Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Стилистически окрашенная лексика




ББК 67.99(2)95 И 17

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учебное посо-И 17 бие __ М.:Издательство БЕК, 1997. — 348 с.

ISВN 5-85639-162-4

ISВN 3-406-41383-8

Учебное пособие адресовано студентам юридических институтов, факультетов и техникумов, а также юристам—практическим работникам с целью содействовать повышению культуры письменной и устной речи юристов в различных деловых и общественных ситуациях процесса общения.

Каждый юрист найдет здесь нужный для себя материал: о языке закона и функциях языка права, о точности словоупотребления в письменной и устной речи, об особенностях языка права, о композиции процессуальных актов, об изобразительных средствах в устной публичной речи, об оформлении научных работ.

В пособии анализируются ошибки, типичные для профессиональной речи юристов, и предлагаются варианты их исправления.

и 1232130000—162 ОБ 4(03)—97

ISВN 5-85639-162-4 © Ивакина Н.Н., 1997

ISВN -406-41383-8 © Издательство БЕК, 1997


От автора

Вы выбрали профессию юриста. Учебные планы юридических вузов и факультетов направлены на то, чтобы готовить специалистов высокой культуры, широкой эрудиции. Но среди изучаемых дисциплин есть одна, основами которой должен владеть каждый интеллигентный человек, и юрист особенно, — это культура речи.

С разнообразными языковыми проблемами студенты-юристы сталкиваются при изучении государственного права (понятия государственного и официального языков в их историческом развитии, языковые права национальных меньшинств и др.), международного права (правосубъектность народов, осознающих и утверждающих свою национальную и языковую самобытность; языки международного общения и международных соглашений), уголовного процесса (языковая форма процесса, право пользоваться родным языком) и т. д. Но задумывались ли Вы над тем, насколько важно для юриста владеть богатствами и нормами родного языка, чтобы точно и грамотно выражать мысли, чтобы говорить и писать хорошо и убедительно?

Если Вам приходилось присутствовать на судебных процессах, Вы, конечно, обратили внимание на сложность и «корявость» языка оглашаемых в суде документов. А между тем ст. 312 УПК РСФСР предписывает судьям составлять приговор в ясных и понятных выражениях. Это требование относится и к другим процессуальным актам. Но как сделать язык юридического документа ясным и понятным? Кто учит юриста этому?

Ученые-юристы отмечают обратное. «В теоретических разработках, практических пособиях, — читаем у Е. Е, Подголина, — недостаточно представлены и Систематизированы языково-речевые, в том числе выразительные, способы и приемы передачи содержания судебного выступления..., недостаточно изучена и письменная речь в судопроизводстве» [145]. Результаты этого показывает С. К. Питерцев: «Отсутствие научных рекомендаций... привело к тому, что качество составляемых ныне обвинительных заключений... не отвечает современным потребностям деятельности правоохранительных органов» [142].

Данное учебное пособие ставит своей задачей ликвидировать указанные пробелы в лингвистике и юриспруденции. Написано оно в результате многолетнего чтения курса «Культура речи юриста» в Красноярском госуниверситете и имеет обучающий характер. Впервые в отечественной науке вопросы культуры речи рассматриваются в тесной связи с процессуальными вопросами, отражаются характерные особенности языка права, обусловленные его назначением и содержанием. Иллюстративным материалом являются тексты законов и подлинных процессуальных актов. Несмотря на то, что некоторые документы составлены в 70-е годы, автор счел возможным использовать их, так как язык постановлений и обвинительных заключений, составляемых со-


VI От автора

временными следователями и прокурорами, остался, к сожалению, преж- ним, с теми же недочетами.

Важным и полезным для студентов в процессе обучения является
посещение судебных процессов с последующим анализом судебных пре-
ний и постоянное общение с юристами — практическими работниками:
это организация консультаций для юристов по отдельным вопросам язы-
ка, чтение им лекций по наиболее важным темам, совместное проведе-
ние конференций.

Автор считает целесообразным подготовку студентами-юристами докладов к научным конференциям, а также написание курсовых и дипломных работ по данному курсу, что проверено многолетним опытом в Красноярском госуниверситете и способствует изучению специфики языка права. Пристальное внимание студентов-юристов к языку будет содействовать усовершенствованию языка законов и процессуальных документов.

Ноябрь 1996 г. Н. Н. Панкина


Содержание

От автора............................................................................................................... V

Условные сокращения................................................................................ XIII

Введение. Язык в профессиональной деятельности юриста

§1. Функции языка права....................................................... 1

§2. Культура речи юриста...................................................... 3

§3. Юристы и лингвисты о языке права и речи юриста........... 9

Лингвистические термины................................................... 18

Вопросы для самопроверки.................................................. 18

Примерный план практического занятия.............................. 18

Примечания...................................................................... 20

Часть I Функциональные разновидности юридической речи Тема 1. Официально-деловой стиль

§1. Функции официально-делового стиля............................. 21

§2. Стилевые и языковые черты официально-делового стиля.. 22

§3. Композиция процессуальных актов.............................. 26

Лингвистические термины................................................... 36

Вопросы для самопроверки.................................................. 36

Примерные планы практических занятий............................. 37

Занятие 1........................................................................... 37

Занятие 2........................................................................... 39

Тема 2. Научный стиль

§1. Функции и стилевые черты научного стиля.................... 41

§2. Языковые характеристики научного стиля...................... 41

§3. Подстили научного стиля............................................... 45

§4. Оформление курсовых, дипломных работ....................... 46

Лингвистические термины................................................... 50

Вопросы для самопроверки.................................................. 50

Примерный план практического занятия.............................. 50

Тема 3. Публицистический стиль

§1. Функции и стилевые черты публицистического стиля.... 58

§2. Языковые средства публицистического стиля.............. 60

§3. Публичная лекция.......................................................... 63

Лингвистические термины................................................... 71

Вопросы для самопроверки................................................... 71

Примерные планы практических занятий............................ .72

Занятие 1........................................................................... 72

Занятие 2........................................................................... 75

Тема 4. Разговорная речь

§1. Стилевые и языковые характеристики разговорной речи... 78


VIII Содержание

§ 2. Разговорные структуры в речи юриста......................................... 80

Вопросы для самопроверки....................................................................... 82

Задания........................................................................................................... 82

Примечания....................................................................................................... 83

Часть П. Функционирование языковых единиц в речи юриста

Раздел 1. Точность словоупотребления Тема 1. Значение слова

§1. Лексическое значение слова.............................................................. 85

§2. Точность словоупотребления в речи юриста................................ 87

§3. Сочетаемость слов................................................................................ 89

§4. Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слова-------- 90

Лингвистические термины......................................................................... 94

Вопросы для самопроверки....................................................................... 94

Примерный план практического занятия.............................................. 94

Тема 2. Многозначные слова и омонимы

§1. Понятие полисемии............................................................................... 99

§2. Типы полисемии................................................................................... 100

§3. Многозначные слова в речи юриста........................................... 101

§4. Сочетаемость многозначных слов................................................. 103

§5. Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов.. 104

§6. Омонимы.................................................................................................... 104

Лингвистические термины....................................................................... 106

Вопросы для самопроверки..................................................................... 106

Примерный план практического занятия..................................... ….106

Тема 3. Стилистически окрашенная лексика

§1. Функционально-стилевая окраска лексики................................. 109

§2. Экспрессивно-эмоционально окрашенная лексика................ 112

§3. Стилистически окрашенная лексика

в речи юриста.......................................................................................... 114

Лингвистические термины....................................................................... 116

Вопросы для самопроверки.................................................................... 116

Примерный план практического занятия......................................... 116

Тема 4. Синонимы

§1. Типы синонимов................................................................................... 119

§2. Функции синонимов в речи юристов.............................................. 120

§3. Ошибки в выборе синонимов..................................................... ….123

Вопросы для самопроверки..................................................................... 125

Примерный план практического занятия......................................... 125

Тема 5. Антонимы

§1. Понятие антонимов........................................................................... 127

§2. Функции антонимов в речи юриста................................................ 128


Содержание IX

Вопросы для самопроверки.................................................................... 129

Примерный план практического занятия......................................... 130

Тема 6. Паронимы

§1. Понятие паронимов. Паронимия.................................................... 131

§2. Паронимы в речи юриста................................................................. 132

§3. Парономазия......................................................................................... 135

Вопросы для самопроверки.................................................................... 136

Примерный план практического занятия......................................... 136

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...