Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лечение ума. Две истины. ГЛАВА СЕДЬМАЯ Правильная смерть




Лечение ума

В Тибете, в монастыре, где я учился, мы получали разностороннее образование и овладевали многими навыками. Считалось, что, только хорошо усвоив многие знания, можно найти свой истинный путь. Но обучение ни в коем случае не сводилось к одной умозрительной теории. Наоборот, все занятия, обсуждения и медитации вели к практическому избавлению от плохих эмоций.

 

Если вы больны и хотите поправиться, вы должны принимать назначенное вам лечение, а не разглядывать пузырек с лекарством. Никто кроме вас самих не положит вам лекарство в рот. Лечите свой ум, следите за ним и набирайтесь мудрости и опыта. Никто не будет делать это за вас.

Две истины

Многие люди считают, что истина должна быть одна. Из опыта Будды, которым он поделился с нами, следует: есть истина относительная и есть истина абсолютная. Их всегда две, и в жизни каждого из нас неизбежно присутствуют обе. Относительная истина строится на наших оценках и суждениях. Она всегда обусловлена той или иной точкой зрения, позволяет принимать чью-либо сторону и зависит от общественного мнения. Из относительных истин складывается повседневная жизнь. Абсолютная истина существует вне обычных для нашего ума определений. В ней тайна жизни. Чтобы правильно действовать, нам нужна и та, и другая истина.

Тот, кто сумел постичь абсолютную истину, воспринимает вещи иначе, чем остальные люди. Все, что он видит, - стены, окна, люди, дорога - больше не кажется ему чем-то постоянным, неразрушимым и неизменным. Он видит и, видя, осознает непрочность и изменчивость видимого мира.

Окно состоит из мельчайших частиц, из молекул, застывших и принявших форму стекла. Частицы стекла взаимосвязаны друг с другом, стоит повредить их связи, и стекло потеряет форму. Тот, кто осознал абсолютную взаимозависимость всего, воспринимает любую вещь как соединившиеся частицы. Для него и стены, и цветы, и люди перестают быть отдельными друг от друга и неизменными объектами. Глубокое понимание этого уводит далеко за пределы известных законов физики.

Понимаем мы или нет, но наша жизнь и относительна, и абсолютна. В осознании этого заключается мудрость. Мудрость ведет к состраданию. Сострадание открывает путь к свободе. Свобода - окончательное достижение, абсолютное совершенство тела и разума.

Есть умозрительное понимание, и есть понимание, возникающее из осознанного опыта. И то и другое необходимо. Умозрительное понимание переходит в осознанный опыт.

 

Ради самого себя и ради других попытайтесь достичь как можно более высокой цели. Попытайтесь жить мудро, с любовью и состраданием. Буддизм и прост, и глубок. Все его учение можно выразить всего в нескольких словах, и в этих нескольких словах будет содержаться описание целого пути. И в то же время буддизм можно излагать настолько подробно, что во вселенной для этого не хватит места. Я же говорю только о наиболее существенном.

Вы получили некоторые знания. Теперь думайте, медитируйте и, к каким бы выводам вы ни пришли, сделайте эти выводы осознанно. Так вы сможете излечить себя. Как только вы избавите ум от препятствий, вы, несомненно, засияете в своей первозданной чистоте.

Когда это произойдет, вы больше не будете находиться в удрученном состоянии. Вы обретете истинную гармонию в себе и начнете помогать другим. И я верю, что именно так ваша жизнь станет полноценной и прекрасной.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ Правильная смерть

Мы знаем, что смерть неотвратима. Никто не может избежать смерти. Она неминуема даже для таких духовно развитых личностей, как Будда. Никто из читателей этой книги - не важно, молод он или стар, богат или беден, не важно, насколько он хорош или умен, - не будет жить вечно. Поэтому, вместо того чтобы сторониться мыслей о смерти, лучше взглянуть на то, что нас ждет, и позаботиться о себе. Если мы будем представлять себе смерть, это не только ослабит наш страх, но и даст нам возможность превратить процесс своего умирания в процесс просветления. Или же, если нам недостанет для этого сил, наша смерть станет легкой.

Причины нашей смерти скрыты в обстоятельствах нашей жизни. Мы неправильно питаемся, и химический состав веществ в нашем теле ухудшается. Ошибочное и непродуманное медицинское лечение также оказывает вредное действие. И, хотя изначально у каждого из нас есть определенный запас жизненной силы, этот запас нельзя увеличить, напротив, с каждым днем, с каждым месяцем и годом он истощается. Однажды он иссякнет совсем, подобно высохшему до дна озеру.

Нам следует признать это прямо сейчас. Если я буду ждать, пока смерть постучится ко мне, я потом не успею ничего предпринять. Я должен осознать, что смерть обязательно придет за мной и тогда мне предстоит уйти. И никто не знает, когда это произойдет. Это может случиться на следующей неделе, или в следующем месяце, или в следующем году. Я не могу быть совершенно уверен даже в том, что доживу до завтрашнего дня, и, возможно, мне вообще осталось жить не больше часа. Когда я умру и сознание покинет мое тело, я не смогу взять с собой ничего, кроме тянущейся вслед за мной хорошей или плохой, добродетельной или порочной, созидательной или разрушительной кармы. Но, если я понимаю, что смерти не миновать, я могу использовать отпущенное мне время, чтобы избавиться от гнева, привязанности и эго. Только это откроет мне путь в последующую жизнь с хорошей судьбой, прежде чем моя плохая карма утопит меня в плохих перерождениях. Чтобы правильно умереть, я должен аккумулировать лишь терпение, любовь и сострадание.

Смерть - это всего лишь разделение тела, которым мы пользуемся в одной ограниченной жизни, и ума, который сопровождает нас из жизни в жизнь. Но это и конец нашей деятельности, конец всего - и хорошего, и плохого. Поэтому смерть неизбежно высвобождает исключительно сильные эмоции. Умирая, мы будем страдать при мысли, что больше не сможем ни видеть, ни слышать, не сможем находиться рядом с теми, кто нам дорог и близок, не сможем прикасаться к ним и разговаривать с ними. Привязанность и нежелание отпускать наших близких - вот самая большая трудность. Заранее скажите людям, которые много значат для вас, то, что вы должны им сказать, или напишите им то, что должны написать. И это все. Испытывать чувство обиды или держаться за глубокую сердечную привязанность плохо и для самого умирающего, и для тех, кто остается. Необходимо применить силу воли для того, чтобы освободить свой разум, и сделать это надо решительно.

У Будды было несколько выдающихся учеников, одного из которых звали Маудгальяяна. Один из учеников Маудгальяяны находился в плену очень сильной привязанности. Маудгальяяна решил взять его и еще одного своего ученика в мистическое путешествие. Сначала он показал им огромную гору костей.

- Что это? - спросил второй ученик.

- Это кости от всех ваших тел из всех прошлых жизней, - ответил Маудгальяяна.

Затем Маудгальяяна указал ученику, который страдал от привязанности, на обвитый змеей скелет. Глазницы скелета, грудная клетка, каждая его кость сверху и донизу - все было опутано змеиным телом.

- Что это? - спросил страдавший от привязанности ученик.

Маудгальяяна ответил:

- Это ты в прошлой жизни. Ты был так привязан к своему прежнему телу, что не желал расставаться с ним. Поэтому ты родился змеей и жил в своем старом скелете.

Это древняя история. Даже если она всего лишь старая сказка, она наглядно показывает, что может сделать с человеком привязанность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...