Тема 5. «Способности и их роль в выборе профессии».
Способности – индивидуально- психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам и навыкам. Виды способностей: Общие - способности, от которых зависит успешность различных видов деятельности. Специальные - способности, от которых зависят успешность отдельных или специальных видов деятельности (музыкальные, математические, спортивные) Теоретические - связанные с умением рассуждать, доказывать гипотезы, предлагать и обосновывать теории, объяснять те или иные явления. Практические - проявляются в умении решать задачи, действуя практически. Учебные - проявляются в приобретении новых знаний, умений, навыков. Творческие - проявляются в создании человеком чего- либо нового Предметные - проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.
Вопросы для закрепления и повторения материала: 1. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования: к практическому мышлению, к образному мышлению, к абстрактному мышлению, к логическому мышлению. 2. Согласитесь ли вы с крылатыми изречениями: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует»; «Гений есть не что иное, как дар огромного терпения»; «Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота»? Задания для самостоятельной работы: Задание №1. ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ СПОСОБНОСТЕЙ Тест позволяет выявить степень развития сигнальных систем, в частности способности к созданию метафор, к образной фантазии и воображению как основе творческого мышления, а также способности к словесному описанию действительности, абстрагированию и ручным навыкам.
Обработка результатов методики: Подсчитайте количество ответов «да» в горизонтальных строках протокола. Максимальная выраженность — 8 баллов, низкие значения — 2-3 балла. 1. Сумма ответов «да» 1-го ряда: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50 — «метафоризация», способность замечать метафору в речи, образах, стихах, художественных произведениях. Использование метафоры в речи, умение самому придумать метафорическое выражение — признак творческой одаренности. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сумма ответов «да» 2-го ряда: 2, 9, 16, 23, 30, 37, 44, 51 — «образность представлений», способность к яркому, образному представлению, фантазии, образному мышлению, стремление выразить эти образы в рисунках, художественные способности.
6. Сумма ответов «да» 6-го ряда: 6, 13, 20, 27, 34, 41, 48, 55 — «рефлексивность», способность долго удерживать в памяти одну и ту же информацию, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий. 7. Сумма ответов «да» 7-го ряда: 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56 — «ручные навыки», способность мастерить, ремонтировать, осуществлять тонкие ручные манипуляции с предметами, технические навыки. ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №2. Проанализируйте результаты теста и сделайте выводы, какими способностями вы обладаете и успешно владеете, а какие необходимо развивать и совершенствовать: ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|