Введение в теорию рубежной коммуникативности
В современном мире приобретают особую актуальность исследования рубежной энергетики многомерного коммуникационного пространства. Информационные технологии, транспортные магистрали, телекоммуникации и другие технические достижения цивилизации существенно ослабили ограничения географического пространства. Начала формироваться <новая география>, основанная на представлениях многомерного коммуникационного пространства и <нового регионализма>. Усиливается поляризация мирового хозяйства, где образуются наднациональные полюса экономического и технологического развития и криминальной экономики. С начала 70-х годов автор исследовал некоторые рубежные процессы, включая геополитические (этнополитические контакты на рубежах цивилизаций, рубежное государство) и геоэкономические (районирование и хозяйственное освоение, контактная зона суша-океан, свободные экономические зоны, коммуникационные коридоры, трансграничное сотрудничество). Анализ многофункциональных контактных зон позволил обобщить и частично формализовать представления о рубежной коммуникативности. Становление концепции рубежной коммуникативности стало возможным благодаря включению в научный оборот в постсоветских странах богатого мирового наследия философской, исторической и экономической мысли. Особенно значительное влияние на формирование мышления автора оказали классическая европейская философия, труды Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Арнольда Тойнби, Освальда Шпенглера, Макса Вебера, Фридриха Хайека, Фернана Броделя, Поль Видаль де ла Блаша, Хэлфорда Джона Маккиндера, Карла Хаусхофера, Освальда Шпенглера и многих других.
Будущее может быть разным. Чтобы понять будущее, необходимо вникнуть мыслью в настоящее и увидеть то, что есть на самом деле, через определенные пограничные состояния. Это мировоззренческое кредо европейской философии положено нами в основу концепции рубежной коммуникативности. Идея множественности миров перекликается с разноголосием отечественных ученых. И именно на них хотелось бы обратить внимание. В основе пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева, параметрической теории систем А. И. Уемова, кантианских вариаций М. К. Мамардашвили, диалогического мышления М. М. Бахтина, а также "мира равноразных миров" М. Я. Гефтера и "пограничной стилистики" Ю. М. Лотмана - мир "пограничных состояний" ландшафта и этноса, бинарных отношений, человеческих возможностей, маргинальной культуры и ее коммуникационной природы. Не скрою, что именно этот подход импонирует автору и служит путеводной звездой в исследовании природы рубежной коммуникативности. *** Человечество живет в мире антиподов. В переносном значении слова, антиподы - люди, этносы и цивилизации с различными социокультурными традициями. Мир антиподов является фундаментом геополитики (Море - Континент, Запад - Восток, Север - Юг, Центр - Периферия, атлантизм - евразийство), общества (закрытое - открытое, традиционное - гражданское, индустриальное - постиндустриальное, миф - личность, демократизм - тоталитаризм), этносферы (положительная и отрицательная комплиментарность народов), экономики (централизованная - рыночная), культуры (национальная - космополитичная). Пространственная организация Земли включает районирование (выделение целостных систем) и дифференциацию (деление целого на части) земных сфер: биосферы, социосферы, этносферы, литосферы, гидросферы и атмосферы. Как известно, все частные виды районирования осуществляются на основе факторов, отражающих природную и социальную сущность явления: плотность биомассы (распределение живого вещества), ландшафтно-географический, климатический, литосферный, плотность населения. Для пространственной дифференциации земных сфер характерны системы с разными знаками <энергетического заряда> (положительного и отрицательного): циклоны и антициклоны в атмосфере, синоптические вихри и антициклональные круговороты в океане, этносы и суперэтносы в этносфере, континентальные и океанические тектонические плиты в литосфере, ареалы концентрации живого вещества и биологические пустыни в биосфере.
Земная поверхность подразделяется на сушу и Мировой океан, далее на материки и континенты, моря и океаны. Однако географическая дифференциация Земли преимущественно конвенциальна - условны границы океанов, Европы и Азии. И эта, на первый взгляд, безобидная условность, возведенная в догму, порой оборачивается бедой. Нельзя познать мир через условные границы. Необходимо различать границы естественные и конвенциальные. Если цивилизации (суперэтносы) и этносы рассматривать по аналогии с человеком как маргинальные (граничные) образования не только социосферы, но и биосферы, то открывается потаенная картина неизвестного мира. Обнаруживаются общие закономерности для земных сфер. Пространственная организация биосферы Земли представляется как выделение целостных систем на основе высокой энергетике живого вещества (биомассы). В Мировом океане - это антициклональные круговороты с циркумграничными энергонасыщенными зонами, а на Континентах - цивилизации с тонкой социальной прослойкой интеллектуальной и духовной элиты, <сейсмически> активными <краевыми> рубежами вражды и мира. Это могут зоны этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов, свободной торговли и интенсивного информационного обмена (более подробно об этом будет сказано в последующих главах). Когда тонкие энергонасыщенные рубежи <пограничного состояния> рационального и чувственно-осязательного (контактного) восприятия мира разрушаются в результате, например, облучения радиацией атеизма, цивилизации гибнут. Обращают на себя внимание следующие совпадения. Численность <естественных> океанов и цивилизаций примерно совпадает. По аналогии с природой, суперэтносы напоминают малоподвижные антициклоны, а этносы - более подвижные циклоны. Не случайно, в качестве рубежей евразийских цивилизаций рассматриваются атмосферные фронты, сейсмически активные зоны разломов, контактная зона суша-океан. Между <подлинными> океанами водообмен и обмен биологическими видами ограничен, а на рубежах цивилизаций характерна отрицательная комплиментарность. Даже длительное проживание на одной территории не приводит к смешанным бракам и ассимиляции. Наибольшая биологическая активность в океанах характерна для экотонов, <закаленных> экстремальными условиями контактной зоны суша-море. В социосфере наибольшая деловая активность характерна для диаспоры, социокультурных и конфессиональных маргиналов.
Таким образом, крупнейшие образования земной поверхности имеют не только конвенциальные, но и естественные границы, которые, как правило, не совпадают. Но именно естественные границы обладают высокой энергетикой, поэтому любые попытки с позиций силы заменить их путем искусственного размежевания народов конфессиональными границами грозит непредсказуемыми последствиями. Необходимо всегда помнить биполярную природу цивилизаций, в основе которой принципы <крови и почвы> и человеческого разума. Нельзя преувеличивать возможности рационалистического мышления, так и недооценивать биологические корни человека. Особенно это актуально для реабилитации геополитики, которая в начале ХХ века исходила из принципов природного географического детерминизма и преувеличенной веры в возможности <владения> Миром.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|