Тема 7. Иноязычная лексика
§1. Заимствования из отдельных языков............................................ 138 §2. Освоение иноязычной лексики........................................................ 140 §3. Иноязычная лексика в языке права.............................................. 141 §4. Ошибки в употреблении иноязычной лексики.......................... 142 Вопросы для самопроверки.................................................................... 143 Примерный план практического занятия......................................... 144 Тема 8. Активная и пассивная лексика русского языка §1. Устаревшая лексика........................................................................... 147 §2. Новые слова........................................................................................149 Вопросы для самопроверки.................................................................... 150 Примерный план практического занятия............................................ 151 Тема 9. Профессиональная юридическая лексика §1. Юристы о терминологии уголовного закона.............................. 152 §2. Понятие термина. Его характеристики........................................ 153 §3. Грамматическое оформление терминов....................................... 155 §4. Оценочная лексика в составе терминов....................................... 1Б6 §5. Многозначные слова в функции терминов.................................. 157 §6. Ошибки в терминологии уголовного закона............................... 158 Лингвистические термины....................................................................... 159 Вопросы для самопроверки.................................................................... 160 Примерный план практического занятия........................................ 160 Примечания.................................................................................................. 163 Раздел 2. Точность употребления устойчивых, словосочетаний Тема 1. Фразеологические единицы в речи юриста §1. Понятие фразеологического оборота. Его характеристики ….... 165 §2. Стилистическое использование фразеологических оборотов................................................................... 167
§3. Ошибки в употреблении фразеологических оборотов............. 169 Лингвистические термины...................................................................... 170 Вопросы для самопроверки.................................................................... 170 Примерный план практического занятия........................................... 170 Тема 2.Юридические клише и штампы §1. Понятие речевого клише и штампа................................................ 172 §2. Клише в письменной речи юриста................................................ 175 Содержание §3. Клише в судебной монологической речи................................... 178 Лингвистические термины....................................................................... 181 Вопросы для самопроверки................................................................... 181 Примерный план практического занятия............................................ 182 Тема 3. Оценочные структуры в тексте закона §1. Термины оценочного характера..................................................... 184 §2. Семантические группы оценочных структур.......................... 185 §3. Грамматическое оформление терминов оценочного характера..................................................................................................... 187 Лингвистические термины....................................................................... 189 Вопросы для самопроверки.................................................................... 189 Примерный план практического занятия............................................ 189 Примечания............................................................................................... 189 Раздел 3. Точность употребления морфологических единиц Тема 1. Употребление форм имен существительных §1. Категория рода имен существительных....................................... 191 §2. Категория одушевленности / неодушевленности...................... 192 §3. Склонение фамилий......................................................................... 193 §4. Варианты падежных окончаний имен существительных... 195 Вопросы для самопроверки.................................................................... 197 Примерный план практического занятия ………………....... 198 Тема 2. Употребление форм имен прилагательных
§1. Синонимия полных и кратких форм прилагательных........... 200 §2. Синонимия форм степеней сравнения прилагательных.... 201 §3. Синонимические формы кратких прилагательных................ 202 Вопросы для самопроверки.................................................................... 203 Примерный план практического занятия............................................ 203 Тема 3. Употребление имен числительных §1. Трудности в употреблении количественных числительных 205 §2. Трудности в употреблении собирательных числительных. 207 Лингвистические термины....................................................................... 209 Вопросы для самопроверки.................................................................... 209 Примерный план практического занятия......................................... 209 Тема 4. Употребление местоимений §1. Употребление личных местоимений........................................... 211 §2. Употребление возвратного местоимения себя и притяжательного местоимения свой. ................................................ 212 §3. Синонимия определительных местоимений................................ 213 Вопросы для самопроверки.................................................................... 214 Примерный план практического занятия......................................... 214 Тема 5. Употребление форм глагола §1. Синонимия форм наклонений......................................................... 217 §2. Синонимия форм времени................................................................ 218 Содержание XI § 3. Синонимия личных форм глаголов....................................................... 220 §4. Трудности употребления некоторых форм глаголов............... 220 §5. Синонимия форм причастий и деепричастий............................ 224 Вопросы для самопроверки..................................................................225 Примерный план практического занятия........................................... 225 Примечания................................................................................................. 228 Раздел 4. Точность употребления синтаксических единиц Тема 1. Функции порядка слов §1. Актуальное членение предложения.............................................. 230 §2. Прямой порядок слов...................................................................... 231 §3. Порядок расположения членов простого предложения ……233 §4. Обратный порядок слов.................................................................... 236 Лингвистические термины...................................................................... 239 Вопросы для самопроверки.................................................................... 239 Примерный план практического занятия........................................... 239
Тема 2. Варианты форм согласования §1. Согласование сказуемого с подлежащим................................... 244 §2. Согласование определения с определяемым словом........ 246 Вопросы для самопроверки.................................................................... 247 Примерный план практического занятия........................................... 247 Тема 3. Варианты форм управления §1. Управление предложное и беспредложное ………………….249 §2. Синонимия предлогов........................................................................ 251 §3. Управление при переходных глаголах с отрицанием............. 252 §4. Формы управления в языке права.................................................. 252 §5. Управление при однородных членах предложения................. 254 Вопросы для самопроверки.................................................................... 254 Примерный план практического занятия ………………………255 Тема 4. Функции предложений с однородными членами §1. Функции однородных членов предложения в тексте закона и процессуальных актов............................................ 257 §2. Функции однородных членов предложения в судебной речи............................................................. ........................... 260 §3. Ошибки в использовании однородных членов........................... 261 Вопросы для самопроверки.................................................................... 265 Примерный план практического занятия........................................ 265 Тема 5. Параллельные синтаксические конструкции §1. Функции параллельных синтаксических конструкций в речи юриста.................................................................... 268 §2. Употребление в речи причастных оборотов.............................. 270 §3. Употребление деепричастных оборотов..................................... 273 §4. Конструкции с отглагольными существительными.................. 275 XII Содержание Лингвистические термины....................................................................... 276 Вопросы для самопроверки.................................................................... 276 Примерный план практического занятия......................................... 277 Тема 6. Употребление сложных предложений §1. Функции сложных предложений в языке права........................ 281 §2. Ошибки в сложных предложениях................................................. 283 Лингвистические термины....................................................................... 287
Вопросы для самопроверки................................................................... 287 Примерный план практического занятия......................................... 287 Примечания................................................................................................. 291 Заключение ……………………………………………………………….293 Литература.......................................................................................................... 294 Приложения. Тексты для стилистической правки 1. Постановление о предании суду....................................................... 311 2. Обвинительное заключение по делу Василенко.......................... 312 3. Обвинительное заключение по делу Плескацевича................314 4. Обвинительное заключение по делу Чайкиной............................ 317 5. Обвинительное заключение по делу Новикова............................ 320 6. Обвинительная речь по делу Стренова........................................ 322 7. Обвинительная речь по делу Легалина........................................... 328 8. Обвинительная речь по делу Томашенко....................................... 329 9. Приговор по делу Айсберг.................................................................. 332 Условные сокращения Д. И. К. - А. И. Кулешова М. М. Т. - М. М. Тетельбаум А. И. Р. - А. И. Рожанский М. У. Г. - М. У. Гуляева А. И. У. - А. И. Урусов М. Ф. X. - М. Ф. Хаткевич Д. И. Ц. - А. И. Цубин Н. В. В. - Н. В. Васильченко Д. С. Э. - А. С. Экмекчи Н. В. К. – Н.В. Крыленко А. Ф. К. - А. Ф. Кони Н. И. X. - Н. И. Холев В. В. Ш. - В. В. Шапочников Н. П. К - Н.П. Карабчевский В. Г. Д. - В. Г. Даев Н. П. Кан - Н. П. Кан В. Д. Г. – В.Д. Гольдинер О. В. Д. - О. В. Дервиз В. Д. С. - В. Д. Спасович О. С. П. – О. С. Перцов В. И. Ц. - В. И. Царев П. А. А. – П. А. Александров В. И. Ш. - В. И. Шингарев В.Л.Р.-В.Л. Россельс П. А. Др. - П. А. Дроздов Г. А. Б. - Г. А. Бородин Р. А. Р. – Р. А. Руденко Г. М. Ш. - Г. М. Шафир С. А. А. – С. А. Андреевский И. 3. Ф. - И. 3. Фурер Ф. Д. И. – Ф. Д. Ицков И. М. К. - И. М. Кисенишский Ф. Н. П. - Ф. Н. Плевако К. Ф. X. - К. Ф. Хартулари Ю. И. Л. - Ю. И. Лурья М. Б. Ч. - М. Б. Черняк Я. И. Г. - Я. И. Горнштейн М. Г. К. - М. Г. Казаринов Я. С. К. - Я. С. Киселев Задумайтесь, почему мы с благоговением произносим имена старых русских юристов? Почему часто вспоминаем их? В. М. Совгорсий ..нам нужно возродить старую русскую юридическую школу — подготовку людей высококвалифицированных, глубоко интеллигентных. А. Б. Венгеров ...нам не обойтись без высокой гуманитарной культуры юриста. Без культуры нет права и нет правоведа. И. И. Карпец (Из разговора за «круглым столом» в редакции газеты «Неделя») ВВЕДЕНИЕ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|