Тема 3. Публицистический стиль 63
дарты (охрана общественного порядка, житель города, по вахтовому методу), пассивная форма выражения (была поднята на ноги, были задержаны с поличным). В целом же заметка неофициально-информативного характера сочетает в себе фактологическую точность и стандартные средства языка с экспрессивно-эмоциональными. Важная роль в создании структурно-смысловой целостности текста принадлежит его названию. Различаются заголовки информативные (Трудно служить в милиции; Приговор по делу о взятках; Адвокаты открывают представительство; МВД РФ сообщает; Преступность на транспорте; Авторитет личности и др.) и оценочные (Из когорты отважных. Чума века. Современное видение рынка и т. д.) На головок должен заинтересовать читателя, настроить на восприятие информации, определить отношение к ней. § 3. Публичная лекция Одним из жанром публицистического стиля, представляющим ораторское искусство, является публичная лекция, т. е. устная речь, обращенная к многочисленной аудитории, направленная на убеждение, на формирование ими упрочение в сознании слушателей определенных установок И публичной лекции проявляются навыки и умение оратора подготовить и произнести речь, воздействующую па аудиторию. Лекции на правовые темы повышают уровень правовой грамотности и правовой культуры граждан, воспитывают уважение к, закону и правопорядку, расширяют кругозор слушателей, формируют их правосознание, порождают их правомерное поведение. Задача лектора-пропагандиста права не только сообщить сведения по определенной юридически важной теме, но и объяснить их, сформировать определенное отношение к ним. Важной информацией, к примеру, является такая: новое в законодательстве, состояние правопорядка в стране и отдельных регионах, пенсионное обеспечение граждан, деятельность акционерных обществ и др.
Лекции на правовые темы, в отличие от других публичных лекций, характеризуются большей конкретностью. Различаясь между собой тематикой, они так или иначе связаны с правом. Здесь, как и в судебной речи, все подчинено содержанию; здесь не должно быть преувеличений, вымышленных эпизодов, домыслов лектора. Лекции на правовые темы должны отличать: 1) глубина идейно-теоретического содержания и фактологическая точность; 2) защита прав граждан; 3) правдивость, т. е. полное соответствие объясняемых явлений объективной истине; рассмот- 64 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи рение общественных явлений в их противоречивости; 4) доходчивость, или простота, необходимость сложные вопросы сделать доступными для слушателей. Правовое мышление в высокой степени связано с требованием логичности. Логичность определяется как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли4. Мыслить и рассуждать логично — значит мыслить точно и последовательно, доказательно, не допускать противоречий в суждениях. Логичность на уровне целого текста лекции создается прежде всего ее композицией, а также рядом логических приемов, основные из которых — определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Основу целостности публичной лекции составляет предметно-структурное содержание, логическая структура, организованная вокруг основной мысли — тезиса. Для публичной лекции характерно трехчастное деление: вступление (введение в тему), основная часть (разрешение поставленных в лекции вопросов), заключение (подведение итогов). Вступление определяется замыслом лекции и является основой для раскрытия темы. Обычно оно указывает на важность темы, определяет тему выступления, сообщает его план или дает экскурс в историю вопроса. В молодежной аудитории это может быть рассказ о каком-либо интересном факте, относящемся к теме лекции, с последующим переходом к теоретической постановке проблемы. А. Ф. Кони советовал лекторам подбирать такое вступление, которое бы «зацепило» слушателей, привлекло их внимание; которое обязательно должно быть «в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью»5. Таким «зацепляющим» было вступление к лекции на тему «На пути к правовому государству»6. Оратор обратился к слушателям с вопросами: Мне интересно // что вы знаете / о правовом государстве // А как вы думаете / может ли у нас повториться // 37-й год //, — побуждая их вступить в диалог.
Это вызвало интерес к теме, активизировало мысль слушателей, мобилизовало их внимание и пробудило желание участвовать вместе с лектором в поиске истины. Кроме того, такой прием позволил оратору осуществить плавный переход к постановке проблемы. Запомните, что вступление выполняет функцию психологической и логической подготовки слушателей к восприятию лекции. Оно не должно быть длинным. Заключение лекции должно быть также кратким, должно логически завершать тему. Тема 3. Публицистический стиль 65 Чтобы обеспечить логичность рассуждения, следует помнить, что центральным пунктом всякого доказательства является тезис; его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание лекции. В лекции на тему «На пути к правовому государству» основной тезис — «формирование правового государства — одна из гарантий необратимости перестройки». Логическую перспективу лекции оратор выстроил следующим образом: Вступление. Постановка проблемы. Основная часть. i § 1. Понятие правового государства. § 2. История вопроса о правовом государстве. § 3. Условия формирования правового государства. Заключение. Дорогу осилит идущий. Такая четкая структура лекции, ее безупречная логичность позволяют создать смысловую градацию. И это очень важно! От определения понятия и его объяснения оратор перешел к анализу многочисленных идей создания правового государства. Таким образом, мысль оратора движется логично от констатации → к опровержению→ доказательству, и каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. Это позволяет удержать внимание слушателей на протяжении всей лекции. Поддержанию внимания способствует также наличие конфликтной ситуации, подача фактов в противопоставлении.
Логичность на уровне отдельных частей лекции зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей. Одним из средств связи являются логические вопросы, которые в монологической речи ориентированы не на получение ответа, а на передачу информации. Употребленные во вступлении вопросы формулируют проблему (или проблемы), поставленную в лекции: «Формирование / правового государства / одна из главных / задач / перестройки // Что же представляет собой / правовое государство // Каковы его признаки // пути построения // Что сделано / для его создания II Что предстоит сделать // Какие силы / способствуют / решению этой задачи //А какие тормозят / общественный процесс//». Эти вопросы экспрессивно развертывают информацию, данную в посылочном высказывании, определяют проблематику лекции, и всю речь оратор выстраивает как ответ на эти вопросы. Логические вопросы могут формулировать микротему дальнейшего тематического отрезка речи: «В выступлениях депутатов / трудах ученых и публицистов / идея правового государст- 66 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи ва / получила дальнейшее развитие / как в виде / теоретических положений / так и в форме конкретных / политических действий / принятых законом / и так далее // Каковы же основные // наиболее существенные черты / правового государства // Первым его признаком / является верховенство закона / во всех сферах жизни //». Расчленяя текст лекции интонационно, такие вопросы-микротемы выделяют логические отрезки речи. Кроме того, они осуществляют переход от одной композиционной части к другой. Иногда логический вопрос сопровождается лексическими указателями: Еще один вопрос. Логическому и законченному изложению сложных вопросов помогает использование периода. П е р и о д — синтаксическое построение, характеризующееся единством темы, строгим интонационным делением на две части и полнотой, законченностью выражения мысли. Например: Когда вся деятельность государства / его органов / и должностных лиц / основывается на законе // когда все органы / связаны / правовыми предписаниями / и не отступают от них // когда все нарушения / подлежат ответственности // такое государство / можно считать правовым //.
Средством, создающим логичность и связность на уровне связного текста, являются повторы. Это, как правило, повторение последнего слова в высказывании: «Любое государство / неразрывно связано / с правом // Право / инструмент / в руках государства / при помощи которого / оно регулирует / поведение организаций / должностных лиц/ и граждан//». Различные средства связи — союзы, местоимения, наречия, вводные слова, этикетные формулы и др. — также способствуют логичному выражению мысли: «Если государству необходимо / чтобы люди совершали / или наоборот не совершали / какие-либо поступки / оно прибегает / к различным средствам воздействия // Одно из них / издание законов //и других нормативных актов // Но не всякое государство / не всякое государство / в котором действует право / является правовым//» или: «Под влиянием передовых идей / в ряде стран / были приняты конституции / которые провозгласили / демократические права и свободы // Однако / реакционная часть буржуазии / стремилась ограничить / их реальное осуществление // Поэтому воплощение идей / правового государства / в жизнь / характеризуется длительной / и сложной борьбой / между консервативными и прогрессивными силами//». Средствами связности являются и * Более подробно об этом см.: Ивакина Н. Н. Культура судебной речи… Тема«Речевые средства-логичности». Тема 3. Публицистический стиль 67 такие слова и словосочетания: рассмотрим, перейдем к рассмотрению, остановимся на ... Логичному завершению темы может служить обрамление* — прием, состоящий в том, что в заключении повторяется или варьируется, углубляется мысль, выраженная во вступлении. Обрамление может быть приемлемо, когда во вступлении выдвигается тезис, который оратор собирается доказать. В этом случае обрамление не только поможет подвести мысль к логическому концу, но и усилит значение посылочного тезиса, подчеркнет его обоснованность. Доходчивости изложения способствует объяснение значения иноязычных слов, юридических терминов. Вот как сделал это оратор в анализируемой нами лекции: «Так Конституция /1936 года / провозглашала права и свободы граждан / выборность / органов власти / и так далее // Однако это был лишь камуфляж / призванный маскировать произвол / и беззаконие»; «Референдум / то есть всенародное голосование / считается самой демократической / процедурой//».
Сделать сложные правовые вопросы доступными для слушателей помогает открытая их оценка, данная лектором, например: «Вряд ли верно / принимать путем референдума / многостатейные законы / так как при согласии / с некоторыми положениями / и несогласии с другими / возникает затруднительная ситуация // Голосовать за проект в целом / или против //»; «Положительную роль сыграло бы / и поименное голосование депутатов //»; «Поэтому следует согласиться / с проектом Закона о выборах//»; «Поскольку права формулируются в законах / создается впечатление / будто государство / наделяет ими граждан / и тогда получается / что права / нечто вроде подарка / а что даровано / может быть отобрано // Это в корне неверный взгляд // Права и.свободы / неотъемлемо принадлежат личности //»; «Основной довод против фракций и оппозиций / заключается в том / что современные условия / требуют / консолидации сил // Мысль безусловно верная // но / как это ни парадоксально / появление групп / в условиях плюрализма мнений / и является путем / к подлинной консолидации сил //». Оценку могут выражать и риторические вопросы: «Все мы были очевидцами / выдвижения нескольких кандидатов / острой предвыборной борьбы / а в некоторых округах / повторного голосования // Разве это / не шаги / в сторону создания правового государства //». * Подробно об этом см.: Ивакина Н. Н. Культура судебной речи... С. 93.
68 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи Каждая лекция на правовую тему характеризуется целенаправленным воздействием на слушателей, достижением запланированного субъектом речи эффекта. Воздействие понимается как привлечение внимания слушающих к предмету речи. Главным средством воздействия является организация материала, исследование фактов. Если лектор не боится ставить острые вопросы и находить им правильное решение, его речь звучит убедительно. Это рациональное воздействие на сознание слушателей. Но существуют и речевые средства воздействия. Лекция не может считаться успешной, если оратор не смог вызвать ответную реакцию аудитории. Одним из способов воздействия является прием адресации, т. е. способа отражения в речи наличия лица, к которому обращена речь: «Что же получается / при несоблюдении / законотворческой процедуры // Это можно показать / на конкретном примере / из жизни нашего города // Вы помните/ несколько лет тому назад / в Красноярске / было снято движение транспорта / с проспекта Мира // Вам известно также / что решение принималось / узким кругом / руководителей / и причинило много неудобств / жителям города //». Используются также высказывания Вам, вероятно, интересно; как Вы знаете и др. Оратор регулирует процесс восприятия, организует и направляет внимание слушателей, стремится вовлечь их в ход своих рассуждений, заставляет думать, размышлять: «Даже у одного и того же человека / при переходе из одной социальной группы в другую / меняются интересы // Сравните / отношение шофера / к пешеходам / и его отношение к водителям / когда он сам превратился в пешехода //»; «Рассмотрим один / из наиболее актуальных / и острых аспектов / пределы свободы слова //»; «При ведомственном порядке / спор разрешает / одна из спорящих сторон / либо ее вышестоящее ведомственное начальство / что препятствует вынесению / справедливых решений // Давайте обратимся к наглядному примеру //». Лекторское мы объединяет оратора и слушателей в процессе поиска истины: Все мы были очевидцами; Мы были свидетелями; Нам с вами известен / такой термин / телефонное право. Рассмотренные нами интеллектуализированные средства воздействия повышают экспрессивность речи. Принципиально необходимым является и эмоциональное воздействие на чувства, так как «человеческая мысль постоянно колеблется между логическим восприятием и эмоцией; мы или понимаем, или чувствуем, чаще всего наша мысль складывается одновременно из логической идеи и чувства»7. Без эмоционального воздействия ослабляется эффективность превращения знаний в личные убеждения. Тема 3. Публицистический стиль 69 Какие речевые средства способствуют эмоциональному воздействию на слушателей? Это может быть использование пословицы: Путь к правовому государству / предстоит долгий и трудный // Но общество встает на этот путь // А как гласит народная мудрость / дорогу осилит / только идущий //, введение художественного образа: В отношении общегражданских прав / должен действовать принцип / разрешено все / что не запрещено /и в дополнение к нему / исчерпывающий перечень запретов // Эту идею / образно выразил / поэт Евгений Евтушенко / И ежели невозможно / жить без сетей / на свете / то пусть тогда это будут / хотя бы законные сети. Это может быть антонимия, которая позволяет уточнить важные детали: Выполнять фактически / роль руководящей силы общества / и закреплять ее / в основном законе страны / разные вещи // И это принципиальное различие // ибо оно определяет / методы воздействия / партии на общество // использование / не авторитета силы / а силы авторитета / то есть методов убеждения. Повторение слов не только служит точному выражению мысли, но и создает экспрессивность речи: В правовом государстве / суд должен иметь право / рассматривать любые / конфликты / любых граждан / с любыми властями. Из метафор используются, как правило, привычные типа могут вырасти профессиональные политики; сломать аппаратно-бюрократические методы; щадящие формулировки; образные метафоры встречаются реже: находятся на острие общественных интересов, самостоятельная ветвь власти. Говоря об отсутствии личной ответственности руководителей государственных органов за принимаемые ими решения, лектор использует развернутое сравнение: У меня перед глазами / стоит сцена / из концерта Аркадия Райкина // Вы конечно помните / когда он выходит к зрителю / в испорченном костюме // и пытается выяснить / кто же конкретно / его шил // Ему отвечают / Мы. Таким образом, уместное использование оратором изобразительных средств способствует доступности и эмоциональности изложения материала, делает лекцию в высокой степени воздействующей. Синтаксический строй лекции на правовую тему отражает ее интеллектуальное содержание. Здесь много причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений, раскрывающих причинно-следственные отношения между явлениями. Частотна пассивная форма выражения: запрещается, допуска- 70 Часть I. Функциональные разновидности юридической речи ласъ, заменена, различаются и т. д. Распространены глаголы с ослабленным лексическим значением: нашло выражение, ставить вопрос, получило развитие, поддается контролю и др. Чтобы публичная лекция была воздействующей, необходимо серьезно работать над освоением темы, построением текста, нужно овладевать методикой чтения лекций, культурой речи. Работу оратора над лекцией можно представить следующим образом8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|