Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оформление курсовых, дипломных работ




Научные сочинения строятся по стандарту, отступать от которого не рекомендуется. Каждая научная работа состоит из трех частей: введения, основной (главной) части и заключения.

Первая часть (введение) вводит читающего в тему: в ней дается обоснование актуальности выбранной темы, определяется цель и.задачи данного исследования. Во введении должны быть рассмотрены следующие вопросы: 1) важность (актуальность) для науки и практической деятельности темы, выбранной для курсовой (дипломной) работы; 2) степень разработанности данного вопроса в науке; здесь необходимо найти слабо изученные или противоречивые стороны этого вопроса, которым и будет посвящена работа; 3) определение цели, задач исследования. Вот пример введения к дипломной работе по теме «Речевая культура процессуальных актов предварительного расследования»:

«В современных условиях необходимости повышения общей культуры судопроизводства большое значение придается культуре процессуальных действий работников следственных органов. Производство следственных действий всегда связано с составлением следователями процессуальных актов. От культуры их оформления зависят в целом эффективность, правовая культура и воспитательная роль предварительного расследования. В связи с этим важное значение приобретают вопросы речевой культуры работников следственных органов.

Однако российская юриспруденция и лингвистика располагают пока незначительным количеством работ о языке правовых актов. В основном это написанные юристами журнальные статьи, в которых содержатся лишь общие рассуждения о доходчивости языка. Из лингвистов вопросам культуры письменной речи следователя посвятили работы Т. В. Губаева [21, 22], Н. Н. Ивакина [28, 29], Л. П. Крысий [27]. Однако в работах Т.В Губаевой и Л. П. Крысина нами отмечены неточные формулировки в оформлении процессуальных актов. II

В работах юристов, посвященных культуре оформления процессуальных
актов, мысли сводятся к тому, что процессуальные документы должны быть
оформлены кратко, ясно и грамотно [см. 39, 41, 45, 47, 66]. Анализ актов предва-
рительного расследования показал, что они не всегда отвечают требованиям,
предъявляемым к ним.

Поэтому, обращаясь к данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи: дать общую характеристику процессуальных актов предварительного расследования, раскрыть взаимодействие языка и права, провести лингвистический анализ процессуальных актов, выявить наиболее типичные для них речевые ошибки, выработать примерные образцы актов предварительного расследования.


Тема 2. Научный стиль 47

Дипломная работа выполнена на основе анализа 50 уголовных дел. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава посвящена правовой характеристике процессуальных актов предварительного расследования. В ней рассмотрены следующие вопросы: понятие культуры следственных действий, значение их письменной фиксации; требования, предъявляемые к процессуальным документам, их типологическая характеристика. Вторая глава раскрывает роль языка в жизни общества, функции языка права. В третьей главе нашли отражение результаты лингвистического анализа юридических документов: стилевые черты и композиция процессуальных актов, языковые ошибки в них Кроме того, приведены примерные образцы актов предварительного расследования.

Новизна работы определяется тем, что в ней рассматривается взаимодействие правовых и языковых норм. Материалы дипломной работы апробированы на научных студенческих конференциях в Пермском, Казанском и Красноярском госуниверситетах».

Пример введения к курсовой работе на тему «Юридическая ответственность»:

«Необходимым условием укрепления и развития общества являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Основная закономерность развития законности состоит в ее неуклонном укреплении по мере продвижения вашего общества к новым горизонтам. Однако эта закономерность не действует автоматически и беспрепятственно. Существует немало факторов объективного и субъективного характера, которые порождают нарушение законности, противодействуют рассматриваемой закономерности. Таким образом, юридическая ответственность относится к числу необходимых и важных специальных средств, предназначенных для обеспечения законности. Тем самым определяется необходимость и важность всесторонней теоретической разработки вопроса об ответственности по праву.

В юридической литературе последних лет много внимания уделяется проблемам юридической ответственности. Вопросы правовой ответственности веет сторонне исследованы в работах И. С. Самощенко, М. X. Фарукщина, И. И. Карпеца, С. Н. Братуся, Н. С. Мамина, О. Э. Лейста и многих других.

Некоторые стороны этой обширной и сложной проблемы глубоко разработаны, однако исследование других явно недостаточно. Сложность заключается прежде всего в неполноте исследования общего понятия правовой ответственности, без чего невозможна разработка теории ответственности в праве. Разработка общего понятия позволит выяснить природу и назначение данного правового института, установить единые основания, условия и принципы применения его норм.

Все сказанное предопределяет характер данной работы: она является попыткой исследования общего понятия ответственности в праве».

Недостатком данного введения является то, что в нем нарушено требование объективности изложения: не указаны источники и работы названных авторов, как это сделано в первом примере. Кроме того, в предложении Некоторые стороны этой... (см. текст) нет конкретности. Следовало указать, какие именно стороны данной проблемы глубоко разработаны и кем и какие из них не получили должного внимания со стороны ученых. Это было бы хорошим переходом к определению задач данной работы и лик-

 


 

48 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи

видировало бы последующее многословие: Сложность заключается прежде всего и дальше.

Удачно сформулирована цель работы: это первая научная работа студентки, не претендующая на глубокое исследование вопроса, поэтому сказано, что она является попыткой исследования.

Вступление к научному докладу гораздо короче, оно более компактно. Пример вступления к докладу на тему «Синтаксические средства раскрытия уголовно-правовой нормы»:

«Обращение к данной теме можно объяснить, во-первых, тем, что рассмотрение синтаксических явлений в тексте уголовного закона представляется очень важным, так как именно синтаксический строй, непосредственно связанный с оформлением и выражением уголовно-правовой нормы, в значительной степени определяет его стилевые особенности. Во-вторых, в литературе по законодательной стилистике неоднократно выражалось мнение о простоте (доступности) языка уголовного закона как его важнейшей стилевой черте, например, в работах Н. Ф. Кузнецовой, А. А. Ушакова. Между тем язык уголовного закона специальному лингвистическому анализу до сих пор не подвергался. Мы поставили своей задачей рассмотреть...»

В главной части учебно-научной работы содержатся данные, полученные в результате исследования, их систематизация, объяснение. Главная часть делится на главы и состоит, как правило, из трех глав; допускаются две главы, гораздо реже — четыре. Первая глава носит теоретический характер, в ней определяется предмет исследования, рассматривается история вопроса, которому посвящена работа; сопоставляются различные точки зрения ученых, т. е. намечается тот конфликт, который должен быть разрешен в следующих главах. Не забывайте, что изложение в работе ведется от констатации → к опровержению → к доказательству. В первой главе даются констатация и опровержение. В последующих главах излагаются фактические данные, доказывается выдвинутая автором гипотеза (тезис).

Жаждая глава включает в себя несколько параграфов, которым предшествует небольшое вступление. В конце каждой главы делается вывод. К первой главе («Взаимосвязь обстановки совершения преступления с основными положениями методики расследования взяточничества») дипломной работы по теме «Расследование взяточничества на начальном этапе» дано такое вступление:

«Прежде чем приступить к изложению вопросов расследования взяточничества, необходимо вначале дать краткую характеристику условий, отражающих не только социально-экономическую среду, но и те ее факторы, которые оказывают влияние на процесс расследования, в том числе и на разработку методик по расследованию преступлений. Затем рассмотрим понятийный аппарат методики расследования преступлений вообще, в том числе и методики расследования взяточничества».


Тема 2. Научный стиль 49

К главе «Общая характеристика процессуальных актов предварительного расследования» дипломной работы по теме «Речевая культура процессуальных актов...» дано следующее вступление:

«Уголовно-процессуальный закон ставит перед следователем задачу быстрого и полного раскрытия преступлений. Для выполнения этой задачи следователь производит определенные следственные действия, которые оформляются в предусмотренную законом процессуальную форму. Каждый процессуальный документ должен отвечать определенным требованиям. Поэтому необходимо рассмотреть в данной главе вопросы культуры следственных действий, значение их письменной фиксации; определить требования, предъявляемые к процессуальным актам, дать их типологическую характеристику».

Заключение к этой же главе:

«Итак, мы дали юридическую характеристику процессуальных актов предварительного расследования. Однако «все в праве выражается через язык: и сама правовая норма как единство государственной воли и особой ее логической структуры, и средства выражения правовой нормы вовне» [83, с. 3]. Поэтому во второй главе необходимо рассмотреть вопросы взаимодействия языка и права».

Такое оформление материала реализует основную стилевую черту научного стиля — подчеркнутую логичность.

В заключении научной работы формулируются общие выводы, могут быть высказаны предложения по усовершенствованию решения данной проблемы. Заключение обязательно должно быть связано с содержанием работы. Оно не должно быть длинным. Прочитайте заключение дипломной работы о речевой культуре процессуальных актов:

«Проведенный нами анализ процессуальных актов предварительного расследования показал, что тема, взятая для дипломного исследования, актуальна. Будущий юрист обязан знать, что процессуальный документ должен быть написан юридически грамотно, в соответствии с современным уровнем правовых знаний, с соблюдением правил грамматики и стилистики. Для этого необходимо повседневно не только углублять правовые знания, но и повышать культуру письменной речи. Пути повышения культуры речи следователя мы видим следующие. Считаем необходимым введение на всех юридических факультетах вузов спецкурса «Культура речи юриста», в котором большое внимание уделять работе с процессуальными документами. Полезно было бы организовать проведение регулярных занятий для следователей по культуре официально-деловой речи.

Требуется пересмотреть тексты и их оформление в сборнике «Процессуальные акты предварительного расследования. Примерные образцы». С этой целью необходимо привлечь к работе лингвистов.

Предлагаем отразить в уголовно-процессуальном законе единые требования, которым должен соответствовать каждый процессуальный документ. Все сказанное в конечном итоге даст положительные результаты».

Предваряет каждую научную работу оглавление, в конце работы приводится список использованной литературы.


50 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи


Тема 2. Научный стиль



 


Лингвистические термины

Отыменные предлоги — предлоги, образованные от имен существительных: наряду с., в течение, в связи и др.

Вопросы для самопроверки

1. Какова функция научного стиля? 2. Какие функции выполняет язык в научном стиле? 3. Что является формой мышления в науке? 4. Какой способ изложения характерен для научных произведений? 5. Назовите стилевые черты научного стиля. 6. Как проявляются стилевые черты научной речи в языковых средствах? 7. Почему логичность в научном стиле называется подчеркнутой? 8. Какие подстили выделяются в научном стиле? 9. Какова композиция курсовой, дипломной работы? 10. Какие вопросы необходимо поставить во введении к научной работе? 11. Какова структура главной части научной работы? 12. Каким требованиям должно отвечать заключение?

Примерный план практического занятия Теоретическая часть

1. Сфера общения, социальная функция, способ мышления научного стиля.

2. Стилевые черты научного стиля.

3. Языковые характеристики.

4. Подстили и жанры научного стиля.

5. Композиция учебного научного сочинения.

Практическая часть

Задание 1. Помогите автору! Прочитайте материалы, предложенные профессором-юристом в качестве плана по теме «Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике». Отметьте недоработки в составлении плана, в оформлении формулировок. Подумайте, можно ли по данному плану представить цель, основные мысли автора, глубину раскрытия темы. Логично, ли раскрывается тема? Дайте полезные советы. Попытайтесь составить план основной части: выделите главы и параграфы к ним.

Предисловие. Главы.

1. Идеальные объекты в правовой науке, и правовом регулировании. Роль языка. Юридические документы.

2. Нормы и правовые предписания.


 

3. Субъективные права и юридические обязанности.

4. Принципы правовой науки и правовой перестройки.

5. Проблемы и вопросы.

6. Факты в юридической науке и правовом регулировании.

7. Оценки в правовом регулировании.

8. Идеальные модели в правоведении.

9. Аксиомы в праве и юридической науке.

10. Призывы, рекомендации, директивы, соглашения. Метафоры и афоризмы
в юридической науке.

Задание 2. В отрывке из научного сочинения по теме «Логико-языковые феномены...» выделите языковые средства всех уровней, характерные для научного стиля. Отметьте употребление разговорных средств, замените их; вставьте пропущенные слова, ликвидируйте многословие.

Нормы права зачастую определяются как «мера», «масштаб», «образ» поведения, а последнее время и как «модель поведения». Никто, конечно, не приписывает этим «мере», «масштабу» или «модели» статуса материального вещественного феномена, а явно или неявно рассматривает их в качестве идеальных объектов (образов). Чаще всего норма права определяется через такое общее понятие, как правило поведения. Авторы, стремящиеся идти дальше, определяют, в свою очередь, правило поведения (хотя и не совсем адекватно) как суждение или нормативное суждение.

Задание 3. Поспорьте с автором той же работы. Прав ли ученый, говоря об образности научной мысли?* Проследите смешение стилей в данном тексте. Исправьте текст.

В юридической науке и практике существуют метафоры как отражение метафор, содержащихся в языке закона, так и свои собственные. С помощью метафор наука добивается определенной образности, наглядности, доступности научной мысли, а также краткости. Метафоры зачастую использовали классики марксизма-ленинизма для достижения указанных целей. Вспомните начало «Манифеста Коммунистической партии»: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» или известное выражение: «государство — машина, чтобы угнетать одних другими». «Этой машиной и дубиной мы разгромим всякую эксплуатацию», — говорил В. И. Ленин в лекции «О государстве» и заканчивал: «Мы эту машину отдадим на слом». Или вспомним другое образное выражение В. И. Ленина о том, что рабочему и крестьянину никогда не прорваться через проволочные заграждения буржуазных запалов».

Задание 4. Прочитайте текст научного сообщения, подготовленного студенткой юридического факультета. Обратите внимание, как сформулирована цель работы; подумайте, насколько аргументированным и воздействующим является сообщение. Чем это достигается? Выделите структурно-композиционные части сообщения; проследите логику рассуждения: как определяются понятия, даются суждения и умозаключения. Пронаблюдайте, где

* Для ответа на этот вопрос прочитайте: Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993. Тема «Научный стиль».


3—3431


52 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи

и как указан конфликт, на котором построено сообщение; отметьте констатацию, опровержение, доказательство, их последовательность в работе; проследите, как создается смысловая градация. Выделите языковые средства, раскрывающие объективность и отвлеченно-обобщенность. Укажите средства связи, отражающие подчеркнутую логичность на уровне предложений и их частей, на уровне композиционных частей сообщения.

Шустова М. Л. Проявление функции долженствования в тексте уголовно-процессуального закона

В лингвистике и юридической литературе неоднократно обращалось внимание на функции языка права. Так, А. А. Ушаков указывал, что основной функцией языка в праве является выражение волевых предписаний государства, передача этих предписаний гражданам и учреждениям1. Лингвисты, в частности, М. Н. Кожина, утверждают, что язык права несет на себе стилевую окраску долженствования2.

Обратившись к исследованию языка Уголовного кодекса РСФСР и Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, мы отметили, что наиболее отчетливо и разнообразно функция повеления проявляется в синтаксисе УПК РСФСР. Однако язык УПК не был предметом наблюдения лингвистов, хотя необходимость его изучения вызывается все возрастающим к нему интересом юристов3, а также проблемами практического применения норм уголовно-процессуального закона. Именно вопросы практического характера определили тему нашего исследования.

Цель данной работы — рассмотреть, как предписания УПК РСФСР реализуются в языковых средствах, т. е. как в соответствии с его содержанием проявляется функция долженствования (далее — ФД); проследить разновидности проявления ФД в зависимости от вида правовой нормы; выделить наиболее частотные модели, через которые выражается функция долженствования.

Прежде чем говорить о способах и формах проявления ФД, следует определить понятие функция языка. Функцию языка, вслед за В. А. Аврориным4, мы понимаем как практическое проявление сущности языка, реализацию его назначения в качестве средства коммуникации в обществе.

Для сферы общения, соотносимой с функциональным стилем, как известно, характерна определенная форма общественного сознания, тип мышления5. Коммуникация в области правовых отношений призвана служить осуществлению основных функций права: функций регулирования общественных отношений,

1 См.: Ушаков А. А. Очерки советской законодательной стилистики: Учеб. посо-
бие. Ч. 1. Пермь, 1967. С. 83.

2 См.: Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1983. С. 175; ее же. О
речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь
1972.

3 См., напр.: Савицкий В. М. Язык процессуального закона: Вопросы терминоло-
гии. М., 1987; Соловьева Т. А. Оценочные понятия и суждения в уголовно-процес-
суальном праве // Правоведение. 1987. № 3.

4 См.: Аврорин В. А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. Л.
1975. С. 34.

s См.: Кожина М. Н. Стилистика... С. 48.


 

 

Тема 2. Научный стиль

волеизъявления6. Регулирование процессуальных действий, прав и обязанностей государственных правоохранительных органов, а также лиц, участвующих в уголовном процессе (свидетелей, защитников, обвиняемых и др.), заложено в нормах УПК РСФСР.

Функция долженствования, являясь коммуникативной функцией, как пишет Г. А. Золотова7, наиболее ярко и полно выражается в синтаксических единицах, так как синтаксис непосредственно соотносится с процессом мышления и процессом коммуникации. Эта функция выражается в основном в формах сказуемого.

Достаточно полное описание форм проявления долженствования в официально-деловом стиле содержится в работах М. Н. Кожиной, после чего оно так или иначе повторялось некоторыми лингвистами, причем не всегда обоснованно выражающими свое мнение. Так, Т. В. Губаева считает, что «модальность долженствования рассматривается в таких конкретно-языковых проявлениях, как инфинитивы...»8. Подобная форма проявления долженствования как в языке УК РСФСР, так и в языке УПК РСФСР нами не обнаружена. Однако в УПК мы выявили различные и довольно интересные способы проявления функции повеления. При явном многообразии моделей сказуемого и оттенков долженствования в нормах УПК нам представляется важным выяснить, от чего зависит выбор определенной модели сказуемого в том или ином случае. Необходимость выбора формы сказуемого, по нашему мнению, обусловлена характером содержания правовой нормы.

Уголовно-процессуальная норма предоставляет работникам правоохранительных органов государства и другим участникам уголовного процесса юридические права и налагает на них юридические обязанности9. В зависимости от характера прав и обязанностей регулятивные нормы (т. е. нормы УПК) подразделяются на три вида: 1) обязывающие — устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия; 2) запрещающие — устанавливающие запреты на действия известного рода; 3) управомочивающие, или дозволяющие, — юридические нормы, которые устанавливают права на совершение управомоченным лицом тех или иных действий10.

Кроме того, текст уголовно-процессуальной нормы характеризуется своеобразной композицией. Он содержит два элемента: гипотезу, которая указывает на условия действия нормы, и диспозицию, указывающую на содержание прав и обязанностей. ФД, как правило, проявляется во второй части нормы — в диспозиции, например: Если при выемке, обыске, наложении ареста на имущество имели место попытки уничтожить или спрятать предметы и документы... протокол должен содержать указание на это (ст. 176). При наличии оснований, указанных в статье 89 настоящего Кодекса, следователь может избрать в отношении разыскиваемого меру пресечения (ст.19б). Если обвиняемый не заявил о желании иметь защитника, ему предъявляются для ознакомления все материалы дела (ст. 201)11.

В зависимости от приведенной выше классификации уголовно-процессуальных норм мы выделяем два способа выражения ФД, используя при этом услов-

6 См. там же. С. 175.

7 См.: Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.,
1973. С. 6—7.

8 См.: Губаева Т. В. Языковые оценочные структуры в тексте уголовного закона // Теоретические проблемы стилистики текста: Тез. докл. Казань, 1985. С. 82.

9 См.: Алексеев С. С. Общая теория права: Курс в 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 32.

10См. там же. С. 69.

11 Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 1984.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...