Тема 3. Стилистически окрашенная лексика
Стр 1 из 47Следующая ⇒ ББК 67.99(2)95 И 17 Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. Учебное посо-И 17 бие __ М.:Издательство БЕК, 1997. — 348 с. ISВN 5-85639-162-4 ISВN 3-406-41383-8 Учебное пособие адресовано студентам юридических институтов, факультетов и техникумов, а также юристам—практическим работникам с целью содействовать повышению культуры письменной и устной речи юристов в различных деловых и общественных ситуациях процесса общения. Каждый юрист найдет здесь нужный для себя материал: о языке закона и функциях языка права, о точности словоупотребления в письменной и устной речи, об особенностях языка права, о композиции процессуальных актов, об изобразительных средствах в устной публичной речи, об оформлении научных работ. В пособии анализируются ошибки, типичные для профессиональной речи юристов, и предлагаются варианты их исправления. и 1232130000—162 ОБ 4(03)—97 ISВN 5-85639-162-4 © Ивакина Н.Н., 1997 ISВN -406-41383-8 © Издательство БЕК, 1997 От автора Вы выбрали профессию юриста. Учебные планы юридических вузов и факультетов направлены на то, чтобы готовить специалистов высокой культуры, широкой эрудиции. Но среди изучаемых дисциплин есть одна, основами которой должен владеть каждый интеллигентный человек, и юрист особенно, — это культура речи. С разнообразными языковыми проблемами студенты-юристы сталкиваются при изучении государственного права (понятия государственного и официального языков в их историческом развитии, языковые права национальных меньшинств и др.), международного права (правосубъектность народов, осознающих и утверждающих свою национальную и языковую самобытность; языки международного общения и международных соглашений), уголовного процесса (языковая форма процесса, право пользоваться родным языком) и т. д. Но задумывались ли Вы над тем, насколько важно для юриста владеть богатствами и нормами родного языка, чтобы точно и грамотно выражать мысли, чтобы говорить и писать хорошо и убедительно?
Если Вам приходилось присутствовать на судебных процессах, Вы, конечно, обратили внимание на сложность и «корявость» языка оглашаемых в суде документов. А между тем ст. 312 УПК РСФСР предписывает судьям составлять приговор в ясных и понятных выражениях. Это требование относится и к другим процессуальным актам. Но как сделать язык юридического документа ясным и понятным? Кто учит юриста этому? Ученые-юристы отмечают обратное. «В теоретических разработках, практических пособиях, — читаем у Е. Е, Подголина, — недостаточно представлены и Систематизированы языково-речевые, в том числе выразительные, способы и приемы передачи содержания судебного выступления..., недостаточно изучена и письменная речь в судопроизводстве» [145]. Результаты этого показывает С. К. Питерцев: «Отсутствие научных рекомендаций... привело к тому, что качество составляемых ныне обвинительных заключений... не отвечает современным потребностям деятельности правоохранительных органов» [142]. Данное учебное пособие ставит своей задачей ликвидировать указанные пробелы в лингвистике и юриспруденции. Написано оно в результате многолетнего чтения курса «Культура речи юриста» в Красноярском госуниверситете и имеет обучающий характер. Впервые в отечественной науке вопросы культуры речи рассматриваются в тесной связи с процессуальными вопросами, отражаются характерные особенности языка права, обусловленные его назначением и содержанием. Иллюстративным материалом являются тексты законов и подлинных процессуальных актов. Несмотря на то, что некоторые документы составлены в 70-е годы, автор счел возможным использовать их, так как язык постановлений и обвинительных заключений, составляемых со-
VI От автора временными следователями и прокурорами, остался, к сожалению, преж- ним, с теми же недочетами. Важным и полезным для студентов в процессе обучения является Автор считает целесообразным подготовку студентами-юристами докладов к научным конференциям, а также написание курсовых и дипломных работ по данному курсу, что проверено многолетним опытом в Красноярском госуниверситете и способствует изучению специфики языка права. Пристальное внимание студентов-юристов к языку будет содействовать усовершенствованию языка законов и процессуальных документов. Ноябрь 1996 г. Н. Н. Панкина Содержание От автора............................................................................................................... V Условные сокращения................................................................................ XIII Введение. Язык в профессиональной деятельности юриста §1. Функции языка права....................................................... 1 §2. Культура речи юриста...................................................... 3 §3. Юристы и лингвисты о языке права и речи юриста........... 9 Лингвистические термины................................................... 18 Вопросы для самопроверки.................................................. 18 Примерный план практического занятия.............................. 18 Примечания...................................................................... 20 Часть I Функциональные разновидности юридической речи Тема 1. Официально-деловой стиль §1. Функции официально-делового стиля............................. 21 §2. Стилевые и языковые черты официально-делового стиля.. 22 §3. Композиция процессуальных актов.............................. 26 Лингвистические термины................................................... 36 Вопросы для самопроверки.................................................. 36 Примерные планы практических занятий............................. 37 Занятие 1........................................................................... 37 Занятие 2........................................................................... 39 Тема 2. Научный стиль
§1. Функции и стилевые черты научного стиля.................... 41 §2. Языковые характеристики научного стиля...................... 41 §3. Подстили научного стиля............................................... 45 §4. Оформление курсовых, дипломных работ....................... 46 Лингвистические термины................................................... 50 Вопросы для самопроверки.................................................. 50 Примерный план практического занятия.............................. 50 Тема 3. Публицистический стиль §1. Функции и стилевые черты публицистического стиля.... 58 §2. Языковые средства публицистического стиля.............. 60 §3. Публичная лекция.......................................................... 63 Лингвистические термины................................................... 71 Вопросы для самопроверки................................................... 71 Примерные планы практических занятий............................ .72 Занятие 1........................................................................... 72 Занятие 2........................................................................... 75 Тема 4. Разговорная речь §1. Стилевые и языковые характеристики разговорной речи... 78 VIII Содержание § 2. Разговорные структуры в речи юриста......................................... 80 Вопросы для самопроверки....................................................................... 82 Задания........................................................................................................... 82 Примечания....................................................................................................... 83 Часть П. Функционирование языковых единиц в речи юриста Раздел 1. Точность словоупотребления Тема 1. Значение слова §1. Лексическое значение слова.............................................................. 85 §2. Точность словоупотребления в речи юриста................................ 87 §3. Сочетаемость слов................................................................................ 89 §4. Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слова-------- 90 Лингвистические термины......................................................................... 94 Вопросы для самопроверки....................................................................... 94 Примерный план практического занятия.............................................. 94 Тема 2. Многозначные слова и омонимы §1. Понятие полисемии............................................................................... 99 §2. Типы полисемии................................................................................... 100
§3. Многозначные слова в речи юриста........................................... 101 §4. Сочетаемость многозначных слов................................................. 103 §5. Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов.. 104 §6. Омонимы.................................................................................................... 104 Лингвистические термины....................................................................... 106 Вопросы для самопроверки..................................................................... 106 Примерный план практического занятия..................................... ….106 Тема 3. Стилистически окрашенная лексика §1. Функционально-стилевая окраска лексики................................. 109 §2. Экспрессивно-эмоционально окрашенная лексика................ 112 §3. Стилистически окрашенная лексика в речи юриста.......................................................................................... 114 Лингвистические термины....................................................................... 116 Вопросы для самопроверки.................................................................... 116 Примерный план практического занятия......................................... 116 Тема 4. Синонимы §1. Типы синонимов................................................................................... 119 §2. Функции синонимов в речи юристов.............................................. 120 §3. Ошибки в выборе синонимов..................................................... ….123 Вопросы для самопроверки..................................................................... 125 Примерный план практического занятия......................................... 125 Тема 5. Антонимы §1. Понятие антонимов........................................................................... 127 §2. Функции антонимов в речи юриста................................................ 128 Содержание IX Вопросы для самопроверки.................................................................... 129 Примерный план практического занятия......................................... 130 Тема 6. Паронимы §1. Понятие паронимов. Паронимия.................................................... 131 §2. Паронимы в речи юриста................................................................. 132 §3. Парономазия......................................................................................... 135 Вопросы для самопроверки.................................................................... 136 Примерный план практического занятия......................................... 136
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|