Многомерное коммуникационное пространство
В большинстве геополитических концепций содержатся представления о контактных зонах в системе <Море - Коустленд (Римленд) - Континент (Хартленд)>, основанные преимущественно на географическом детерминизме. Современный уровень науки позволяет сформулировать новые подходы к решению глобальных и региональных геополитических, геоэкономических и геоэкологических проблем в многомерном коммуникационном пространстве. Этот подход акцентирует внимание на граничных, <краевых> процессах в природе и обществе, обладающих высокой энергетикой. Мир вступает в эпоху Великих открытий рубежной коммуникативности, когда в центре внимания оказываются <краевые> процессы между цивилизациями, народами, морем и континентом, мир-экономиками, природой и человеком, его внешним и внутренним миром. В природе широко распространены сейсмически активные тектонические зоны разломов, метеорологические фронты воздушных масс, биологически активные экотоны. Известна, например, демографическая и хозяйственная аттрактивность (притягательность) природных рубежей (побережья рек, морей и океанов, леса и степи). Маргинальность в природе и обществе проявляется в интенсификации рубежных процессов (дивергенции и конвергенции, центробежных и центростремительных, созидания и разрушения, затухания одного и усиления другого явления). Природные, геополитические, геоэкономические, геоэкологические, этнические, конфессиональные, культурно-исторические и другие процессы, пересекаясь и накладываясь друг на друга в данном месте и историческом времени, создают вероятностную стратифицированную картину многомерного коммуникационного пространства, обладающего высокой рубежной энергетикой (цивилизационные разломы или социокультурные рубежи, береговая зона морей и океанов, пассионарные оси Гумилева, маргинальные субкультуры и др.).
Концепция рубежной коммуникативности формируется на стыке философии и морфологии культуры, геополитики, этнологии, экономики и географии. Понятие <рубежный> означает противоположный центральному: <маргинальный> (лат. - край), граничный. Функции рубежности проявляются в природных, политических, экономических, этнических, конфессиональных, информационных, конвенциальных и других границах. Философское понятие границы сформулировано Гегелем в <Науке логике>: <Лишь в своей границе и благодаря ей нечто есть то, что оно есть. Нельзя, следовательно, рассматривать границу как лишь внешнее наличному бытию; она, наоборот, проникает все наличное бытие>. АрнольдТойнби выделял барьерные и контактные функции границы: <Символически обозначенный рубеж более надежен, чем прочная стена, но непреодолимая преграда есть отрицание природы, а оно всегда грозит человеку злыми последствиями>. Наряду с барьерными (затрудняющими связь) и контактными (связующими) выделяются фильтрующие (таможенные) функции границы. Эти функции интегрирует, например, государственная граница, обеспечивающая национальную безопасность. Карл Поппер отмечает отсутствие естественных границ государства, которые меняются и могут быть определены только посредством применения принципа <статус кво>, то есть чисто конвенциальной процедурой. Попытка отыскать некоторые <естественные> границы государства приводит к принципу национального государства и романтическим фикциям национализма и расизма. Понятие <коммуникация> (лат. - делаю общим, связываю, общаюсь, совещаюсь с кем-то) имеет универсальный смысл, раскрывающийся в конкретном географическом, историческом, социокультурном, экономическом, информационном и других пространствах. В материально-практическом смысле <коммуникация> означает пути сообщения, транспорта и связи. В социокультурном пространстве коммуникация обычно определяется как <передача информации> от человека к человеку в процессе любой деятельности. Как правило, общение посредством речевой или какой-либо другой деятельности, основанной на использовании знаков, выражается понятием <коммуникативный>. Традиция как коммуникация во времени осуществляет трансляцию от поколения к поколению социокультурных ценностей и письменности. Разновидностями трансграничной коммуникации в социокультурном пространстве являются комплиментарные этнические отношения, а в экономическом пространстве - коммуникационные коридоры ускорения оборачиваемости торгового, промышленного и финансового капитала (свободные экономические зоны и др.).
В многомерном коммуникационном пространстве в результате стратификации разномасштабных процессов в природе и обществе образуются рубежи высокой энергетики. И в самом деле, в реальном мире <поля> природных, геополитических, геоэкономических, социокультурных, конфессиональных и информационных коммуникаций не совпадают в географическом пространстве и, накладываясь друг на друга, образуют маргинальные зоны, обладающие энергетикой интенсивных взаимодействий. При этом следует учитывать, что рубежная коммуникативность имеет не только географическую интерпретацию, но и проходит через эмоциональную сферу - <ландшафты души> человека. Таким образом формируется многомерное пространство, коммуникационная природа которого двояка. Его рубежность может служить стратегическим ресурсом социально-экономического развития и духовного возрождения или, в условиях утраты контактных функций, превратится в непосильное бремя для страны. Тогда коммуникационная природа пространства разрушается, а государство распадается. В результате пространственно-временной стратификации разномасштабных процессов, их динамическое соприкосновение приводит к образованию в многомерном коммуникационном пространстве множества рубежей, в том числе ныне погребенных под <слоем> современности. Однако <реликты> напоминают о себе в период распада государства социально-психологическим дискомфортом, негативностью коммуникаций и выраженной конфликтностью, как реакция на изоляцию пространства от внешнего мира. При этом конфликт выступает и как <возмутитель спокойствия>, и в качестве созидательной функции новой коммуникации.
В многомерном коммуникационном пространстве Земли встречаются местности, пронизанные союзом географии и истории, где чувственное восприятие природного ландшафта усиливается историческими ассоциациями. Время от времени здесь в результате рубежной коммуникативности геополитических, социокультурных и геоэкономических и других процессов создается энергетика высоких напряжений. Забытая страна пробуждается от долгого летаргического сна и начинается отсчет нового социального времени. Но ничто не вечно под луной. Местность вновь может погрузиться в забвение или сместиться на периферию интенсивной жизни, чтобы опять когда-то возродиться под другим историческим именем. Великие полководцы прошлого, обладающие стратегическим виденьем, выигрывали не только сражения, но и зачастую совершали географические открытия функции места - будущих полюсов кристаллизованной пассионарности. В отличие от военного стратега или политика, государственный деятель прокладывает путь не в реальном, а в многомерном коммуникационном пространстве, он обязан видеть окружающий мир как <пограничное состояние> разномасштабных процессов не только в географии, но и во времени. Так было всегда, но это становится особенно актуальным с наступлением коммуникационной революции. Коммуникационная революция обусловлена информационными технологиям, ведущими к ограничению статусной институциональной культуры. Доминирующим становится приоритет духовных технологий над материально-практическими. У частных лиц появился доступ к каналам связи, рынкам и источникам информации, которые прежде имели статусную доступность, зависели от занимаемой должности и положения в обществе, контролировались национальными правительствами и международными корпорациями. Глобальная мобильность информации, капитала и квалифицированных кадров подрывает роль государства в выполнении многих его фискальных функций. Информационные технологии относятся к <оружию> огромного стратегического значения: политического, оборонного, экономического, социального и культурного.
Одним из важнейших стратегических государственных ресурсов являются т елекоммуникации - динамично развивающаяся индустрия средств связи, ориентированная на цифровые способы передачи и коммутации сообщений, на волокнисто-оптические и космические каналы связи. В отличие от телекоммуникаций Интернет относится к стратегическим ресурсам наднационального уровня. Если в мировой экономике удельный вес США составляет 20 %, то в информационном пространстве планеты Америка имеет абсолютное доминирование. Здесь мировое сообщество еще в большей степени зависимо от Соединенных Штатов, на долю которых приходится по данным ЮНЕСКО 65 % мирового коммуникационного потока информации. США являются абсолютными монополистами в информационном (виртуальном) пространстве Интернета. <Информационный империализм> по своим масштабам значительно опередил экономический империализм. Коммуникационная революция усилила дальнейшую эволюцию личностных взаимоотношений. В доиндустриальных обществах важнейшим аспектом социальной связи была имитация действий других людей, в индустриальном - усвоение знаний и возможностей прошлых поколений, тогда как в постиндустриальном обществе отношения (коммуникации) между людьми на разных уровнях взаимоотношений становятся ключевым элементом национальной жизнедеятельности. В постиндустриальную эпоху изменилось соотношение между основными подразделениями общественного производства за счет формирования <четвертичного> информационного сектора, обладающего рядом специфических качеств интеллектуального товара. Коммуникационная революция породила <новый социализм>, основанный на коммунитарной теории <третьего пути> развития гражданского общества. В ХХ веке произошла трансформация западной социал-демократии, отказавшейся от лозунга перехода к социалистическому общественному строю. Огромные расходы на социальные нужды и другие благотворительные нужды стали непомерным бременем в государственных бюджетах. Расходы на социальное обеспечение, пенсии, здравоохранение увеличиваются и в связи с демографическим фактором старения населения и притоком иммигрантов. Поэтому стал формироваться новый подход к труду. Знаменитая христианская заповедь <Кто не работает - тот не ест> трансформировалась в <Кто не работает - тот не получает пособия>. <Новые социал-демократы> выступают за <третий путь> развития гражданского общества, проходящим между государственным коллективизмом и неолиберальным индивидуализмом. На этом пути ключевым социальным элементом становится не общество и не индивид, а отношения (коммуникации) между людьми. Меняется отношение к формам частной собственности. Наряду с физическим и финансовым капиталом набирает силу интеллектуальное богатство, измеряемое знаниями, идеями и творческим трудом.
Как пишет ученый-экономист И.Осадчая, опыт европейской демократии наглядно показал преимущества сложившейся двухпартийной системы. Социал-демократические партии вместо борьбы за социализм акцентируют внимание на социальных проблемах действующего капитализма. Либерально-консервативные партии отдают приоритет росту конкурентоспособности и эффективности производства. Двухпартийность позволяет решать это противоречие, обеспечивая в итоге развитие и социально ориентированного, и эффективного рыночного хозяйства. <Троянский конь> модернизации постсоветских государств и причины мифологического хаоса обусловлены <Чернобылем души>, разрушившим межличностными коммуникациями. Нет общего языка взаимопонимания и умения слушать. Отсутствует диалог между говорящим истину, владеющим знанием транслятором и умеющим слушать рецептором-политиком. Вместо того чтобы учиться думать и увидеть то, что есть на самом деле, в основу строительства государства были положены мифы, большинство которых сводились к поиску простых решений. Самым невостребованным и дефицитным ресурсом стал бескорыстный патриотизм, самоотверженный труд и другие источники человеческой энергии, без которых невозможна любая социальная система. Коммуникационная революция вторглась не только в привычный общественный мир и расширила его информационные горизонты, но она одновременно наступает и в глубь микромира в биологическое пространство человека. Быстрыми темпами развивается геномика или наука о биологической информации организма, передающейся по наследству. На пороге третьего тысячелетия осуществлен один из самых дорогостоящих в истории науки международных проектов - <Геном человека>, расшифрована химическая структура ДНК и стала практически доступной закодированная в генах человека информация. Это открытие по значимости и последствиям для человечества более значительно, чем ядерная энергетика, оно сопоставимо с освоением космоса. Открыто новое генное пространство, где предстоит сделать Великие <географические> открытия. Наследуемые признаки (передача свойств организма потомству) зашифрована в геноме человека. Биологии ХХ1 века предстоит понять, как работает записанная в генах информация. Эта мировая революция имеет значение не только для медицины и фармацевтической промышленности. Расшифровка генома человека будет способствовать сокращению миллиардных затрат на неэффективное лечении рака, СПИДа, диабета и других болезней, возникающих из-за незнания биологии человека. Возрастет средняя продолжительность жизни и его активные творческие возможности. Биологическое невежество дорого обойдется странам, запрещавших в начале генетику, а в последствии генную инженерию. Революция в биологии, возможно, будет способствовать преодолению генетической катастрофы, связанной с ухудшением качества генофонда. Потомство может выращиваться конвейерным способом инкубаторах, что может вызвать кардиальные изменения человеческой цивилизации, когда нынешние маргиналы социума будут доминировать в мире. Таким образом, последствия информационной и биологической революции расширили горизонты современного мира, сделали его более многомерным. Оказалась преодолена конечность географического пространства. Если раньше геополитические концепции опирались в основном на континентальную и морскую мощь, или мощь географической береговой зоны, то теперь возросла роль <шельфовых зон>, расположенных между реальным географическим и виртуальным информационным или биологическим пространством. Эпоха Великих географических открытий сменилась эпохой Великих открытий на рубежах многомерного коммуникационного пространства, где создаются полюса высокой созидательной или разрушительной энергетики. И как в средневековье в портовых городах на краю ойкумены снаряжались корабли к неведомым географическим горизонтам, так и в начале третьего тысячелетия на рубежах многомерного пространства образуются устремленные вширь и вглубь полюса высокой энергетики, открывающие новые горизонты геоэкономики. Может быть, за новыми вольными гаванями закрепится название киберпортов или человек придумает другой термин. Возможно будут предприняты попытки создания своеобразного <таможенного режима> в информационном и биологическом пространствах, поиск соотнесения свободного информационного обмена с преференциями по отношению к <производителю> технологий. Пока ясно одно, мы стоим на пороге открытий новых безграничных горизонтов. Рубежная энергетика Целостность мира обусловлена взаимодействием разномасштабных социально-политических, экономических, этнических и экологических процессов, для которых характерна пространственно-временная поляризация, проявляющаяся в территориальных контрастах экономического и социального развития, воздействия на природную среду. В результате в многомерном коммуникационном пространстве образуются рубежные контактные зоны и полюса высокой энергетики - своеобразные локальные модели, на примере которых возможно исследование и прогнозирование особенностей функционирования крупномасштабных процессов. Если в недавнем прошлом полюса экономического роста отождествлялись с системами капитализма и социализма, то сегодня усиливаются тенденции регионализма, формируется полицентрическое мировое хозяйство. Разномасштабные геополитические, геоэкономические, геоэкологические, социокультурные и другие процессы, накладываясь друг на друга, образуют геостраты - стратифицированные многомерные коммуникационные пространства. Земные сферы характеризуются пространственно-временной стратификацией, обусловленной периодическими и непериодическими циклами эволюции и развития. Известны геологические <слои> или <страты> различных эпох. В этногенезе происходит чередование процессов интеграции и дезинтеграции. В экономике выделяют большие и малые циклы, например, 50-летние конъюнктурные циклы Кондратьева. Освальд Шпенглер выделял непериодические циклы развития культур, а Арнольд Тойнби историю человечества представлял как совокупность циклов локальных цивилизаций. На пространственно-временных рубежах геострат возникают геомары - энергоизбыточные граничные поля. Дистанция между геостратами преодолевается посредством коммуникационной природы геомаров. Здесь прошлое, настоящее и будущее, сополагаясь друг с другом, соприкасаясь и активно взаимодействуя, умножают энергетику объекта, например, <удваивают> её по Бахтину посредством диалогического мышления. В результате создается импульс новой парадигмы или <картины мира>. Геомары представляют множество рубежных <страт> с высокой энергетикой. Духовный мир формирует энергетическое поле маргинальной культуры. Геологические <страты> создают природные поля концентрации энергетический ресурсов. Эта <законсервированная> энергия (например, девонская нефть) вскрывается и используется человеком. Выделяются природные, геополитические, социокультурные, экономические, этнические, информационные, социопсихологические и другие энергетические поля, образующие геомары на пространственно-временных рубежах геострат. Когда происходит <вскрытие> верхнего <страта> в данном месте и социальном времени, происходит высвобождение <исторической> энергии. Например, при разрушении существующего верхнего <слоя> геополитического пространства, возникают этнонациональные и этноконфессиональные конфликты, питаемые энергетикой вскрывшихся исторических <страт>. Таким образом, рубежная коммуникативность может рассматриваться по аналогии с первичными (природными) и вторичными (созданными человеком) материальными ресурсами как стратегический ресурс, обладающий энергетикой созидания или разрушения. Например, высокая оборачиваемость капитала в свободных экономических зонах есть, как правило, результат сочетания геополитической экономики (местных преференций и зарубежных технологий) и социобиоэнергетики этнического и психологического факторов (наличие диаспоры и ностальгии по утраченной родине). Через рубежную коммуникативность происходит передача механической и наследственной информации (традиции), реализуемой в потомстве или памятниках культуры (кристаллизованной пассионарности). Как результат пространственно-временной стратификации многомерного коммуникационного пространства формируются полифункциональные геомары и полюса рубежной коммуникативности. Широкое распространение получили геомары (граничные зоны), в основе которых бинарные отношения, такие как природно-этнические, природно-экономические, геополитические, этнополитические и этноконфессиональные. Человек - Маргинал природы и общества. Своеобразный образец рубежной коммуникативности человека и природы - сады и парки, очеловеченная и поэтизированная природа. Природно-этнические контактные зоны являются месторазвитием многочисленных этносов. Этническая рубежность отражена в народах-маргиналах, среди которых латиноамериканцы, африканеры, ангоканадцы, франкоканадцы, американцы, англоавстралийцы и англоновозеландцы. Выделяются государства на рубежах цивилизаций (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия), рубежные полиэтнические государства (Швейцария, Люксембург). В истории известны мировые империи, объединившие природно-этнические рубежи Средиземноморья, Евразийской и Афразийской степей (Римская, Тюркская, Монгольская и Российская империи, Арабский халифат). Своеобразной "свечой зажигания" межцивилизационного диалога - колонизации земель, заселения, хозяйственного освоения и изменения природной среды - выступают маргинальные субкультуры или культурно-маргинальные кланы (общины). Этот энергетический ресурс активной деятельности зачастую служит "локомотивом" общественного развития. Страстная ностальгия между внутренним и утраченным внешним миром, острое переживание отъединенности от родины (природного месторазвития), греховного мира и другие социально-психологические факторы создают уверенность в необходимости созидательной деятельности. Страстная ностальгия обусловлена воздействием на человека социокультурной среды с чуждым ритмом этнического поля. Духовная рубежная комуникативность отражена в протестантизме - конфессиональной свободной зоне между человеком и богом. Широкое распространение получили социальные маргиналы. Бикультурал - носитель двух культур, как правило, представитель национальных культур диаспоры. Американские социологи, исследуя проблему акультурации (ассимиляции), выявили четыре поколения превращения монолингов (одноязычников) и монокультуралов (носителей одной, исходной культуры) в монокультуралы, носителей новой культуры и языка. Маргиналы-люмпены составляют беспризорное <сословие>, деклассированную социальную прослойку общества. Люмпены в определенных исторических условиях становятся разрушителями существующих общественных отношений. В ХХ веке осуществлен мировой общественно-политический эксперимент на рубежах двух общественно-политических систем, где были созданы государства-антиподы: Восточная и Западная Германия, Северная и Южная Корея, коммунистический Китай и Тайвань. Упразднение геополитического барьера Берлинской стены стало началом краха мировой социалистической системы. Крупнейшими историческими полюсами рубежной коммуникативности являются открытые города. Прослеживается следующая последовательность смены этих полюсов: древнегреческий полис - средневековый вольный город (центр борьбы за совесть) - мировой <космополитичный> город. В средневековье борьба за понимание идей эпохи велась между почвенным духом крестьянина (дворянства и духовенства) и <светским> патрицианским духом старинных и прославленных больших самоуправляемых городов (Флоренция, Нюрнберг, Брюгге, Прага и др.). С развитием капитализма основными понятиями цивилизации стали, наряду с провинцией, мировые города с их космополитизмом вместо <отчизны>. К мировому городу принадлежит не народ, а масса, отрицающая традиции и культуру. Обитатель большого города - человек, оторванный от традиции. Поэтому Шпенглер считал, что мировые города ведут к гибели цивилизации. Своеобразными духовными полюсами кристализованной пассионарности являются мировые центры религий - Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина и другие. Пожалуй, самой необычной является маргинальная зона между внутренним и утраченным внешним миром человека - ностальгия, тоска по родине, когда нет непосредственного контакта с отечеством. Человек в мыслях остается с ней, испытывает сильную боль, определяющую поведение, в том числе предпринимательский риск. Рубежная энергетика (геополитическая, геоэкономическая и социокультурная) многомерного коммуникационного пространства является стратегическим ресурсом становления государственности и мирохозяйственной интеграции. Рубежность как ресурс развития следует понимать не в буквальном - географическом смысле, а как зону высокой энергетики многомерного коммуникационного пространства, где главной мерой служит не протяженность, физические размеры природного богатства или отдельные качества человека (умный, мужественный), а энергетика пограничных взаимодействий геополитического, геоэкономического, социопсихологического и других пространств (множества упорядоченных, соотнесенных мест). Потенциально этим ресурсом обладает каждая страна, но воспользоваться им удается тем, где политическая воля пассионариев способна выявить гармоническое соотношение между компонентами, характерное для данного места и социального времени. Благоденствие государства зависит не только от природного богатства. Можно иметь большие запасы энергетических ресурсов и оставаться бедным. В мире общеизвестны и другие примеры, когда обделенная природным ископаемыми страна становится процветающей. Значит все дело в пропорциях, соотношении между источниками созидательной энергии человека и другими ресурсами. Например, западноевропейская цивилизация продемонстрировала возможность становления не сколько на реальных географических рубежах и непосредственных контактах во времени, а через возрожденную в духе античность. Выделяются следующие основные типологические объекты исследования рубежной коммуникативности: геополитические (Море и Континент, римленд и хартленд), геоэкономические (свободные экономические зоны), социокультурные (мировые космополитичные города, маргинальная культура, диаспора, бикультуралы), геоэкологические (контактная зона суша-море, экотоны). Крупнейшими географическими (геополитическими, геоэкономическими, геоэкологическими) объектами рубежной коммуникативности (ГЕОМАРа) являются береговая зона или контактная зона суша-океан (МОРЕМАР) и евразийская маргинальная зона цивилизаций (ЕВРАМАР). МОРЕМАР - исторический плацдарм колонизации Земли и создания геополитических и геоэкономических форпостов, основа эксцентрированных морских природных систем, главный экологический <двигатель> Мирового океана. ЕВРАМАР - важнейший <двигатель> духовного прогресса человечества, основа эксцентрированных социокультурных систем, барьер против <морской стихии> открытого общества и вестернизации, барьер против химеры - формы контактов несовместимых суперэтносов. *** Береговая зона морей и океанов играет исключительно важную роль в становлении геополитической и геоэкономической мощи государства. Если страна развивается <лицом к морю>, то эта мощь прирастает за счет открытости к миру. Если страна отворачивается от моря, она становится не только на путь изоляционизма, но и возникает угроза её распада за счет утраты коммуникационных функций. МОРЕМАР - береговая зона морей и океанов - главный геополитический плацдарм, здесь сосредоточены крупнейшие центры военной мощи, экономические и демографические полюса Земли. История человечества неразрывно связана с береговой зоной - историческим форпостом колонизации континентов и освоения Мирового океана. Углубление международного разделения труда, тенденции глобализации и регионализма усиливают экономическую и демографическую притягательность береговой зоны морей и океанов. Береговая зона становится <зоной жизненных интересов> отдельных государств. Деятельность человека в МОРЕМАРе предопределяет экологическое будущее морей и океанов. Контактная зона суша-море есть зона интенсивного взаимодействия природных (физических, химических, биологических) процессов, хозяйственной деятельности и антропогенного загрязнения. Её современное состояние характеризуется интенсификацией плотности приморского населения и возрастанием антропогенного воздействия на природную среду. Как результат глобализации и целостности процесса освоения земной поверхности на контактах (границах) суши и Мирового океана возникают и развиваются портово-промышленные комплексы, свободные экономические зоны, курортно-рекреационные центры и др. В береговой зоне морей происходит наиболее интенсивное <наслаивание> результатов взаимодействия природных и социально-экономических процессов. Контактная зона суша-океан представляет собой сложную природную систему, являющуюся одним из главных экологических фильтров Земли. Природные процессы, протекающие в ней, играют существенную роль в глобальной системе энергообмена и круговорота вещества в биосфере. Вместе с тем в результате хозяйственной деятельности береговая зона является наиболее чувствительной и уязвимой к внешнему воздействию. Являясь крупнейшим накопителем хозяйственных и бытовых отходов человечества, береговая зона становится главным форпостом в борьбе с загрязнением океанов и морей. Природные особенности морей и океанов (циркумграничный характер биологической структуры и др.) придают специфику географическим последствиям воздействия хозяйственной деятельности на природную среду. Природное единство и подвижность морской и океанической среды (течения, перемешивания) способствуют её глобальному потенциальному загрязнению даже в результате относительно локального антропогенного воздействия в береговой зоне. Согласно концепции граничных активных поверхностей наиболее важные структурные характеристики ориентированы вдоль внешних границ океан - континент, океан - атмосфера, океан - дно, а также вдоль фронтальных зон разных воздушным масс. В этой циркумграничной структуре океана есть внутреннее малоградиентное тело и пограничные слои - оболочки повышенной активности, среди которых выделяется интенсивностью взаимодействия природных процессов контактная зона суша - океан. Исходя из представлений о целостности процесса освоения суши и Мирового океана, его пространственной дифференциации и международно-правового режима, контактная зона МОРЕМАР является одним из важнейших геополитических объектов Земли, где решаются глобальные геоэкономические и геоэкологические проблемы. Здесь на рубежах Моря и Континента в многомерном коммуникационном пространстве создается высокая созидательная или разрушительная энергетику, обусловленная мощью государств, масштабами экономической деятельности, демографической притягательностью и воздействием на природную среду. МОРЕМАР включает континентальный шельф и приморскую зону, здесь сосредоточена морская хозяйственная деятельность и половина военной мощи мира. Береговая (приморская) зона выполняет геополитические барьерные и контактные функции, геоэкономические (ресурсные), контактно-коммуникационные и геоэкологические функции. Многофункциональность обуславливает экономическую и демографическую притягательность береговой зоны и <конкуренцию приоритетов>. Из анализа пространственной дифференциации освоения человеком Мирового океана следует вывод, что его геоэкономические и геоэкологические проблемы являются не глобальными вообще, а, в первую очередь, проблемами освоения береговой зоны. Локальные масштабы деятельности человека в береговой зоне могут иметь глобальные (необратимые и негативные) экологические последствия. Лозунг: <кто владеет морями и океанами, тот владеет миром> был важной составляющей геополитики прошлого. В ХХ1 веке геополитика моря приобретет новое содержание: <кто контролирует береговую зону, тот контролирует геоэкономическое и экологическое будущее Мирового океана и человечества>. Представления об активных граничных поверхностях позволяют внести определенные коррективы в геополитические концепции, основанных в частности на представлениях о мировой географической зональности. Если представить цивилизации по аналогии с океанами, то наиболее важные структурные характеристики ориентированы вдоль их внешних границ. *** В конце ХХ века на Земле перестал существовать миропорядок, оплаченный самой дорогой в истории ценой человеческих жизней. В расколотом геополитическом пространства началось извержение этнических вулканов и <дрейф> отколовшихся социокультурных <плит>. На рубежах евразийских цивилизаций, где убывает духовное родство, психологические сходства и взаимные симпатии, освободилась гигантская <законсервированная> энергия, образовавшая сейсмоопасную зону этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов от Балтики до Тихого океана. Вскрылись и пришли в движение исторические реликты - геополитические, конфессиональные, социокультурные, геоэкономические и другие границы - до поры до времени дремавшие под покровом могущества двух сверхдержав. По аналогии с Мировым океаном в Евразийском макрокосмосе существуют океаны-цивилизации с подвижными в пространстве и социальном времени маргинальными <берегами>. В геополитическом пространстве империи и государства взаимодействуют через мирное взаимопонимание или военный конфликт. В социокультурном пространстве они осуществляют энергетический обмен путем цивилизационного диалога, где важными трансляторами являются маргинальные субкультуры, включая диаспору. В геоэкономическом пространстве выделяются мир-экономики с преференциальными коммуникационными узлами на границах. В духовном пространстве рубежи проходят через веру. Если географическое пространство можно преодолеть с помощью технических средств, то в духовном - ни одному полководцу не удалось покорить вершины, путь к которым проходит через совесть. Когда над евразийским континентом проносятся геополитические бури, наиболее опасны последствия шторма для <берегов> цивилизаций. На рубежах многомерного коммуникационного пространства континента в <осевую эпоху> сложилась крупнейшая в истории человечества Великая Евразийская суперэтническая маргинальная зона, где вечно тлеет огонь разрушения и созидания, вражды и мира. Это место рождения философии и мировых религий и здесь человек впервые осознал свои границы. ЕВРАМАР находится в вечном движении. Барьерные и контактных рубежи цивилизованного мира и варваров проходили по рейнским и дунайским рубежам Римской империи, Черноморью, Главному Кавказскому хребту, бассейнам Амударьи и Сырдарьи, Великой Китайской стене. Южнее - через Палестину, Сирию, Северную Месопотамию и Иран - протянулись окруженные полукольцом гор, зоной пустынь и степей земли Плодородного Полумесяца, где началась предыстория цивилизаций. Севернее - от Карпат до Хингана - расположена Великая Евразийская степь, которая начиная со средневековья трижды объединялась Тюркской, Монгольской и Российской империями. В многомерном пространстве ЕВРАМАРа стратифицировались природные (климатические, атмосферные, литосферные, биосферные), геополитические, конфессиональные, экономические, этнические, культурные и другие рубежи. Здесь разграничивается внутренний континент с сильными и продолжительными морозами и территории с положительными температурами. На природных рубежах воздвигнуты Великая китайская стена и другие фортификационные сооружения. Исследователи отмечают мутагенные источники этнической пассионарности, связанные с сейсмически активными тектоническими зонами землетрясений в местах этнонациональных и этноконфессиональных конфликтов, включая Балканы, Кавказ и Центральную Азию. ЕВРАМАР проходит через обширные горные области, где относительная изоляция от внешнего мира местных народов-горцев не только способствует внутренней спаянности кланов и родов, но и многочисленным междоусобицами. Здесь исстари существовало разделение труда между горцами и жителями равнин. Великая Евразийская суперэтническая маргинальная зона есть результат <пограничных состояний> многомерного пространства, образующего коммуникационные полюса высокой энергетики. В ЕВРАМАРе расположены центры мировых религий (Иерусалим, Рим, Мекка, Медина, Исфахан), мировые пол
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|