экологии. Прежде всего необходимо резко отделить распространенное обывательское понятие об экологии как всякой деятельности, направленной против ухудшения окружающей среды (вплоть до организации субботников по уборке бытового мусора) от экологии как особой науки. Наука эта претерпела за последние десятилетия 'существенную трансформацию, и в настоящее время ее содержание и задачи трудно определить однозначно. Классическая экология, ведущая начало со второй половины XIX в., определялась как биологическая наука, изучающая влияние среды на живые организмы, практически — на растения и животные. Значительно позднее было осознано, что человек как живое существо также заслуживает экологического изучения; появились экология человека и социальная экология — два близкие и несомненно перспективные научные направления, которые можно было бы объединить термином гуманитарная экология. Но, кроме того, экологический бум последней трети XX в. породил множество разных «экологии», имеющих мало общего с подлинной экологией или с наукой вообще, например, урбоэкологию, промышленную экологию и даже экологию культуры, литературы, духа и футбола. Таким образом, сфера экологии становится необозримой и расплывчатой, она по существу превращается в междисциплинарное поле исследований, не имеющее четкого предмета и какого-либо общего теоретического фундамента. Между тем некоторые зарубежные специалисты склонны видеть в экологии всеобъемлющую науку о структуре и функционировании природы и о взаимоотношениях человека и природы. Здесь мы подходим к непосредственно интересующему нас вопросу о соотношениях между географией и экологией.
Как бы ни формулировать содержание и задачи экологии, между нею и географией несомненно имеются определенные точки соприкосновения. По существу, перед обеими науками стоят близкие цели и задачи. Еще задолго до появления экологии географы занимались изучением влияния среды на жизнь растений и животных. Известно, в частности, насколько большое значение этому вопросу придавал А. Гумбольдт, который практически своими трудами подготовил почву для возникновения экологии. Экологический подход в самом широком смысле слова, распространяя его и на изучение человека, имманентно присущ географии, и можно утверждать, что она изначально была экологизирована. Необходимо отметить, что географический взгляд на природу как на среду обитания организмов более широкий, чем экологический. Классическая экология биоцентрична. В системе «жизнь— среда» эколога практически интересует одна сторона взаимодействия двух подсистем, т. е. те связи, которые направлены на живое. Обратные связи, направленные от живого к неживому, остаются без внимания. Если такой подход в какой-то мере допустим в экологии растений и животных, то он неприемлем в гуманитарной 276 экологии, ибо человек в процессе взаимодействия с природной средой вносит в нее настолько существенные изменения, что на передний план выдвигаются проблемы его адаптации уже к этой, им же непрерывно изменяемой среде. География же всегда обращала внимание на взаимодействие между биотой и абиотической средой. Указанное различие в подходах отражается в моделях основных объектов обеих наук — экосистемы и геосистемы соответственно. Широта подхода дает географии существенные преимущества перед экологией при анализе экологических проблем человечества.
Исторически сложилось так, что именно география занималась изучением среды обитания людей — географической среды. Экология не смогла выработать всестороннего учения о среде жизни, ее строении, развитии, пространственной дифференциации, да это и не входило в ее задачи. Слабость экологии состоит, в частности, в «безразмерное™» ее основных категорий — экосистем, в неопределенности их пространственн^гх границ. В отличие от географов экологи не уделяли большого внимания пространственным связям и закономерностям, у них нет иерархической системы территориальных градаций, аналогичной системе физико-географического районирования. Географы давно установили, что географическая среда — это не случайный набор различных экологических факторов и условий, а сложно организованная совокупность геосистем различных уровней. И пока мы не разберемся в структуре и функционировании этих геосистем, в их иерархических соотношениях, закономерностях их дифференциации и интеграции, бесперспективно говорить о решении экологических проблем, стоящих перед человечеством. Немаловажное значение имеет и методический аппарат географии, в частности универсальное применение картографического метода. Сказанное наводит на мысль, что в дискуссии о соотношениях экологии и географии необходимо ставить вопрос и о географиза-ции экологии. Однако у классической экологии имеются свои сильные стороны и географу есть что воспринять из ее опыта. Экологии принадлежит несомненное преимущество в исследовании биологического метаболизма, трофических связей, адаптационных возможностей организмов и др. Речь должна идти не о конкуренции или соперничестве между обеими науками, а о взаимообогащении и сотрудничестве. Фактически этот процесс происходит, хотя и стихийно, проявляясь в формировании «пограничных» междисциплинарных научных направлений.
Современные исследования на стыке географии и экологии в отечественной науке можно сгруппировать в два направления. Одно из них известно как геоэкология. Развитие этого направления идет хаотично, его теоретические основы не разработаны, в понима- нии задач и содержания наблюдается большой разнобой. Известно множество определений геоэкологии. Некоторые авторы характеризуют геоэкологию как всеобъемлющее междисциплинарное направление, интегрирующее знания и законы экологии, биологии, географии и всех других наук о Земле в целях сохранения природы и жизни на Земле. В других определениях геоэкология практически совпадает с географией, в третьих — ее задачи сводятся к изучению антропогенных воздействий на природные комплексы, т. е. к тому, что входит в предмет физико-географических наук. Некоторые географы видят в геоэкологии лишь часть социальной экологии, а именно ее территориальный аспект; другие, напротив, включают в нее весь комплекс дисциплин, имеющих отношение к изучению взаимоотношений природы и общества. Здесь приведены далеко не все определения геоэкологии, но этого достаточно, чтобы сложилось впечатление о теоретической неразберихе вокруг данного понятия. При этом явственно усматривается тенденция к подмене некоторых устойчивых традиционных направлений в географии и даже самой географии некоей искусственной наукой с модным экологическим названием. Такое впечатление подкрепляется ознакомлением с конкретными исследованиями, которые декларируются как геоэкологические: это преимущественно традиционные для географии региональные работы, посвященные антропогенным воздействиям на природные территориальные комплексы или на их отдельные компоненты, а также охране и рациональному использованию природных ресурсов и т. п.
Поиски путей экологизации и вместе с тем интеграции географии привели к оформлению в рамках этой науки иного исследовательского направления с более четкими задачами и теоретическими установками. Данное направление именуется экологической географией, а его предмет в самой общей форме можно определить как изучение географической среды с гуманитарно-экологической точки зрения и в целях решения экологических проблем человечества. Эта краткая формулировка требует более подробных разъяснений и прежде всего в плане исходных фундаментальных понятий экологической географии. О географической среде уже говорилось. Далее необходимо остановиться на сущности экологических проблем. Не только в обывательском, но и в научном обиходе укоренилось однобокое представление об экологических проблемах: это понятие, как правило, связывается исключительно с ухудшением среды обитания, обусловленным человеческой деятельностью (загрязнение воды и воздуха производственными отходами, истребление лесов и т.д.). Всеобщее беспокойство, вызываемое такими явлениями, вполне оправдано, однако нельзя забывать о том, что экологические проблемы во многих случаях создает сама приро- 278 да, без какого-либо участия человека. Иначе не возникли бы трудности при освоении Крайнего Севера, пустынь или высокогорий, не существовало бы проблем адаптации переселенцев к новым природным условиям, защиты от землетрясений, наводнений, природно-очаговых инфекций и т.д. Понятие экологическая проблема непосредственно связано с представлением об экологических факторах, среди которых четко различаются две категории — природные и антропогенные. Причем первые имеют универсальный, повсеместный характер, они более устойчивы, чем вторые, и с ними бывает труднее бороться. Комплексный экологический подход к анализу экологических проблем требует учета как тех, так и других экологических факторов. Концептуальную основу экологической географии составляет современная комплексная физическая география как учение о геосистемах всех уровней. На этом учении базируется представление о среде обитания людей или географической среде как природном окружении со всеми изменениями, внесенными в него человеком, и как о всей совокупности иерархически соподчиненных геосистем. Структурные части эпигеосферы — ее зоны, ландшафты, урочища и т.д. — выступают в качестве специфических конкретных региональных и локальных сред обитания человека. Иерархия геосистем позволяет установить определенную соразмерность между масштабами экологических проблем и оптимальным уровнем опорного ландшафтно-географического каркаса. Глобальным экологическим проблемам, естественно, отвечает предельный (наивысший) уровень организации геосистем, т. е. эпигеосфера как целое, охватывающее всю географическую среду; макрорегиональ-ные проблемы могут анализироваться на уровне ландшафтных зон и секторов, низовые региональные проблемы — на уровне собственно ландшафтов, а для изучения локальных проблем бывает достаточно ограничиться территориальными рамками урочищ.
Среди геосистем разных порядков выделяется собственно ландшафт в таксономическом понимании, его можно рассматривать как базовый эколого-географический район. К социальным функциям ландшафта следует в первую очередь отнести экологическую, которая выражается в присущем ему экологическом потенциале. Понятие экологический потенциал ландшафта (ЭПЛ) — одно из фундаментальных для экологической географии. Под ЭПЛ подразумевается способность ландшафта обеспечивать определенный уровень качества среды обитания человека, т.е. в той или иной степени удовлетворять потребности человека во всех необходимых первичных (не связанных с производством) средствах существования — воздухе, свете, тепле, питьевой воде, источников пищевых продуктов, а также в природных условиях для трудовой деятельности, отдыха, духовного развития. Эколого-географическому исследованию могут подлежать любые территории — государства, их административно-территориальные подразделения, речные бассейны и т.д., — но экологический анализ должен осуществляться по естественным территориальным единствам, т.е.' по геосистемам того или иного ранга. Из этого следует, что необходимой предпосылкой эколого-географи-ческого исследования является доскональное представление о ландшафтной структуре изучаемой территории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|