Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. «Способности и их роль в выборе профессии».




Способности – индивидуально- психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам и навыкам.

Виды способностей:

Общие - способности, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Специальные - способности, от которых зависят успешность отдельных или специальных видов деятельности (музыкальные, математические, спортивные)

Теоретические - связанные с умением рассуждать, доказывать гипотезы, предлагать и обосновывать теории, объяснять те или иные явления.

Практические - проявляются в умении решать задачи, действуя практически.

Учебные - проявляются в приобретении новых знаний, умений, навыков.

Творческие - проявляются в создании человеком чего- либо нового

Предметные - проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.

 

 Вопросы для закрепления и повторения материала:                   

1. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования: к практическому мышлению, к образному мышлению, к абстрактному мышлению, к логическому мышлению.

2. Согласитесь ли вы с крылатыми изречениями: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует»; «Гений есть не что иное, как дар огромного терпения»; «Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота»?

Задания для самостоятельной работы:

Задание №1.

ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ СПОСОБНОСТЕЙ

Тест позволяет выявить степень развития сигнальных систем, в частности способности к созданию метафор, к образной фантазии и воображению как основе творческого мышления, а также способности к словесному описанию действительности, абстрагированию и ручным навыкам.
ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте на вопросы двумя способами: «да», если ваш ответ утвердителен, и «нет», если вы отвечаете на вопрос отрицательно.

 

 

итого
1   8   15   22   29   36   43   50    
2   9   16   23   30   37   44   51    
3   10   17   24   31   38   45   52    
4   11   18   25   32   39   46   53    
5   12   19   26   33   40   47   54    
6   13   20   27   34   41   48   55    
7   14   21   28   35   42   49   56    

Обработка результатов методики:

Подсчитайте количество ответов «да» в горизонтальных строках протокола.

Максимальная выраженность — 8 баллов, низкие значения — 2-3 балла.

1. Сумма ответов «да» 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50 — «метафоризация», способность замечать метафору в речи, образах, стихах, художественных произведениях. Использование метафоры в речи, умение самому придумать метафорическое выражение — признак творческой одаренности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Сумма ответов «да» 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51 — «образность представлений», способность к яркому, образному представлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________3. Сумма ответов «да» 3-го ряда: 3, 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52 — «символизация», способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками. Соответствует наличию способностей к точным наукам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________4. Сумма ответов «да» 4-го ряда: 4, 11, 18, 25, 32, 39, 46, 53 — «вербализация», легкость речи, способность рассказчика, умение без напряжения передавать словами сведения о тех или иных событиях.
__________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сумма ответов «да» 5-го ряда: 5, 12, 19, 26, 33, 40, 47, 54 — «абстрагирование», способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции, умение опираться на образы в процессе мышления.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Сумма ответов «да» 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55 — «рефлексивность», способность долго удерживать в памяти одну и ту же информацию, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сумма ответов «да» 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56 — «ручные навыки», способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.

Проанализируйте результаты теста и сделайте выводы, какими способностями вы обладаете и успешно владеете, а какие необходимо развивать и совершенствовать:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...