Функции и стилевые черты научного стиля
Язык науки многим кажется непонятным, трудным, однако он рассчитан на лиц, имеющих определенную подготовку в той или иной научной области, и обслуживает он сферу науки, основная функция которой —.выработать объективные знания о предметами явлениях, идеях и законах действительности, вскрыть их закономерности Явления действительности познаются учеными с помощью исследований, и результаты их описываются, обсуждаются и доказываются в научных сочинениях, для которых необходимы качества речи, позволяющие автору адекватно передать информацию о познанном явлении и убедить адресата в, ее объективности. Все сказанное требует таких языковых средств, которые раскрыли бы движение мысли исследователя, подчеркнули бы логичность и точность мышления, сделали мысль строго аргументированной. Необходимо оговориться, что степень воздействия научного произведения зависит от того, насколько убедительны приводимые исследователем аргументы. Сфера научного общения требует наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли, а основной формой мышления в науке является понятие. Ход мыслей автора проявляется в суждениях и умозаключениях, которые строятся в строгой логической последовательности и способствуют поиску истины, выведению одних знаний из других. Самыми общими специфическими чертами научного стиля, вытекающими из абстрактности (понятийности) и строгой логичности мышления, пишет М. Н. Кожина, являются отвлеченно-обоб-щенность и подчеркнутая логичность изложения.. Производными стилевыми чертами являются смысловая точность (однозначность), объективность изложения1. Н. М. Разинкина отмечает, что «логи-ческая строгость, объективность, последовательность и точность -— вот те свойства, которые считаются идеалом научной прозы»2.
Языковые характеристики научного стиля Как проявляются стилевые черты научной речи в языковых средствах? Отвлеченно-обобщенность требует использо- 42 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи вания абстрактной лексики (напр.: значение, внимание, состояние и т. д.), глаголов с обобщенным значением действия или со-: стояния: существуют, имеются, состоит, используются, употребляются и др.; почти каждое слово обозначает общее понятие или абстрактный предмет. Обобщенности служат и такие языковые единицы, как нередко, довольно часто, как правило, в большинстве случаев, наиболее частотны, определенные, большей частью, крайне редко и др. Обобщенности близка по значению объективность изложения, которая на морфологическом уровне проявляется в использовании глаголов страдательного залога (напр.: Гипотеза статьи выражается, как правило, придаточным условным; в одной и той же статье УК РСФСР употребляется несколько рядов однородных членов)*, глаголов с ослабленным лексическим значением (напр.: Действия следователя по осуществлению «культурных» норм относятся к объективной стороне культуры следственных действий), глаголов настоящего времени со, значением постоянного действия. Низок процент глаголов 1-го' лица, в основном это глаголы множественного числа в сочетании с авторским мы (Однородные члены предложения мы понимает как члены предложения, обозначающие логически сопоставимые понятия или: В этой статье мы наблюдаем наличие многочленного ряда), и совершенно не используются глаголы 2-го лица. Точка зрения автора реализуется в таких языковых единицах: нам представляется, по нашему мнению, по нашим наблюдениям, автор считает, мы придерживаемся точки зрения и многих подобных. На синтаксическом уровне объективность проявляется в прямом порядке слов (изложение идет от известного к неизвестному), в большом количестве «ссылочных» оборотов (напр.: при употреблении местоимений, указывает Д.Э. Розенталь, важно учитывать контекст), в использовании безличных предложений типа необходимо отметить, следует остановиться на рассмотрении представляется возможным, можно сделать вывод, нами отмечено, следует сказать и страдательных пассивных конструкций: В юридической литературе неоднократно выража лось мнение...
Проявлению точности способствуют термины (чаще составные или иноязычного происхождения), преобладание имени над глаголом (в тексте: Данные положения являются методоло- * Примеры в данной теме приводятся из курсовой, работы «Функции однород-ных членов предложения в тексте уголовного закона» и дипломной работы «Речевая культура процессуальных актов предварительного расследования». Тема 2. Научный стиль 43 гической базой для решения вопроса о требованиях, предъявляемых к процессуальным актам, — всего один глагол с ослабленным лексическим значением; в примере: Для вывода о законности процессуального акта важное значение имеет указание во вводной части места, времени, лица, выносящего решение, — один глагол с ослабленным лексическим значением), большое количество отыменных предлогов (по мере, вследствие, посредством, в течение и др.), сложных предложений. Показательны для научного стиля такие сложноподчиненные предложения, в которых основная информация содержится в придаточном, главное же предложение лишено информации и служит лишь для перехода от одной мысли к другой (Следует сказать, что наблюдения над синтаксисом уголовного закона начаты нами впервые гот: Заметим, что Т. В. Губаева рассматривает вопрос о типологии следственных решений широко); придаточные условные с союзом если-, то и придаточные времени с союзом в то время как употребляются для сопоставления частей предложения: Если при написании курсовых работ студент учится анализировать и обобщать научный материал, делать выводы, то в дипломной работе рассматриваются, как правило, серьезные, актуальные проблемы, которые студент решает самостоятельно (пример наш. — Н. И.).
Для научных произведений характерна подчеркнутая логичность. Различается логичность на уровне целого текста, на уровне отдельных его композиционных частей, на уровне связного текста. Логичность на уровне целого текста создается его композицией и в первую очередь развернутым, четким планом. Все формулировки плана должны точно выражать мысли автора, чтобы, прочитав план, рецензент или любой другой читатель мог ясно представить не только то, какие вопросы будут рассматриваться в работе, но и как рассматриваться, в каком направлении, с каких позиций. Можно сказать, что план — это зеркало всей научной работы. В качестве примера можно привести план дипломной работы по теме «Понятие и структура уголовно-процессуальной деятельности защитника». Введение Глава 1. Деятельность как предмет междисциплинарного изучения. § 1. Понятие деятельности в психологии. § 2. Понятие деятельности в социологии. § 3. Понятие деятельности в философии. § 4. Общее понятие структуры деятельности и отдельных ее элементов. 44 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи Глава 2. Понятие уголовно-процессуальной деятельности. § 1. Сущность уголовного процесса. § 2. Уголовно-процессуальная деятельность как вид познавательной деятельности. Глава 3. Понятие уголовно-процессуальной деятельности защитника. § 1. Место уголовно-процессуальной деятельности защитника в системе единой уголовно-процессуальной деятельности. § 2. Средства достижения цели уголовно-процессуальной деятельности за- § 3. Результат уголовно-процессуальной деятельности защитника: критерии оценки. Заключение Подчеркнутая логичность на уровне композиционных частей и на уровне связного текста проявляется в последовательном переходе от одной мысли к другой, в наличии средств связи между единицами текста: Однородные члены предложения в зависимости, от их позиции в структуре уголовно-правовой нормы могут выполнять различные коммуникативные функции. В диспозиций одной и той же статьи в большинстве случаев предусматривается ряд преступлений, равноценных по степени тяжести. Сооб разно с этим однородные члены могут обозначать ряд сопоставимых, равноценных преступлений. Кроме того, одно и то же преступление может иметь ряд равноценных признаков, поэтому однородные члены называют основные характерные признаки одного и того же преступления как составные части одного целого. Далее. В гипотезе нередко указывается вред, который может быть причинен преступными действиями, и лица, которым причинен этот вред. Следовательно, однородные члены конкретизируют вред, причиненный преступными действиями, и потерпевших.
В качестве средств связи могут использоваться местоимение, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, большое значение и др.), вводные слова и предложения, выражающие отношения между частями (как уже говорилось, как было сказало, как было отмечено, очевидно и др.), специальные средства, указывающие на последовательность развития мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых и т. д.), противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (поэтому, благодаря этому, сообразно с-, вследствие этого, следовательно, кроме того, к тому же и др.), переход от одной мысли к другой (обратимся к..; рассмотрим; прежде чем перейти к-, остановимся на-; рассмотрев, перейдем к..; необходимо остановиться на-; необходимо рассмотреть и др.), итог, вывод (итак, таким образом, зна- Тема 2. Научный стиль 45 чит, в заключение скажем, в заключение следует сказать, все сказанное позволяет сделать вывод; как видим; подводя итог, следует сказать ….). Кроме того, связь между предложениями может осуществляться путем повторения слов. Союзная связь между частями предложения способствует подчеркиванию отношений между ними. Безобразность научного стиля проявляется в отсутствии эмоционально окрашенной и сниженной лексики. Подстили научного стиля Научный стиль неоднороден. В нем выделяются: 1)_собственно научные тексты написанные специалистами рассчитанные на специалистов. Это статьи, монографии, доклады, тезисы докладов, рефераты, авторефераты, рецензии, диссертации; 2) научно-популярные произведения, знакомящие неспециалистов с достижениями разных отраслей наук; 3) учебно-научные сочинения, предназначенные для обучения специалистов. Научно-популярная литература, рассказывающая просто о
Жанры учебно-научного подстиля перечислены в начале параграфа. Цель научной студенческой работы — привить навыки самостоятельной научной работы на основе углубленного изучения какой-либо темы, научить студентов анализировать и обобщать научный материал, делать из него объективные выводы, самостоятельно решать отдельные научные проблемы. Цель курсовой работы конкретно определяется в каждом отдельном случае. Это может быть изучение теоретического материала по выбранной теме, различных точек зрения ученых, обобщение материала, например, по некоторым темам по истории и теории государства и права; может быть самостоятельная разработка какого-либо вопроса или его части. Теоретическая часть работы обязательно подкрепляется практическими наблюдениями, ар- 46 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи хивными материалами, экспериментами и т. д. Если при написании курсовых работ студент учится делать научные выводы, ТО в дипломной работе рассматриваются, как правило, серьезные, актуальные проблемы, которые студент решает самостоятельно. Дипломная работа подводит итог всей научной работе студента за годы обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|